СКАНДАЛ СО ВКУСОМ ШАМПАНСКОГО: ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ В ТАТАРСТАНЕ ПОЛУЧИЛ «ЧЕРНУЮ МЕТКУ»
Геополитический скандал разразился на алкогольном рынке России. Крупнейший в стране производитель игристых вин, Русский винный дом «Абрау-Дюрсо», заявил, что Татарстан — единственный регион в стране, где компании не разрешают продавать шампанское с оригинальной этикеткой, на которой изображен двуглавый орел — символ, перекочевавший с герба царской России на герб России сегодняшней. В итоге перед тем, как выставить бутылки на наши прилавки, орлов на этикетках… заклеивают.
«Вечерняя Казань» выясняла, чем не угодила двуглавая птица с коронами регуляторам алкогольного рынка Татарстана.
«Казань запретила нам пользоваться госзнаком — двуглавым орлом в оформлении нашей продукции, — ответил в интервью федеральному информационному агентству президент винного дома «Абрау-Дюрсо».
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Павел Титов на вопрос корреспондента: «Сталкиваетесь ли вы как совладелец крупной компании и человек с фамилией Титов с коррупцией в регионах или препятствиями со стороны местных властей?» — Татарстан соблюдает каждую букву закона РФ, и они прочитали, что использование двуглавого орла запрещено, хотя нам разрешено, потому что Удельное ведомство Абрау-Дюрсо изначально принадлежало царской семье.
Они нас заставили заклеить этот госзнак. Хотя, мне кажется, речь скорее не о коррупции, а о региональном протекционизме».
Если вспомнить историю, то имение Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае было создано в 1870 году по указу императора Александра II и являлось поставщиком вин для императорского дома.
Так что двуглавая птица со скипетром, державой и при трех коронах действительно в какой-то мере может считаться торговой маркой этого предприятия.
Что касается «регионального протекционизма», то уполномоченный по защите прав предпринимателей Титов, видимо, тоже знает, о чем говорит.
За Госалкогольинспекцией РТ (кроме Татарстана подобный орган существует лишь в Брянской области) среди российских производителей и поставщиков алкоголя давно закрепилась слава «великого и ужасного» контролера, который всячески блюдет интересы местного алкопроизводителя и чинит препятствия чужакам.
Впрочем, подобные подозрения касались водки, но никак не шампанского…
Отправившись в ближайший к редакции магазин, корреспондент «Вечерней Казани» без труда нашла на винной полке бутылку шампанского «Абрау-Дюрсо» с тремя круглыми черными наклейками (каждая величиной примерно с двухрублевую монету): две из них красовались на самой этикетке, а третья была прилеплена сверху на горлышко. А купив бутылку и удалив черные наклейки, обнаружила под ними гордых двуглавых птиц.
В Госалкогольинспекции РТ корреспонденту «ВК» подтвердили, что действительно запрещают продавать на территории республики алкогольную продукцию с двуглавым орлом на этикетках. И заявили, что делают это на абсолютно законных основаниях: федеральный закон об использовании государственной символики, в частности герба, не допускает ее использования без разрешения соответствующих полномочных органов.
— У нас есть по этому поводу заключение главного герольдмейстера, где написано, что изображение государственного герба, в том числе и не точное, а сходное до степени смешения, противозаконно и недопустимо, — утверждает замруководителя ведомства Рустем Арсланов.
По данным Госалкогольинспекции РТ, «имперскими замашками» страдают не только производители шампанского из Краснодарского края, которые поместили на этикетку хоть и не золотого, как на гербе, орла, но сходного до степени смешения голубого, но и, к примеру, производители омской водки.
И вообще, считает Арсланов, производителям «Абрау-Дюрсо» грех обижаться на татарстанский надзорный орган, который пошел на уступки и разрешил реализовывать бутылки с заклеенными орлами на этикетках (как выяснилось, такой нестандартный выход предложили не инспекторы и не виноделы, а оптовик, поставляющий в Татарстан это шампанское, — фирма «Росич»).
— На самом деле мы могли вообще не допускать продукцию к продаже и даже привлечь производителя к административной ответственности, — говорит Арсланов.
Упреки в «региональном протекционизме» он отвергает категорически, заявляя, что, напротив, Госалкогольинспекция РТ приветствует наличие в наших магазинах вин марки «Абрау-Дюрсо»:
— Речь о конкуренции не идет, это дорогостоящий премиальный продукт.
По словам замруководителя Госалкогольинспекции РТ, если бы компания «Абрау-Дюрсо» представила документы, подтверждающие ее право рисовать герб России на своих этикетках, никаких проблем в Татарстане у нее не возникло.
Чтобы до конца прояснить ситуацию, корреспондент «Вечерней Казани» направила в адрес Русского винного дома «Абрау-Дюрсо» запрос, попросив прислать копию разрешения на использование гербового орла на этикетках. Пока ответ не поступил.
Автор: Татьяна ЯНЬКОВА
Источник: Вечерняя Казань