Сергей Синенко
Башкирии нужен еще один аудит
Вот и закончились эти чертовы холода! Весна, капель. Оживают люди, мухи! Потянулись в Уфу стаи перелетных чижиков-пыжиков. Просыпаются веселые козявки, паучки-червячки, щурятся на солнце, курлыкают-мурлыкают. Некоторых опять мучают вековечные вопросы — кто мы, где мы?! Уфимская губерния, Башкирия или Башкортостан? Депутаты Госдумы России А. Назаров и В. Мединский, политик Р. Ахмадинуров, обсуждая подпорченный имидж республики, рекомендуют для привлечения инвестиций использовать, как основной, бренд «Башкирия».
Заместитель председателя Всемирного Курултая башкир В. Бадретдинов предлагает (пусть это и словесный пассаж) поставить памятник Муртазе Губайдулловичу прижизненно, а также запретить использование слова «Башкирия» официально, а говорить только «Башкортостан». Депутатам он вменяет в вину отказ от названия Башкортостан «так как оно, по их мнению, было специально навязано республике в годы суверенитета». Депутаты обвиняются также в покушении на ключевые символы всей идеологической конструкции. «Этими лжезащитниками интересов народа также была предпринята попытка очередной раз опорочить имя национального героя башкирского народа Салавата Юлаева». В. Бадретдинов даже обращается к Всевышнему («Правоверные, ради Аллаха, будьте свидетелями…»), предлагает провести психиатрическую экспертизу одного из депутатов и т.п.
Не исключено, конечно, что он прав, раз так говорит… А может и нет… Вот бы во всем разобраться. «Имидж», «бренд», «позиционировать»… Слова все какие-то городские! Сталина на них нет. Он, как крупный лингвист, сразу бы всех разрулил…
Но давайте серьезно. Аудиторы из комиссии Сергея Степашина, проверявшие бюджет и экономику, недавно обнародовали предварительные результаты. Счетной палатой РФ выявлены многочисленные подтасовки, подчистки. В общей сложности пропало 22,6 миллиарда рублей, четверть республиканского бюджета.
Что сказать? – хорошо, что не больше, лично я бы не удивился, если б узнал – «не хватает половины» или даже «украли три четверти»! Но вообще здорово – так вот взяли и подсчитали. А если бы так с идеологией, с нашей пропагандисткой машиной, с «имиджами» и «брендами»? Как бы их пересчитать?
Вот было бы хорошо. Вот бы взять и провести еще один аудит. Аудит всего идеологического хозяйства, всей пропагандисткой конструкции, созданной прежним руководством – взять и проверить на достоверность все ключевые, опорные символы. Может, тоже найдутся какие-то подтасовки, подчистки?
Может, и в этой области обнаружатся мыльные пузыри?..
Послушайте, товарищи и господа. На дворе весна. А почему, действительно, не провести такой аудит? Аудит – это всегда хорошо. Хорошо знать точно, с чем ты имеешь дело, сколько кур и овец в твоем хозяйстве. В этом заинтересовано, прежде всего, новое руководство (не брать же на себя огрехи предыдущей власти). Нужен такой аудит и обществу в целом, чтобы не топтаться на месте.
В общем, думается, таким аудитом самое время заняться. Задача эта, не исключено, может оказаться в чем-то и посложней финансового аудита, но если такой анализ проведен не будет, паровоз с новым машинистом еще долго будет пилить по старым рельсам и в том же самом направлении. Новая власть, погруженная в бездну хозяйственных вопросов, физически не имеет возможности разобраться во всех хитросплетениях, нередко повторяет мантры из старого лексикона (признаюсь, слово «мантры» я позаимствовал из письма В. Бадретдинова руководителю региона, уж так мне они понравились, эти «мантры»…).
Только как такой аудит провести? К Сергею Степашину обратиться? Ему доверяем, только вряд ли он в этом деле поможет. Что, неужели придется самим?
(Внутри сразу все похолодело…). А как же по-другому? А кто же еще? Да, только сами. Тема – базовые символы пропагандисткой конструкции. Причем, если уж браться за это, то делать нужно не кулуарно, а общественно, с участием оппонентов. Ведь всех это касается. Ведь это один из принципов аудита – рассматривать максимальный объем информации по спорным вопросам, проверять и перепроверять. Скажу откровенно, нравятся слова В. Бадретдинова кому-то или нет, но и без него не обойтись!
Только поменьше эмоций, нужны конструктивные мнения. Только не кричите «шухер»! И, самое главное, не надо ругаться. Все мы не без недостатков и каждый о своих знает. Не обзывать друг дружку, а то какой же получится аудит?! Так, базарная перепалка… А нужен диалог. Без ядовитых слюней, без кулаков.
И вот так, по-доброму, всем миром, перекрестясь, а также воздав хвалу Всевышнему, мы этот общественный аудит потихонечку и зачнем! Остается одно – маленько помозговать. Подумать, с какой стороны подойти…
Если договорились, значит, до скорого. Через пару — другую деньков. Здесь же. На этом же месте.
Первая публикация — «Уфимский журнал»