Сретенский храм в Балахне Нижегородской области
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, в городе Балахне отметили 210-летие Сретенской церкви.
В XVI веке на месте нынешней каменной церкви Сретения Господня стоял деревянный храм в честь святого праведного Симеона Богоприимца. После окончания Смутного времени начала XVII века в благодарность за спасение Отечества в 1619 году Кубенцовские земли были переданы в вотчинное владение военному руководителю Нижегородского ополчения князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому.
К тому времени Симеоновская церковь обветшала, и после кончины князя по его духовному завещанию в 1647 году на ее месте был возведен новый деревянный храм. Храм построил сын князя Пожарского Иван Дмитриевич.
Новая церковь была освящена в честь Сретения Господня – по завещанию князя в память о его чудесном спасении во время восстания против поляков в Москве в марте 1611 года.
Тогда князь Пожарский был тяжело ранен в голову на улице Сретенке у одноименного монастыря, но чудом остался жив и был тайно вывезен сначала в Троице-Сергиеву лавру, а затем в родовое нижегородское село Мугреево, где лечился от ран. Оттуда впоследствии он прибыл в Нижний Новгород, чтобы возглавить народное ополчение вместе с Кузьмой Мининым.
К 1805 году деревянный Сретенский храм пришел в негодность. В то время Кубенцовскими землями владел род графов Шереметевых.
Один из представителей этого рода – Василий Сергеевич Шереметев – после благословения преосвященного епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея (Близнецова-Платонова) в 1807 году на свои средства выстроил здесь ныне существующую каменную Сретенскую церковь, имеющую также два придела: в честь чудотворной Печерской иконы Божией Матери и святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.
В советские годы Сретенский храм был одним из пяти в Горьковской области, которые оставались действующими, и единственным таким в Балахне.
Божественную литургию в престольный праздник храма совершил викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия. Владыке Илии сослужили благочинный Балахнинского округа протоиерей Михаил Минюхин и другие клирики Нижегородской епархии. В богослужении принял участие благочинный Кулебакского округа Выксунской епархии протоиерей Димитрий Ивин.
Во время службы епископ Илия зачитал обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи, отмечаемого 15 февраля. После Божественной литургии протоиерей Михаил Минюхин выразил благодарность владыке Илии за архиерейские молитвы в праздничный день и преподнес образ Спасителя.
В ответном слове епископ Илия от имени митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия поздравил всех с праздником Сретения Господня.
«Этот храм дорог мне. Будучи молодым священником, я приезжал сюда и служил с ныне почившими митрополитом Николаем и епископом Иерофеем. Сегодняшнее богослужение особенное, потому что совершается в престольный праздник этого старинного храма», – сказал владыка Илия.
«Сретенская церковь – гордость Балахны, она не закрывалась даже в годы гонений, – отметил Владимир Глушков. – За 210 лет, думаю, тысячи людей приходили сюда, чтобы обратиться к Богу. Не одно поколение балахницев в годы советской власти было здесь крещено, в том числе и я. Желаю храму дальнейшего процветания, а всем прихожанам – здоровья и благополучия».
По традиции в этот день после богослужения священнослужители освятили свечи, которые называются сретенскими. Прихожане смогли взять их домой.
В завершение архипастырского визита епископ Илия посетил старейшего священника Нижегородской епархии, почетного гражданина города митрофорного протоиерея Александра Николаевича Соколова.
Почти 30 лет, с 1977 по 2006 годы, он был настоятелем Сретенского храма и приложил немало усилий для его благоукрашения и развития духовной жизни в Балахне.
Уже более 50 лет отец Александр несет свое пастырское служение. Сейчас батюшке в силу возраста сложно совершать богослужения, но он продолжает участвовать в жизни Церкви, издавая книги по истории православного Отечества. Владыка Илия пожелал отцу Александру крепости телесной и духовной для дальнейшего служения Церкви и людям.