Татарские вакуфы в Мекке (по данным КГБ)
Советская дипломатия проявила очень тонкий подход по отношению к Востоку. 1924 год — начало независимого существования арабских государств. В то же время это пробные шаги Советской России на Ближнем Востоке.
Публикуемые документы представляют значительный интерес. Вакуфы обеспечивали постоянное присутствие российских мусульман в святых для последователей Мухаммеда местах — мы узнаем о том, что, наряду с жилыми помещениями для приема паломников, имелись и медресе, в частности казанское, имевшее свои лавки, складские помещения и иные хозяйственные объекты и инвентарь. Публикуемые источники представляют ценность и с точки зрения взаимоотношений российских мусульман, создававших вакуфы, с местными жителями — арабами и турками.
О многом говорят данные о способах приобретения и юридическом статусе земель для строительства. Эти способы были разные: официальные и неофициальные, т.е. главным образом через подставных лиц. Сведения об отдельных вакуфах дают определенные данные о финансовых источниках строительства и степени состоятельности их владельцев. В публикуемых документах нет данных о предпринимательской деятельности Дебердеевых, Юнусовых и других купцов и промышленников. Однако надо полагать, что такие предприимчивые люди занимались на Ближнем Востоке не только благотворительностью. Следовательно, есть необходимость изучить проникновение татарского капитала в Турцию, арабские страны Азии и Северной Африки.
Неизвестно, кому принадлежала первично идея овладения вакуфами. Возможно, генеральному консулу СССР в Хиджазе Кариму Хакимову, много сделавшему для усиления влияния Советского государства на Ближнем Востоке. Хакимов находился в близких отношениях с Ибн-Саудом и другими видными политиками Востока. Правда, из документов не видно, почему эта работа не была доведена до конца. Надо полагать, что мусульманам России принадлежали не только объекты, указанные в документах. Разумеется, сегодня не может быть и речи о возврате вакуфного имущества. Однако изучение конкретных объектов в Стамбуле, Мекке и Медине, и особенно относящейся к ним документации, могло бы помочь в выявлении степени и размаха взаимоотношений российских мусульман с Ближним Востоком.
Размещаем рассекреченные документы из архивов КГБ
Наркоминдел. Копия верна: /Чичерин/
11 сентября 23 г.
По сведениям, полученным Народным комиссариатом, в Геджазе находились в свое время вакуфные имущества, принадлежавшие мусульманским организациям Бухары и других мусульманских стран, находящихся на территории СССР. НКИД по данному вопросу был запрошен агент и генконсул СССР в Геджазе т.Хакимов, который сообщил, что на территории Геджаза, несомненно, имеются ценные вакуфные имущества, отказанные в свое время казанскими, крымскими и кавказскими мусульманскими организациями в пользу различных благотворительных учреждений, святых мест Ислама Мекки и Медины. Тов. Хакимов сообщил, однако, что невозможно получить более детальные сведения об этих имуществах на месте, не имея хотя бы общих данных и материалов. Тов.Хакимов просит поэтому переслать ему, возможно, более детальные материалы по вопросу об этих имуществах, затребовав таковые от наших мусульманских организаций.
Поскольку мы заинтересованы в том, чтобы получить в дальнейшем известный контроль над тем, как управляются в настоящее время эти имущества, а также выяснить возможность перехода тех или иных из имуществ в непосредственное ведение наших мусульманских организаций. НКИД считает чрезвычайно целесообразным, чтобы тов.Хакимову были посланы все интересующие его по данному вопросу сведения.
Прошу Вас, ввиду изложенного, не отказать распорядиться о высылке Нар-коминделу всех имеющихся или могущих быть Вами полученньпли материалов по данному вопросу.
Верно: пом. секретаря ИНО ОПТУ /Казакова/
Архив КГБ РТ. Ф.4. Оп.1. Д.15. Л.145.
Совершенно секретно
Лично Зам. пред. СНК тов.Ануфриеву
24 сентября 1925 г.
Возвращая отношение НКИД от 10/VHI за №9573/с, Татарский отдел ОПТУ уведомляет, что на запрос его иностранный отдел ОПТУ отношением своим от 11/IX за №201365 подтвердил подлинность обращения тов.Чичерина к Татарскому правительству по вопросу вакуфных имуществ в Геджазе, принадлежащих раз-личньпя мусульманским организациям.
Начальник татарского отдела ОПТУ Кадушин Секретарь Шумилин
Архив КГБ РТ. Ф.4. Оп.1. Д.15. Л.149.
Копия Совершенно секретно
СССР Народный комиссариат по иностранным делам
№ ВБ/10142
4 декабря 1925 г.
Председателю Совнаркома Татреспублики тов. Габидуллину
г. Казань
Народный комиссариат по иностранным делам получил Ваше отношение № 041 от 11/XI—25 г. Сведения, имеющиеся в Вашем сообщении, будут использованы нами для выяснения вопроса о наших правах на те или иные имущества наших духовных учреждений в странах Ближнего Востока.
К сожалению, в Вашем письме нет подробных указаний по вопросу о том, кому принадлежит право собственности на перечисляемые Вами имущества. Между тем именно этот вопрос играет крупнейшее значение, поскольку лишь в том случае, если эти имущества не являлись собственностью частных физических и юридических лиц, у нас будут известные правовые основания требовать возврата СССР этих имуществ. НКИД просит Вас поэтому собрать по возможности более точные сведения, если возможно, документальные данные по вопросу о том, кому принадлежит право собственности на эти имущества, и сообщить таковые НКИД. В том случае же, если перечисляемые Вами имущества принадлежали частным лицам, желательно узнать, где находятся эти частные владельцы, для того, чтобы мы могли путем соответствующих переговоров с ними выяснить вопрос о восстановлении их в правах владельцев и о защите в дальнейшем их интересов, в чем мы политически заинтересованы.
Уполномоченный НКИД СССР при правительстве РСФСР
член коллегии Аралов
С подлинным верно: зав. адм. отд. Наклевкин
Архив КГБ РТ. Ф.4. Оп.1. Д.15. Л.150.
Литера»В» — секретно гор.Москва, восточный ОГПУ
О вакуфных имуществах казанских мусульман в районе «святых» мест
Наркоминделом СССР тов.Чичериным было разослано совнаркомам Крымской, Татарской и Азербайджанской республик секретное отношение от 10 августа сего года за №9573/с с предложением сообщить НКИД сведения о вакуфных имуществах в районе «святых» мест, принадлежащих мусульманам СССР.
По поручению Совнаркома ТССР, который посредством своего аппарата не смог собрать требуемых сведений, мы через специальное осведомление выяснили принадлежность казанским мусульманам следующего вакуфного имущества:
1) в Константинополе:
а) Казанская текие — 3-х этажн.дом, близ мечети Нур-Усмани;
2) в Мекке:
а) «Текие «Мурат-эфенди», выстроенная бр.Дебердиевыми, фабрикантами Саратовской губ.
б) Текие «Низамутдин-эфенди»;
в) То же «Шакирзян-эфенди»;
г) То же «Кадыр-эфенди»;
д) Вакуфный дом Галимзяна Галеева по ул.Шубейки.*
Более точные сведения и документальные подтверждения принадлежности этих имуществ казанским мусульманам можно получить у проживающего в Мекке гражданина Шакура, занимающегося торговлей.
В Медине:
а) Казанская мечеть;
б) Казанское медресе;
в) Вакуфные лавки и складочные помещения, принадлежащие казанскому
медресе;
г) Вакуфный дом Рахима-эфенди;
д) Вакуфный дом, лавки и складочные помещения бр.Дебердеевых.
О чем отношением своим от 5/Х-25 г. за №11919 мы сообщили в СНК ТССР и сообщаем настоящим Вам для сведения.
Временно исполняющий обязанности начальника ТООПТУ-НАЧСОЧ Лапидус
Начальник Ш-го отделения Арасланов
Архив КГБ РТ. Ф.4. Оп.1. Д.15. л.148.
Совершенно секретно — Срочно
Председателю СНК ТССР тов.Габидуллину
4 мая 1926 г.
В дополнение №11919 от 5/Х-1925 г. татотдел ОГПУ сообщает, что в районе «святых» мест Аравии имеются еще следующие вакуфные имущества, принадлежащие российским мусульманам.
В гор.Мекке.
- Текие-дом, выстроенный гражданином Курбангалеем Бурнаевым, управляющий домом Назыр некто Ахмедзян-эфенди, происходящий из граждан Бу-инского кантона ТССР.
- То же, выстроенный Исхаком Губайдулловичем Юнусовым, управляющий -Шарафутдин-эфенди, причем дом этот в 1925 г. был подвергнут пожару, после чего управляющий обратился к наследникам Юнусова с просьбой оказания материальной поддержки для восстановления его. Поддержка эта оказана не была, благодаря чему дом и по настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.
- То же, выстроенный гражданином Дос Хаджи Ишан киргизом, б.Оренбургской губ. Дом этот известен под названием «Текие-и-Казаклар».
- То же, выстроенный Бадретдином-эфенди, управляющий — Шарафутдин-эфенди, ньше покойный. По всей вероятности, домом в настоящее время управляет его сьш Галей-эфенди.
- То же, выстроенный Низамутдином-эфенди на средства «хаджиев», прибывших из России.
В дополнение сведений, данных №11919, необходимо отметить, что:
1) Текие-дом, находящийся в г.Константинополе вблизи мечети Нур-Усмани, был выстроен неким Юнусовьпя- казанцем.
2) То же Низамутдин- эфенди был выстроен на средства киргиз-Хаджиев, прибывших из России.
3) То же Кадыр-эфенди — фактически находится в г.Медине, а не в Мекке, как это было сообщено вышеуказанным № при этом таковой выстроен на средства братьев Дебердеевых; Низамутдин-эфенди является лишь управляющим.
4) То же, находящийся на улице Шубяйки* был выстроен Галимзяном Танеевым, причем часть средств была получена им от муллы г.Казани, ньше покойного Салаха. Стоимость дома 1250 французских золотых.
5) Мечеть, медресе, лавки и складные помещения в г.Медине были выстроены Абсаттаром-эфенди — уроженцем России.
Дополнительные сведения по получении будут представлены дополнительно.
Начальник татарского отдела ОГПУ Кадушин
Начальник III—го отделения
Арасланов
Архив КГБ РТ. Ф.4. Оп.1. Д.15. Л.154.
Копия Секретно
ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ВАКУФАХ.
Джедда
Еще до прибытия А-ва и Генконсульства в Геджаз нам было известно наличие здесь значительного вакуфного имущества, сооруженного на средства российских выходцев, а также бухарцев и хивинцев. По прибытии же мы должны были им заинтересоваться, так как это имущество, по существу, являлось общественным достоянием.
Однако немедленному приступу к изучению этого вопроса воспрепятствовала разразившаяся между Недждом и Геджазом война. Возможность для этого представилась лишь с начала прошлого 1926 года, по ликвидации этой войны.
Еще в период этой войны А-ву и Генконсульству приходилось сталкиваться с вакуфным вопросом в связи с требованием российских граждан, отрезанных войной в Мекке, оказать им возможную помощь путем представления им для временного пользования в той или иной форме вакуфного имущества и в связи с необходимостью защищать их от разрушений воинскими частями /в Джедде/.
В обоих этих случаях А-во и Генконсульство к вакуфам подходило как к общественному российских мусульман достоянию. Исходя из этого взгляда, в начале 1925 года нами был предпринят шаг к созданию в Мекке комитета российской колонии по делам вакуфов. Этот комитет имел ближайшей задачей оказание помощи нуждающимся тогда российским гражданам, но имелось в виду, что он в той или иной форме будет ведать вакуфньпл имуществом, хотя бы в виде контроля над ними. Список членов организованного комитета был представлен властям, но при переговорах с Ибн-Саудом мы воздерживались от постановки вопроса о последних правах комитета в официальной форме.
Этот комитет, не имея юридического оформления прав по контролю над ва-куфами, конечно, не был в состоянии что-либо в этом направлении предпринять.
Позднее поступил известный запрос правительства Бухарской Советской Народной Республики о судьбе вакуфов, в котором был поднят вопрос «о передаче Бухарской Советской Народной Ресублике о юридическом закреплении за ним» этих вакуфов». В то время мы могли на это ответить тем, что ограничивались указанием на необходимость предварительного изучения вакуфного вопроса, главным образом для выяснения юридического существа этих вакуфов. Впоследствии, в связи с представлением в НКИД проекта договора с Геджазом, к какому времени вакуфы в некоторой степени были изучены, мы дали предварительную формулировку нашего отношения к вакуфам вообще.
Из этой формулировки вытекало, что вакуфные имущества, созданные в Геджазе на средства российских выходцев, а также Бухары и Хивы, по существу, являются общественным достоянием религиозно-благотворительного характера и что на них может распространяться лишь наш контроль.
Вакуфы.
Вакуфами являются те имущества, которые правомочными владельцами, отказавшимися от личного пользования ими, пожертвованы с посвящением на определенные цели. В основном вакуфы делятся на две категории: частных и общественных. По шариату, акт о вакуфах не может быть никем аннулирован.
К первой категории относятся те вакуфы, которые предназначены для пользования одной узкой группой определенных лиц. В Геджазе к этому способу ва-куфа прибегают главы больших состоятельных семейств с целью сохранения в общем пользовании наследников какого-либо большого владения. Эти вакуфы называются наследственными, причем имущество это не подлежит ни разделу между наследниками, ни продаже с этой целью, а также не распространяются на них аресты в покрытие задолженности кого-либо из наследников, пользующихся этим имуществом.
Таких вакуфов, принадлежащих российским выходцам, в одной Мекке имеется 7, которые, по существу, являются частным имуществом, поэтому нас не интересуют.
Ко второй категории относятся те вакуфные имущества, которые посвящены общественно -религиозным целям, как обслуживание паломников, учащихся и т.д.
До сих пор нам удалось выяснить наличие этой категории вакуфов, принадлежащих российским гражданам, в Мекке в количестве свыше ста, а Джедде четырех. Вакуфы эти состоят исключительно из зданий, предназначенных для жилья.
Для определения юридической природы вакуфов, а также характеристики их положения и целей приводим следующие данные, полученные в результате их обследования.
- Цели вакуфов. Российские вакуфы в Джедде и Мекке посвящены почти исключительно обслуживанию паломников и учащихся, отчасти для помощи бедноте — российским выходцам. Это обслуживание выражается в допущении паломников и учащихся на жительство за минимальную плату или бесплатно или оказании иных услуг, таких, как доставление средств, освещения и т.д. Мы здесь не касаемся вакуфа-медресе, построенного в Медине Хисс Куш-беги, которое, вместе с приданными источниками доходов, среди российских вакуфов занимает особое положение. Но такие вакуфы могут быть в Геджазе лишь единичны.
- Капитал вакуфов. Постройка или покупка вакуфных имуществ производилась или 1/ на средства отдельных лиц, или 2/ на средства, специально собранные среди российских паломников в Геджазе или в России же. Но последних — немного.
- Права жертвователей и управляющих. Не приходится и говорить, что не существовало ни централизованного, несмотря на крупный размер вложенного в вакуфы капитала, управления российскими вакуфами в Геджазе, ни контроля над ними. Точно так же и вакуфы создавались без всякой системы прихотями отдельных богачей и домогательствами отдельных заинтересованных в вакуфе лиц, поэтому характер посвящения и управления ими зависел от них. При посвящении вакуфа жертвователем составлялся вакуфный акт, в котором некоторьш образом определялись цели посвящения, способы их осуществления, а также обязанности управляющего и вознаграждение за управление вакуфом. Управляющие назначались или пожизненно, или наследственно, т.е. с переходом права управления наследникам первоначального управляющего. В вознаграждение управляющему назначалась часть денежного дохода вакуфа или разрешалось ему занятие части жилой площади вакуфного имущества. Что касается прав жертвователя, то таковые при его жизни сохраняются за ним в виде руководства управлением вакуфов, материальной поддержки, но отнюдь не на возвращение вакуфов в свою частную собственность. Права жертвователя могут перейти к его наследникам, в случае если жертвователь в своем завещании обяжет наследников к поддержанию вакуфа в той или иной форме.
- Кроме того, российские вакуфы имеют свойственные им некоторые особенности с существующими в Геджазе обычаями и законами о праве на земельные участки. В этом отношении российские вакуфы разделяются:
1/ Построенные на специально приобретенном жертвователем земельном участке;
2/ Построенные на земельном участке, купленном на имя подданного третьих стран /турок/;
3/ Построенные на арендованном участке земли — хикар;
4/ Вакуфы, представляющие собою часть частичного здания.
Отмеченные моменты, за исключением первого, характерны тем, что они отражаются на юридической устойчивости российских вакуфов. Причины следующие.
Только незначительное количество российских вакуфов, созданных до конца 80-х годов прошлого столетия, основаны на специально приобретенных земельных участках. Поздние вакуфы, очевидно, относятся к последним трем категориям вакуфов.
Прибегавшие к покупке земель на имя подданых Турции, к аренде земельных участков вызвано изданным турецким правительством в 1892-93 годах законом, запрещающим иностранным подданным покупку земельных участков в Геджазе. В силу этого закона российские граждане при воздвигании вакуфов вынуждались прибегать и при покупке земельных участков к помощи подставных лиц из турок и местных арабов, на имя которых составлялись купчие крепости. Как потом оформлялось право жертвователя на построенный вакуф — путем ли бессрочной аренды или иным способом, — неизвестно.
Что касается подразделения на построенных на арендованной земле «хикар», то это не относится также и к формальной обычной аренде. В данном случае речь идет о тех вакуфах, которые воздвигнуты на земельных участках «хикар», независимо от того, путем ли специального арендного договора или даже без него получено право застройки его.
«Хикар» — это та самая земля, которая обхватывает 3/4 территории гор.Мекки и принадлежит различньш родам меккинской шерифской аристократии. Но, конечно, не существует ни положений, определяющих границ ее прав на эту землю, ни твердых норм, уточняющих взаимоотношения этих собственников с застройщиками. Поэтому нередко происходят споры между домовладельцами и шерифами на почве претензий последних, предъявляемых даже по истечении 30-40 лет со времени застройки, причем они решаются, как это имело место при короле Гуссейне, в пользу шерифов. Значение этого обстоятельства для нас состоит в том, что оно грозит сохранности российских вакуфов, построенных на земле «хикар» в момент, когда отдельные лица будут выявлять стремление, имея шанс на успех, к захвату этих вакуфов.
Количество вакуфов, построенных как на земельных участках, приобретенных на имя третьих лиц, так и на земле «хикар», пока неизвестно. Выяснение их возможно лишь в будущем.
Точно так же не выяснено количество вакуфов, составляющих часть здания, принадлежащего частным лицам. Надо полагать, что их очень немного или они уже перестали существовать как вакуф.
Условия вакуфных актов мы даем в приложении к настоящей записке.
Обследуя российские вакуфы мы не могли получить исчерпывающие данные о каждом из них в отдельности. Это представляет чрезвычайно трудную задачу в настоящих условиях. Дело в том, что мы вынуждены, пока не определилось как следует наше отношение к вакуфам, избегать провести эти обследования в официальной форме. Кроме того, привыкшие к безконтрольному существованию, управляющие вакуфами скрывают вакуфные документы. Среди них имеются и такие, которые связаны с лицами, которые имеют отношение к вакуфам и находятся за пределами СССР, как, например, бьшший бухарский эмир. Тем не менее приводимые о вакуфах данные являются типичными, и могущие выясниться подробности не изменят приводимые нами сейчас выводы.
Отношение хашимитов к вакуфам.
После восстания на стороне союзников и объявления Геджаза самостоятельным королевством бывший меккинский шериф Гуссейн подверг жестоким гонениям турок, проживающих в Геджазе. Эти гонения выразились, в первую очередь, в конфискациях имущества турок, а затем в высьшке их при помощи англичан из страны.
Конфискации подвергались турецкие вакуфы, имевшиеся на территории Геджаза. Они состояли из вакуфов, пожертвованных частньпли турками и находившихся в руках управителей-турок, а также так называемых вакуфов «султание», т.е. созданных на средства турецких султанов или турецкого правительства.
Первые отбирались и раздавались королем Гуссеином отдельным лицам, частью передавались в ведение управления финансов. Что касается вакуфов «султание», то они, как питавшие управление святыми местами, были переданы в специально организованное управление вакуфов. Следует здесь еще отметить, что король Гуссейн всячески стремился к ликвидации частно-турецких имущественных владений в стране. Все, что из них выявлялось или было известно властям, конфисковалось в первые же годы восстания распоряжением короля. Остальное было завершено судебньпли органами. Хотя не было об этом издано особого законоположение, но по предъявлении заинтересованными лицами претензий судами имущественные сделки, совершенные при турецком владычестве, аннулировались, а купчие крепости, составленные в течение истекших до того 60-70 лет, объявлялись недействительньпли независимо от того, кем являлся в данный момент держатель этой купчей крепости — турком или местным арабом.
Но конфискация, или захват, со стороны короля Гуссейна коснулся и российских вакуфов. В период его королевствования по тем или иным причинам был захвачен им ряд российских вакуфов, часть из которых были розданы отдельным лицам из местных арабов, часть в финансовое управление.
Таким образом, королем Гуссеином было открыто нарушено основное положение шариата, а также условия этих вакуфов.
Король Гуссейн претендовал также на египетские вакуфы, находящиеся в Геджазе, а также в самом Египте /посвященные Геджазу/. Отсюда тот конфликт между ним и Египтом, который продолжался до последних дней власти хашимитов в Геджазе. Известно, что король Гуссейн в последние годы не допускал на хадж египетского Махмаля и египетскую медицинскую миссию, но это уже являлось внешним проявлением той политической борьбы, которая имеет место между Геджазом и Египтом, в связи с агрессивными планами египетских правящих кругов по отношению к Геджазу.
Вакуфы и Ибн-Сауд.
При нем вакуфное дело несколько упорядочено в том смысле, что вакуфы использованы в соответствии с их назначением, например, вакуфы «султание» им переданы управлению святынь, в лице его отдела вакуфов. В ведении управления финансов оставлены только те, которые были королем Гуссеином конфискованы и назначения которых неизвестны.
Характерным для Ибн-Сауда мероприятием является отчуждение вакуфов, посвященных гробницам и находившихся в ведении шейхов последних. Такого рода вакуфы переданы управлению вакуфов при святыне.
С переходом власти в Геджазе к Ибн-Сауду в положении российских вакуфов особых изменений не произошло, если не считать устранения опасности захвата их властями. Отобранные королем Гуссейном вакуфы состоят в ведении финансового управления.
К возвращению их со стороны бывших управляющих никаких шагов не предпринималось, несмотря на очевидность некоторых шансов к удовлетворению такого рода претензий. Причина такой пассивности бывших управляющих кроется в том, что у них на руках ныне не имеется вакуфных документов, доказывающих их право. Эти документы утеряны во время событий восстания Геджаза против турок.
Впрочем, необходимые документы имеют не все существующие вакуфы. Эти документы или утеряны, или увезены во время империалистической войны теми лицами, которые имели то или иное касательство к вакуфам. Некоторые документы совершенно погибли: например, документы двух ташкентских «текие» в Джедде, которые сгорели во время одного пожара в Москве. Утерянные документы могут быть восстановлены лишь в случае сохранности архивов Махка-мей-Шариа периода владычества турок.
Отсутствие документов, конечно, грозит сохранности вакуфов: они могут превратиться в частную собственность или перейти в совершенно посторонние руки. Недавно, во время хаджа прошлого года, имел место захват вакуфа одним из муставвифов /»текие» No34/.
Здесь не лишне будет отметить тот перелом в отношении к вакуфам, который наблюдается в настоящее время в общественных кругах Мекки. В связи с образованием «Общества по соблюдению рекомендованного и борьбе с запрещенным», возникла в кругах этого общества мысль об упорядочении вакуфного дела. По сообщению одного из граждан, предполагается «проверка и уточнение сведений о вакуфах», а также выяснения закономерности прав управляющими ва-куфами, те из вакуфов, где законные управители отсутствуют, будут изъяты из рук их теперешних управляющих и переданы в управление вакуфами».
Однако до сего времени никаких шагов в этом направлении не предпринято и неизвестно: согласится ли на это Ибн-Сауд и в какой мере.
Вакуфная политика Ибн-Сауда.
Как видно из предыдущей главы, политика Ибн-Сауда по отношению к вакуфам требует использования вакуфов по назначениям, что и диктуется, между прочим, положениями шариата. Такая политика внутри страны больше отвечает его внешней политике в связи с вопросом о вакуфах, находящихся на территории ряда мусульманских стран и посвященных святыням и Геджазу в целом.
Такие вакуфы имеются в Турции, Египте, Сирии, Палестине, Оммане, Ираке и даже в Северной Африке. Вакуфы в Оммане без всяких осложнений теперь закреплены за Геджазом в силу того обстоятельства, что они и раньше управлялись назначенным управлением святынь уполномоченых.
Значительные по стоимости и доходности вакуфы должны иметься на территории кемалистскои Турции. Их судьба неизвестна. Известно только то, что турки намерены добиваться отказа Геджаза от них, как говорил Эдиб-Сервет-бей, «на началах взаимности». Но Сулейман-Шевкет-бей, представитель Турции в Джедде, отрицает это, говоря, что «вакуфный вопрос вообще не решен в самой Турции», что они управляются так, как это имело место до кемалистов.
Размеры вакуфов, находящихся на территории Египта, огромны, причем часть из них представляет вакуфы, созданные на средства турецких султанов.
Доходы от этих вакуфов в настоящее время тратятся главным образом на отправку «Махмаля» на хадж, частично на содержание медицинских пунктов в Мекке и Медине. Вот уже несколько десятилетий, как на это ежегодно расходуется до 70-80 тыс.фунтов стерлингов, из которых идут:
На экспедицию «Махмаля» около 15%
На изготовление покрывала для каабы около 10 %
На субсидию меккинским и мединским шерифам
и служителям святынь около 50 %
На субсидию бедуинским племенам около 25 %.
Из шерифов и служителей святынь значительное число лиц получает из египетских вакуфных средств, через медицинские пункты в Мекке и Медине, регулярное ежемесячное содержание.
Египетские вакуфы, дающие столь большой доход, имели бы существенное значение для Геджаза, в случае закрепления их за ними. Геджаз претендует на них главным образом потому, что они созданы на средства турецких султанов. Но разрешение в пользу Геджаза вопроса о египетских вакуфах весьма проблематично в настоящий момент, когда эти вакуфы служат агрессивной по отношению к священной стране политике современного Египта.
Дело в том, что эти вакуфы в прошлые времена были созданы с целью поддержания влияния Турции в Геджазе. Доходы от них издавна в Геджаз доставлялись и раздавались «Махмалем», имеющим когда-то целью охрану паломников от нападений бедуинов, что имело известное значение в периоды неподчинения бедуинов геджазским властям.
После падения турецкого владычества экспедиции египетского «Махмаля» по традиции продолжались, но уже служа целям проникновения в Геджаз влияния самого Египта. Благодаря этому обстоятельству чинились всякие препятствия к доступу «Махмаля» в Геджаз королем Гуссейном, имевшим основание бояться усиления влияния Египта в Геджазе.
Ибн-Сауд хотя и пошел, в сравнении с своим предшественником, на уступки по отношению к «Махмалю», но все же не пожелал допустить непосредственной раздачи «Махмалем» вакуфных средств бедуинским племенам, мотивируя тем, что дело охраны путей паломничества в Геджазе в этом не нуждается. Из-за этого прибывший в прошлом году на хадж египетский «Махмаль» отказался от посещения Медины и вернулся обратно в Египет, захватив с собою те средства, которые были предназначены бедуинам и которые он не пожелал вручить правительству Геджаза.
Таким образом, вопрос о египетских вакуфах для Ибн-Сауда приобретает большой политический интерес, в связи с агрессивными планами в Геджазе египетских правящих кругов. Ибн-Сауд, претендуя на эти вакуфы, не может не считаться с этим обстоятельством, не говоря уже об экономической их выгоде.
Что касается вакуфов, находящихся на территории других мусульманских стран /Сирия, Палестина, Ирак и др./, то они, надо полагать, в настоящий момент менее доступны Ибн-Сауду, чем египетские.
Хотя имеются сведения о якобы ведущихся с Египтом переговорах о вакуфах, Ибн-Сауд до сего времени ни перед кем свои вакуфные претензии официально не подписал. Как первый шаг к этому вопрос о судьбе вакуфов, посвященных Геджазу и находящихся за его пределами, он вносил на обсуждение мусульманского конгресса, состоявшегося в прошлом году в Мекке. Однако, благодаря противодействию турок и протестам египтян, он не получил на конгрессе такого разрешения, на котором Ибн-Сауд мог бы базироваться, предъявляя той или иной стране свои претензии касательно вакуфов.
Заключение.
Возвращаясь к российским вакуфам, изложенные выше данные о юридической природе и фактическом состоянии вакуфов можно резюмировать следующим образом:
- Российские вакуфы, находящиеся на территории Геджаза, в целом должны рассматриваться общественным достоянием российских мусульман религиозно—благотворительного характера или частно -благотворительным имуществом. Наличие среди них вакуфных медресе /в Медине/ и такого характера имущества, которые по существу могут быть определены государственным достоянием национальных республик /БСНР, как, например, «текие» эмира бухарского №91/, не влияет на такую квалификацию, поскольку не нарушимы условия вакуфных актов.
- Ввиду этого, нам кажется, не могут на них претендовать национальные республики СССР, в смысле требования о юридическом за ними закреплении этого имущества.
Но это положение не исключает, в интересах сохранности вакуфного имущества, составляющего в общем несколько сот тысяч фунтов стерлингов, принятия в этой или иной форме мер как для защиты их от превращения в частную собственность, так и, следовательно, к целесообразному их использованию в соответствии с шариатом и условиями вакуфов.
Этими мерами могут быть:
- Установление контроля вакуфных или религиозных учреждений соответствующих национальных республик СССР, при условии принятия ими на себя обязанности жертвователей, т.е. материальную поддержку существующих в Геджазе вакуфов;
- Создание на месте специального благотворительного общества с передачей ему под контроль и руководство вакуфов.
При наличии среди общественно-религиозных деятелей Мекки тенденции к упорядочению частных вакуфов, нам кажется, удалось бы создать указанное общество, с юридическим оформлением как его самого, так и его прав по контролю над вакуфами и руководству ими при условии, если его деятельность будет иметь целью: 1/ оказание содействия паломникам, путем подготовки для жилья «текие» и размещения в них паломников в сезон хаджа, а также материальной помощи нуждающимся российским гражданам и 2/ производство сборов /которые сейчас делаются без системы/ среди паломников на благотворительные цели, как—то: водоснабжение, медицинская помощь и т.д.
Деятельность этого общества, несмотря на религиозный свой характер, помимо того, имело бы известное культурное значение.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Образцы вакуфных условий;
Списки вакуфных имуществ. Посланы:
Члену Коллегии т.Карахану;
В Отдел Ближнего Востока т.Пастухову;
В экправ тов.Сабанину;
В секретариат Коллегии тов.Контаровичу;
Наш архив.
Джедда 21 марта 1927 года. Верно: САЛИМОВ
Архив КГБ РТ. Ф.4. Оп.1. Д.15. Л.156-166.
Копия
Образцы условий некоторых российских вакуфов.
- Текие Мухамед Джана Ходженти.
1/ Помещение для кофейной, находящееся в нижнем этаже, сдается в наем. Арендная плата идет на ремонт, освещение и оплату швейцара.
2/ «Текие» предоставляется вновь прибывающим хаджиям.
3/ Управление вручается Халик Джану и Дада-Джану Ходженти, их «вакилем» является Мухамед Джан.
- Текие, основанное Мухамед Дебердеевым в Казани, под управлением Мурад Эфер /текие №/.
1/ Помещение «меджлис» с прихожей «Суффа» и прилегающими комнатами напротив помещения Бахджет-эфенди передается управляющему для жительства или для предоставления паломникам бесплатно или дачи в наем по своему усмотрению.
2/ Два «меджлиса» и «салон» с прилегающими комнатами предназначены для жительства паломников татар и мещеряков бесплатно, однако, если кто-нибудь из них будет платить — плата принимается.
3/ Нижнее помещение в количестве 5 предназначено для учащихся татар и мещеряков во внесезонное время. В сезонное время им предоставляется лишь 1 -2 помещения. Остальное передается паломникам.
4/ Подвал предоставляется исключительно для учащихся. В случае отсутствия их разрешается занятие его управляющим в жаркие дни.
- Условия «текие», находящейся в «Шамия», основанной для казанцев Ибрагимом бин Исхак-беем /№/.
1/ Нижнее помещение, называемое «диван» с прилегающими к нему со службами /манфаа/ предназначается для бедняков-казанцев холостых для жительства с ведома управляющего «текие».
2/ Помещение рудем* с «диваном» /в первом этаже макад» для бедняков-бухарцев холостяков от 1 до 10 человек для жительства в полном подчинении заведующему «текие». Всякие жалобы на него не должны приниматься судом во внимание.
3/ Помещение «хош» находится в общем пользовании всех жильцов.
4/ Второй этаж и крыша сдается в наем. Арендная плата расходится на нужды «текие», в первую очередь на ремонт, затем освещение, далее на хлеб и воду для бедняков. Отчет должен представляться в «Мехкеме шариа».
5/ 3-й этаж «мабин» и «мутабах» со службами передается управляющему в вознаграждение за его управление вакуфом. Управляющий имеет право распоряжаться помещением и пускать туда жильцов по своему усмотрению.
6/ В случае отсутствия казанцев и бухарцев «текие» предоставляется всем беднякам-мусульманам с ведома «мехкема шариа».
Верно: САЛИМОВ
Архив КГБ РТ. Ф.4. Оп.1. Д.15. Л.169-170.