Влияние мигрантов на мусульман России

nelegalnye-migranty-v-udmurtii Влияние мигрантов на мусульман России Антитеррор Люди, факты, мнения

Россия исторически многонациональная и  полиэтничная страна. Традиционно мусульманская умма являлась неотъемлемой и  существенной частью русского общества, какой является и сейчас, благодаря мощному притоку людей из  разных стран . На  настоящий момент 40% общего числа мигрантов России являются выходцами из  мусульманских стран .

В  эпоху глобализации мир стал более открытым, миграционные процессы набирают обороты, особенно из  стран бывшего Советского Союза. Одна из  проблем, требующих повышенного внимания, — это влияние мигрантов на мусульманское сообщество России. По данным за 2010 г., в России временно проживали 489357 мигрантов, около половины из  них составляют приезжие из  стран СНГ  — 208 782 чел .

Мигрантов можно условно разделить на  три крупные группы.

1. Рабочие мигранты. По  данным Всероссийской переписи 2010 г., наибольший поток людей идет из Узбекистана (73 248 чел.) и  Таджикистана (36 111 чел.). Основная цель переезда  — заработок: по  Узбекистану  — 63 979 чел. и  Таджикистану  — 30 803 чел.  Характерными особенностями этой группы являются добровольное переселение, высокие шансы к адаптации и заинтересованность в поиске работы; основную часть составляют мужчины молодого и  среднего возраста без семей.

2. Вынужденные переселенцы и  беженцы. Существенный вклад в  повышение уровня численности населения Российской Федерации в 1990-е гг. внес приток торговых мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев с Кавказа. Если обратиться к данным Всероссийской переписи 2002 г., то можно заметить, что «доля мигрантов в столице с 1989 по 2002 г. выросла с 10,3 до 15,2%. В Москве появились районы со значительным количеством переселенцев, доля которых в Фили-Давыдково, Раменках и Можайском районах от 27,5 до 32,3%, в Дорогомилове — 35,1%, Измайлове — 35,9%» . В Западном округе мигранты составляют более 1/5 населения. Восточный округ занимает 2-е место по числу мигрантов, однако здесь сосредоточены выходцы из сел и небольших городов Чечни и  Закавказья, нередко травмированные кровопролитными войнами — от  Карабаха до двух российско-чеченских конфликтов . Спецификой этой группы является превалирующее число семей с детьми, которые в большинстве своем хотели бы вернуться на родину.

3. Учебная миграция. В  большинстве случаев радикальные веяния в  исламе привносится в  Россию именно молодыми мусульманами, обучавшимся за  границей в  исламских учебных заведениях, а  также иностранцами, толкующими ислам в  духовных учебных заведениях не так, как это традиционно сложилось у мусульман России: «…в город Октябрьский (Башкортостан) прибыли 3 турецких граждан, чтобы помочь братьям-мусульманам воспитывать и обучать детей. В созданном пансионате детям стали внушать веру в Аллаха не в рамках традиционного ислама, а  с  позиций радикально-националистического мусульманского верования» .

Все эти категории по-своему оказывают влияние на  мусульманское сообщество. По  статистике, основное число людей приезжают с целью трудоустройства. В нашей стране не хватает дешевой рабочей силы, на сегодняшний день по статистике — 1 800 000 вакансий, а  в  мусульманских странах, наоборот, наблюдается прирост населения («за 2014 год население Узбекистана увеличится приблизительно на 279 880 человек. Ожидается, что количество эмигрантов будет преобладать над количеством иммигрантов. То  есть, общая миграция будет отрицательна: –81 582 человек…») , но  рынок труда пока не  в  состоянии обеспечить местом каждого потенциального работника.

Читайте также:  Узбеки требуют убрать осла с вывески ресторана Eshak в Екатеринбурге

Мигранты приезжают в Россию в большинстве своем легально, но некоторые из них работают без должного оформления документов, плохо ориентируется в стране, с большим трудом говорят на русском языке. У  них возникает необходимость в  адаптации к  новому быту и  культуре; потребность в  социализации и  моральной поддержке; потребность в  общении с  представителями своего народа.

Главный духовный и  религиозный центр для правоверного мусульманина — это мечеть. Но  большинство современных мусульман-мигрантов испытывают серьезные трудности в  адаптации к  новым условиям, такие как боязнь, недоверие, внешние факторы (СМИ, действия правоохранительных органов) 2. Они приезжают ради возможности заработать себе на  жизнь и  помочь своей семье, оставшейся на  родине.

Большинство из  них не  получили полноценного образования, что во  многом и  является главной причиной религиозного фанатизма («отсутствие правильного понимания целей и  внутренней системы религии приводит к недостаткам религиозного воспитания и ущербной нравственности, способствует проявлению негативных качеств характера: раздражительности, агрессивности, злословия, высокомерия, подозрительности, ненависти» ).

Люди, которые слабо развиты в  духовном отношении, могут попасть под влияние террористических группировок, деятельность которых направлена на  свержение светской власти либо дестабилизацию обстановки в регионе.

Таким образом, мигрант приезжает в  Россию с  определенным насажденным мировоззрением, сквозь призму которого он общается с  окружающим миром и влияет на него. Неспособность отличить хорошее от плохого и простое незнание приводит к очень печальным последствиям, таким как конфликты и теракты. Сегодня все больше конфликтов на национальной почве ассоциируются именно с исламом. Это происходит по следующим причинам.

Борьба религиозных объединений

По словам В. Н. Калинина, мусульманская община в России находится на 2-м месте в мире по числу религиозных объединений. Он полагает, что на  настоящий момент официально существуют две основные исламские религиозные организации: Центральное духовное управление мусульман России и  Совет муфтиев России. Но  даже между такими мощными структурами возникают противоречия по поводу поддержки ваххабизма, получения материальной помощи от  зарубежных исламских центров, связанных с  ваххабитскими террористическими формированиями («такая междоусобица и стремление многих местных исламских религиозных организаций к автономии неблагоприятно воспринимается верующими мусульманами и создает отрицательное мнение в обществе»). Для государственной власти это серьезная проблема, которая создает напряжение не только в правительственных кругах, но и проецируется на само общество.

Противопоставление мигрантов коренному населению

Такие действия, как добровольный отказ (вызванный недоверием, враждебной настроенностью) от  социализации, неприятие норм страны пребывания, незнание законов и  собственных прав, порождают конфликты, причем с  обеих сторон.

Читайте также:  «Свой - чужой» в культуре

С  одной стороны, можно отметить попытку поджога мечети в Волгограде и Астрахани, нанесение на  стены молельного дома национальных лозунгов в  Московской обл., с  другой стороны, показателен такой пример, как создание оборудованных всем необходимым молельных комнат для совершения намаза 5 раз в день для работающих мусульман. Их число растет, особенно на рынках, где работающих мусульман особенно много. Эти комнаты призваны упрочить положение мусульман и помочь им в  удовлетворении религиозных потребностей.

Известен факт, что в аэропортах Москвы (Домодедово, Внуково) возобновляются работы молельных комнат для мусульман . Но одновременно с этим появляется реальная угроза терактов, напрямую связанная с  молельными комнатами. Так, в Санкт-Петербурге была проведена специальная операция на рынках по молельным комнатам с целью пресечения попыток экстремистской деятельности .

Негативное влияние на российскую мусульманскую общину

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что данные конфликты в большинстве случаев оказывают негативное влияние на коренных мусульман России, которые живут на  этой земле очень давно и  зарекомендовали себя как добропорядочные соседи. Неблагоприятные события, связанные с представителями их национальности, могут подорвать доверие, которое выстраивалось столетиями. Именно поэтому на этой почве возникает конфликт, который очень трудно решить .

Проблема влияния мигрантов на мусульманское сообщество России на  сегодняшний день стоит чрезвычайно остро. В. В. Путин призвал мусульманское руководство уделить особое внимание развитию адаптационной политики для приезжающих мусульман . В России реализуется много проектов в рамках Концепции общественной безопасности в  Российской Федерации, федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» , действует большое число специальных программ, в т.чи. и федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)».

Стоит отметить, что в  России функционируют большое число мусульманских культурных центров, молодежных и женских центров, а также научно-просветительских клубов . Также во многих городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) проходят мусульманские праздники, организуются выставки и концерты, основная цель которых — повышение культурного уровня мусульман и своеобразная дань традициям и своей истории .

Основная проблема состоит в том, что своеобразный имидж, который уже сформировался благодаря средствам массовой информации и самим приезжим, демонстрирует рознь и смуту, а традиции ислама подаются как нечто ужасное. Нездоровый имидж формирует соответствующее отношение не  только к  мигрантам, но  и  к  коренному мусульманскому населению. Миграционные центры для приезжих людей существуют, но они либо не могут охватить весь поток, либо мигрант сам не  хочет социализироваться . Поэтому необходимо направлять усилия на  работу с  подрастающим поколением, которое может стать надежной опорой развития в данной области.

Читайте также:  УФСБ по Челябинской области изымает документы в администрации Аргаяшского района

Сегодня активно развивается такой институт, как волонтерство, и молодые люди — мусульмане, которые владеют своим родным языком, или русские студенты, которые изучают данный язык и культуру, смогли бы помочь в социализации приезжим. Это дало бы им возможность заниматься достойным делом, получить навыки общения с разными людьми, больше узнать о своей культуре и заслужить уважение за свой вклад в построение мирного будущего.

Следующее предложение касается российской системы образования. Как известно, сегодня совместное обучение представителей разных национальностей  — уже не  редкость, но  конфликты на  этой почве возникают даже в юном возрасте . Чтобы исправить ситуацию, необходимо обратить внимание на культурное воспитание школьников — показать национальное разнообразие и богатство России в историческом и  современном аспекте. Дети будут учиться с  интересом, незаметно для себя познавая друг друга. Таким образом, со школьной скамьи будет закладываться уважение к  представителям других национальностей, прививаться доверие и дружба. Этой цели может также служить проведение такого мероприятия, как, например, «Неделя страны», которое может состоять из  небольшой презентации, подготовленной представителями той или иной национальности; выставки национальных блюд, игрушек, народного творчества.

Возможно также проведение новогоднего праздника с элементами различных культур, а также всевозможные конкурсы и спектакли, концерты и игры, песни и хороводы, постановки, приуроченные к какой-либо знаменательной дате, либо просто мероприятия, направленные на развитие у ребят интереса к познаванию разнообразных культур и расширению кругозора. Такая политика обязательно должна поддерживаться правительством Российской Федерации и осуществляться в общегосударственном масштабе.

Кроме того, подобные меры следует принимать и в высших учебных заведениях, и  в  профессионально-технических училищах. Действия, имеющие своей целью усиление роли этноконфессиональной составляющей в обучении, можно осуществить через введение в программу таких дисциплин, как, например, этнополитология.

И в заключение хотелось бы отметить, что обозначенная проблема стоит очень остро, и ее необходимо решать как можно скорее. Необходимо в корне изменить отношение русских людей как к мигрантам, так и к самому исламу в целом. При этом первостепенной задачей является создание подходящих условий, стимулирующих (в рамках концепции «мягкой силы») самих мигрантов к  адаптации и  аккультурации. И  именно духовные управления мусульман способны стать ведущим институтом в  проведении в  жизнь данной политики применительно к мигрантам-единоверцам. Только в этом случае двухсторонняя политика будет иметь смысл и принесет успех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 8 =

Next Post

Махинации с землей в Кушнаренковском районе Башкирии

Ср Ноя 25 , 2015
Махинации с землей в Кушнаренковском районе Башкирии Суд отстранил главу района Алмаза Юсупова Советский суд Уфа отстранил от должности главу Кушнаренковского района Башкирии 54-летнего Алмаза […]
Махинации с землей в Кушнаренковском районе Башкирии