…8 сентября 1943 года колокольный звон оповестил жителей Москвы об избрании митрополита Сергия Страгородского Патриархом всея Руси. Тем же Собором был избран Священный Синод. В слове, сказанном перед интронизацией в московском Богоявленском соборе, первый советский Патриарх признался: «В звании патриаршего местоблюстителя я чувствовал себя временным и не так сильно опасался за возможные ошибки. Будет, думал я, избран Патриарх, он и исправит все допущенные ошибки».
В первый же день своего полновластия Сергий предложил семнадцати избравшим его епископам подписать церковное проклятие тем православным людям, которые «встречают немцев как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства». Были там и такие слова – «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным». Документ был принят, газета «Известия» известила об этом заголовком «Осуждение изменников вере и Отечеству».
Патриарх Сергий и руководители Русской православной церкви, октябрь 1943 г.
Вскоре после провозглашения Сергия Патриархом состояние его здоровья резко ухудшилось. От службы в храмах пришлось отказаться. Сохранилось предание, что однажды, прогуливаясь во дворе патриаршей резиденции, Сергий оглянулся и увидел страшную картину: за ним пристроилась длинная очередь из архиереев с черными лицами. Ему привиделись черные эфиопы, некоторые – совсем карлики. Шествие напоминало многокилометровую змею…
Об этом видении Сергий рассказал в кругу приближенных. Умер он 15 мая 1944 года через восемь месяцев после провозглашения Патриархом.
Патриарх Московский и всея Руси Сергий
В 1942 году Уфимская епархия была восстановлена. Архиерейскую кафедру ненадолго занял возвращенный из ссылки архиепископ Алексий (Сергеев). Несмотря на то, что во всех источниках, и церковных, и светских, время руководства Алексием епархией обозначено неопределенно, 1942 – сентябрь 1942 года, его называют первым уфимским архипастырем 1940-х годов.
Тут необходима оговорка. Между некоторыми из имеющихся документов военного периода нет стыковки. Сомнения вызывает многое, и неясность фигуры самого Алексия, и обстоятельства назначения на Уфимскую кафедру, наконец, воспоминания регента уфимской Покровской церкви монахини Гавриилы об архиерее, которого все ждали, а который все не ехал.
То, что известно, характеризовало Алексия достаточно негативно. Такой, например, его поступок. В начале 1933 года он подал в правоохранительные органы сведения о том, что при московском храме преподобного Сергия нелегально созданы монастырь и духовная академия, а во время следствия выступил свидетелем обвинения против братии и прихожан Сергиевского храма. Всего по этому делу было арестовано двадцать четыре человека – священнослужители и миряне, в том числе и преподобномученик Феодор (Богоявленский).
Далее. В 1939 году Алексий, будучи Ивановским епископом, был запрещен в священнослужении. Оказывается, годом раньше, после того как епископ Алексий увидел в советских газетах имя Патриаршего Местоблюстителя Сергия среди «шпионов и диверсантов», он поспешил объявить о разрыве с митрополитом и провозгласил в Иванове «автокефалию». За это он был смещен с кафедры с преданием суду архиереев. Позже был прощен, в декабре 1940 года принят в общение с Церковью, назначен на Тульскую кафедру, после чего ему было поручено временное управление Кишиневской епархией.
В мае 1941 года стал архиепископом Кишиневским и Бессарабским. После отступления Красной армией из Молдавии архиепископ Алексий спешно покинул свою епархию и был назначен на Орловскую и Курскую кафедру. Когда же в октябре 1941 года неприятель занял Орел, ему был присвоен титул архиепископа Тамбовского…
Биографическая справка
Алексий (Сергеев), 1942
1899, 15 января Рождение Алексия (Виктора Михайловича Сергеева) в Московской губернии. Окончил общеобразовательное отделение Школы живописи, ваяния и зодчества, а в 1919 году – архитектурное отделение Школы зодчества.
1923 Поступил послушником в Смоленско-Зосимову пустынь Владимирской епархии, возведен в сан дьякона, переведен в Высокопетровский монастырь в Москве.
1925 (1927?) Пострижен в монашество.
1927 Возведен в сан иеромонаха.
1932 Возведен в сан архимандрита.
1933 По донесениям Алексия (Сергеева) в правоохранительные органы организован политический процесс. Архимандрит выступил главным свидетелем обвинения.
1935, 20 мая Хиротонисан во епископа Каширского, викария Московской епархии.
1936 Назначен епископом Серпуховским.
1937, 5 августа Назначен епископом Вологодским, но в епархию не поехал. 16 августа назначен епископом Егорьевским, викарием Московской епархии. 1 сентября назначен епископом Ивановским.
1938 Отошел от Митрополита Сергия.
1939 Запрещен в священнослужении.
1940, декабрь Назначен епископом Тульским, временно управлял Кишиневской епархией.
1941 С возведением в сан архиепископа назначен архиепископом Кишиневским и Бессарабским.
1942 Назначен архиепископом Уфимским.
1942, сентябрь Назначен архиепископом Рязанским.
1943, 11 июля Назначен управляющим Калужской и Тульской епархией.
1943, 8 сентября Участник Собора для избрания митрополита Сергия в Патриархи.
1944, май Назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.
1945-1946 Направлялся патриархией в зарубежные поездки для переговоров о возобновлении канонической связи с Московской Патриархией.
1947, 13 января Назначен архиепископом Курским и Белгородским.
1948, 3 июня Назначен архиепископом Челябинским и Златоустовским.
1950, 17 марта Назначен архиепископом Калининским и Кашинским.
1951, 20 июля Назначен временно управляющим Великолуцкой епархией.
1954, 29 июля Согласно прошению, уволен на покой.
1957, 14 марта Назначен архиепископом Алма-Атинским.
1958, 20 февраля Уволен на покой.
1968, 6 апреля Скончался, погребен на Калитниковском кладбище в Москве.
Первые епископские хиротонии в годы Великой Отечественной войны состоялась в декабре 1941 года в Куйбышеве. Был подписан указ о переводе Куйбышевского архиепископа Андрея (Комарова) на Саратовскую кафедру. Приблизительно в это время архиепископ Можайский Сергий получил назначение на Горьковскую и Арзамасскую кафедру. Освобождение Калуги сопровождалось назначением на Калужскую кафедру в начале 1942 года переведенного из Куйбышева вскоре после своей хиротонии епископа Питирима, а архиепископом Куйбышевским стал Алексий (Палицын).
Замещена была и кафедра в Уфе, куда эвакуировали Коминтерн и где исторически находилось Центральное духовное управление мусульман. Уже в феврале 1942 года архиепископом Уфимским значится Алексий (Сергеев). Однако в Уфу он так и не приехал.
Некоторые предположения можно высказать. Вероятно, это было связано с планами использовать Церковь в пропагандистских целях. С середины февраля 1942 года митрополит Николай, архиепископ Сергий, а также еще три иерарха – архиепископы Куйбышевский Алексий (Палицын) и Уфимский Алексий (Сергеев), а также епископ Калужский Питирим (Свиридов) находились в Москве. Лаврентий Берия почти в то же самое время обращался к Сталину с просьбой о разрешении «НКВД принять необходимые меры к обеспечению издания Московской Патриархией книги-альбома «Правда о религии в СССР» (при выпуске книги название скорректировали – «Правда о религии в России»). Книга должна была стать свидетельством того, что религиозных гонений в стране. Подготовкой этого издания весной-летом и занимались почти все находившиеся в Москве архиереи, включая Алексия (Сергеева).
В начале лета архиепископ Алексий был назначен на Рязанскую кафедру, а 13 июля 1942 года правящим архиереем в Уфу решено было определить «ожидающего назначения» епископа Стефана (Проценко), осенью того же года возведенного в сан архиепископа. Приведем два редких документа того времени.
Определение
Патриаршего Местоблюстителя, Главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского
г. Ульяновск, от 13 июля 1942 г.
Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя о целесообразности назначить Преосвященного архиепископа Уфимского Алексия (Сергеева), до сих пор не смогшего прибыть в Уфу, на какую-нибудь другую кафедру, а Уфимскую предоставить Преосвященному бывшему Черниговскому Стефану (Проценко), ожидающему назначения и изъявляющему готовность принять оное.
По бывшим суждениям определили. Преосвященному архиепископу Уфимскому Алексию (Сергееву) быть архиепископом Рязанским с обязательством иметь постоянное жительство в г. Рязани или в другом из городов Рязанской епархии. Преосвященному бывшему Черниговскому Стефану (Проценко) быть епископом Уфимским с пребыванием в г. Уфе. О чем и послать названным Преосвященным архипастырям к исполнению указы.
Патриарший Местоблюститель Сергий, митрополит Московский, Николай, митрополит Киевский, Иоанн, архиепископ Ульяновский,
Алексий, архиепископ Уфимский, Андрей, архиепископ Саратовский.
Определение
Патриаршего Местоблюстителя, Главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского
г. Ульяновск, от 10 октября 1942 г.
Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя следующего содержания: «Ввиду более чем 16-летнего состояния Преосвященного Уфимского Стефана (Проценко) в сане архиерея считаю справедливым возвести названного Преосвященного во архиепископа».
Определили. По содержанию предложения дать Преосвященному Уфимскому Стефану (Проценку) к исполнению указ.
Патриарший Местоблюститель Сергий, митрополит Московский, Алексий, архиепископ Куйбышевский, Стефан, епископ Уфимский, Андрей, архиепископ Казанский.
…Вскоре после восстановления епархии в Уфу стали возвращаться, чтобы продолжить свое служение, оставшиеся в живых священники. В единственной действующей уфимской церкви, Сергиевской, стали служить священник Димитрий Логачевский – в предвоенные годы он сидел в Уфимских лагерях, и иеромонах Ксинофонт (Синютин), также бывший заключенный. В 1943 году в Уфе была открыта вторая церковь, Крестовоздвиженская. В Сергиевскую церковь был назначен постоянный настоятель, в епархию прислан архиерей Стефан (Проценко).
Архиепископ Стефан (Проценко) возглавлял Уфимскую епархию в 1942-1944 гг.
В восстанавливающейся Уфимской епархии проходили сборы для фронта и помощи семьям военнослужащих, в храмах звучали молебны о победе над врагом, проповеди антифашистского характера. Так, ко дню проведения праздника Пасхи в 1944 году архиепископ Стефан в Сергиевской церкви произнес речь «Гитлер – враг христианства и всего человечества».
Биографическая справка
Стефан (Проценко), 1942 – 25 августа 1944
1889, 2 августа Рождение Стефана (Стефана Максимовича Проценко) в с. Палеевка Сумской области. Окончил агрономический институт, работал преподавателем.
1918 Окончил три курса Киевской духовной академии.
1922 Окончил Нежинский историко-филологический институт. 5 марта того же года рукоположен во священника, назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Носовки Черниговской области. Пострижен в монашество и 24 ноября 1922 года возведен в сан архимандрита.
1926, 26 августа Хиротонисан во епископа Козелецкого, викария Черниговской епархии.
1932, 28 октября Назначен епископом Черниговским и Козельским.
1936-1942 Епархией не управлял.
1942 Назначен епископом Уфимским. 10 ноября возведен в сан архиепископа.
1944, 25 августа Назначен архиепископом Полтавским и Кремнчугским.
1945 Награжден правом ношения креста на клобуке. 2 июня назначен архиепископом Харьковским и Богодуховским.
1959, 25 февраля Возведен в сан митрополита Харьковского и Богодуховского.
1960, 6 октября Скончался в г. Харькове.
По книге: Сергей Синенко УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ. художественно-документальное повествование. Уфа, 2009.