
Тема Куликовской битвы довольно часто встречается в русском искусстве, и оттого крайне интересно проследить, в какие моменты к ней обращались живописцы.
Еще в первой половине XIX века Академия художеств предлагала выпускникам выбирать ее в качестве сюжета выпускной работы, и именно ее предпочли Орест Кипренский, Иван Угрюмов и Василий Сазонов, создавшие образцовые классицистические полотна в 1805 и 1824 годах.
Куликовская битва должна была стать одной из основных тем художественного оформления Исторического музея, и в 1890-х панно было заказано Валентину Серову, однако дальше эскиза он не зашел.
На этапе эскиза осталась и задуманная Михаилом Нестеровым картина «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву».
Зато в 1914 году Виктор Васнецов создал с помощью гуаши и акварели «Единоборство Пересвета с Челубеем», работу далеко не самую свою популярную.
Обращение к батальной и исторической живописи в суровом 1943 очень закономерно, и именно в этот год начинает работу над «Утром на Куликовом поле» Александр Бубнов, а Михаил Авилов заканчивает «Поединок Пересвета с Челубеем» — лишь одну из четырех задуманных картин, посвященным Куликовской битве.
Зато Илья Глазунов создал полноценный живописный цикл «Поле Куликово», работа над которым велась с 1960х до 2000х, но это разговор совершенно отдельный — там и проводы войска княгиней Евдокией, и детство Андрея Рублева…

В 2015 году художник Владимир Зенин создал два замечательных полотна — «Поединок Пересвета с Челубеем» и «Благословение Дмитрия Донского».

В них классическая тема раскрывается с помощью довольно свежего художественного языка, несколько «рубленных» форм и ограниченного колорита…
А теперь давайте приглядимся к датам: эпоха наполеоновских войн, год начала Великой войны (как называли первую мировую), переломный в Великой отечественной 1943-й… И 2015 — аналогия напрашивается сама. Ваше право, конечно, счесть ее притянутой, но подобные темы едва ли выбираются случайно.
Источник: Понт Аксинский (Заметки петербургской галеристки где-то между русской тоской и русским ренессансом)
