Михаило-Архангельская церковь в Бирске

sh103092_22 Михаило-Архангельская церковь в Бирске Православие

Михаило-Архангельский храм в Бирске на Галкиной горе. Фото Сергея Синенко

Михаило-Архангельская церковь в Бирске

Размещаю с небольшими сокращениями корреспонденцию М. Попова «Бирск. Освящение Михайло-Архангельской церкви» с подробным описанием храма в момент открытия, опубликованную в газете «Оренбургские губернские ведомости«. 1847. 6 декабря. См. также мой очерк «Тихое обаяние Бирска» о посещении Бирска год назад

В течение 7, 8, 9 ноября 1847 г. в Бирске происходило освящение вновь выстроенной церкви «во имя Архистратига Михаила на горе, называемой Галкиной.

До 1840 года в Бирске существовали две деревянные церкви: первая – соборная состояла из двух отдельных зданий: холодного во имя Архистратига Михаила на Галкиной горе и тёплого во имя Покрова Пресвятой Богородицы, возле базарной площади; неподалёку от первого и вторая – приходская во имя Св. Пророка Илии. Сообразно с числом церквей и город разделялся на два прихода большой с окрестными деревнями был соборным, а меньший, занимавший юго-западный угол города, приходским. Все сии церкви от времени пришли более или менее в ветхость, и заменение их прочнейшими было необходимостью ещё в 1833 году.

Проживавший в Бирске отставной Коллежский Секретарь А.Р. Ватлашев (ныне покойный), движимый благочестивым усердием и ревностию к православной вере, выстроил собственным иждивением на южном краю города каменную церковь во имя Св. Троицы, которая при освящении в 1840 году, по воле Св. Синода, названа соборною, а потому большая часть священной утвари и колокола из прежнего собора, таким образом упразднённого, были перенесены в новый; но город относительно приходов остался при прежнем делении.
Если бы это деление навсегда осталось постоянным, то жителям средины города и северной половины его сколько от гористой и изрытой оврагами местности, столько и по отдалённости от церквей исполнять христианские обязанности было бы очень затруднительно; а потому оно, как неудобное, по общему желанию граждан и с разрешения Епархиального Начальства, было изменено.

Читайте также:  ПО УЛИЦЕ ТРАКТОВОЙ

В приход к Свято-Троицкому Собору причислены только 17 дворов, находящихся на южном краю города и окрестные деревни; приход Св. Пророка Ильи уничтожен; самая церковь упразднена; всё имущество из неё перенесено в тёплое отделение бывшего Собора с назначением возобновить в нём отправление богослужения, и весь город, за исключением помянутых 17 дворов, отделённых к Собору, сделался приходом этой церкви. Вместе с такою переменою граждане предположили на месте холодного отделения бывшего Михайло-Архангельского Собора общими средствами воздвигнуть новый каменный храм во имя того же Архистратига, и первыми деятелями в этом благочестивом и необходимом предприятии были купцы Никита Серебряков и Данила Балаев, коих значительные приношения вместе с вкладами прочих и дали возможность осуществить богоугодное предначинание, которое им же общество и поручило привести в исполнение. По доведении строителями об этом до сведения Св. Синода, в Главном Управлении Путей Сообщения и публичных зданий были составлены план и фасад предположенной церкви в Византийском стиле, которые окончательно и утверждены в 1841 году.

sh103112-2 Михаило-Архангельская церковь в Бирске Православие

Михаило-Архангельская церковь, вид со стороны алтаря. Фото Сергея Синенко

sh103115-2 Михаило-Архангельская церковь в Бирске Православие

 

При получении благословенной грамоты от Преосвященного Иоанникия, Епископа Оренбургского и Уфимского, и по сломке деревянного здания прежнего Собора, совершена была закладка новой Церкви 24 мая 1842 года, которая в течении четырёх с половиною лет и была кончена. Остальное время по день освящения было употреблено на изготовление церковной утвари, ризницы и других принадлежностей. По совершённом приготовлении храма к освящению, строители возымели похвальное желание, чтобы новосозданный дом Божий был освящён руками Преосвященного Иоанникия, который с самого начала принимал живейшее участие в этом богоугодном деле.

Читайте также:  НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ УФИМСКОГО УЕЗДА

Купцы Серебряков и Балаев, отправясь в Губернский город Уфу, 21 Октября имели счастие лично изъявить об этом Его Преосвященству почтительнейшую свою просьбу, на которую получив благосклонное согласие Архипастыря, спешили обрадовать этим и прочих своих сограждан. Между тем настало время глубокой и угрюмой осени», но несмотря на распутицу 5 ноября в полдень «звон колоколов возвестил нам о его прибытии. Здесь кстати присовокупить, что в последние дни пред освящением со всех сторон входили в город многочисленные толпы богомольцев из окрестных селений, между которыми были пришельцы и из-за ста вёрст».

Совершилось освящение. «Теперь обратимся к описанию новосозданного Михайло-Архангельского храма, выстроенного из красного хорошо обозжённого кирпича, оштукатуренного внутри и снаружи и обелённого; крыша на нём железная, окрашенная зелёною масляною краскою; длина его 20 сажен, ширина 6; высота колокольни от земли до вершины креста 19 саж.; колоколов девять; самый большой весом в 101 ½ пуд, куплен купцом Серебряковым.

Место храма самое приличное Дому Господню, и указано самим Преосвященным Иоанникием, – это вершина возвышенности, господствующей над городом и большей части окрестностей. Почему из-за луговой стороны реки Белой новая церковь видна далеко. Отсюда город кажется расположенным амфитеатром на постепенно склоняющейся к берегу реки местности и ограниченным справа и слева Божиими Храмами, как верными хранителями православия, благочестия и народности.

Пол всей церкви и трёх наружных крылец чугунный. При входе с главного крыльца находится притвор, где устроена и лестница на колокольню. За ним следует тёплое отделение церкви с двумя приделами; потолок её поддерживается двумя четырегранными столбами. Между приделами устроен вход в холодное отделение церкви; здесь то изящно резной, прекрасно расположенный и весь позолоченный иконостас составляет то украшение и богатство новой церкви, которым она восходит на степень первых храмов нашего края.

Читайте также:  Усадьбы губернаторов Уфимско-Оренбургского края

Благолепие его ещё более увеличивают новые серебряные ризы, весом до 26 фунтов, на местных иконах Христа Спасителя и Пресвятой Девы. Этот самый иконостас был некогда украшением бывшего Михайло-Архангельского собора; но ныне он почти весь поновлён, как равно и самая живопись на иконах. Храмовой Образ Архистратига Михаила, работы первых мастеров Златоустовского завода, украшен почти всеми камнями, заключающимися в недрах Уральского хребта. Этот образ в особой киоте помещается блис левого клироса.

Средина церкви украшена огромною великолепною паникадилою. Иконостасы в приделах, совершенно новые, имеют резьбу по белому полю; рамы икон и прочие украшения вызолочены на полимент. Здесь 7 местных икон писаны в С. Петербурге от общества поощрения художеств. Из них по изяществу живописи особенного внимания заслуживают иконы Покрова Пресвятой Богородицы и Св. Пророка Илии. Всеми принадлежностями храм снабжён с избытком, особенно богата ризница. Здесь нельзя умолчать о тех белых парчевых ризах, в которые облачались все священнослужители во время троекратного освящения престолов нового храма, что и придавало величественному служению Архиерейскому торжественный и умилительный характер.

При построении церкви, купцом Серебряковым пожертвовано до 50 000 руб. асс., купцом Балаевым до 12 000 руб. асс.; ценность же всего храма простирается до 25 000 руб. сереб.» Далее цитата из проповеди.

М. Попов

(Оренбургские губернские ведомости. 1847. 6 декабря)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − девять =

Next Post

Патриотическая пропаганда в провинции 1914 г.

Вт Окт 27 , 2015
«Долой Германию, да здравствует Россия!», или опыт патриотической пропаганды 1914 г. Провинциальная Самара начала лета 1914 г., вдали от столичной суеты, вела тихую и размеренную […]
Патриотическая пропаганда в провинции 1914 г.