Радикальный ислам в Саратовской области

tabligi-dzhamaat-v-saratovskoj-oblasti Радикальный ислам в Саратовской области Антитеррор Ислам

Радикальные течения ислама в Саратовской области и деятельность Духовного управления мусульман

(попытка объяснить ситуацию)

С начала 1990-х гг. в просветительской деятельности ДУМСО одно из ключевых мест занимает профилактика радикализма и экстремизма, доведение до адептов религии истинных ценностей ислама: миролюбия, добрососедства, уважения к представителям других народов и конфессий. Это было и остается важной задачей функционирующей на протяжении ряда лет пресс-службы ДУМСО.

На страницах газеты «Мусульманский вестник», в мусульманской телепередаче «Аллаху Акбар», в сменившей ее в 2010 г. «Исламской мозаике» и в увидевшем свет в текущем году новом интернет-телевидении «Нур-ТВ» на примере демонстрации эпизодов жизнедеятельности мусульман региона создается правильное представление о ценностях ислама и результатах следования его принципам, приводящим к складыванию мира и согласия в той или иной местности. Темы передач посвящаются примерам социального служения, взаимопомощи и взаимоуважения между мусульманами и представителями различных конфессий и т. д.

Эти же ценности пропагандируются и на официальном сайте «ДУМ Саратовской области», который в доступной для всех пользователей сетевых ресурсов форме отражает новостную информацию о жизни мусульманской общины области. На сайте периодически публикуются материалы просветительского, аналитического характера, выкладываются объявления, постановления, официальные заявления руководящих органов ДУМСО, фоторепортажи крупных мероприятий. Интерпретации публикуемых событий с позиции традиционных ценностей, призыв к следованию духовно-нравственным канонам религии, побуждение к взаимопомощи в совершении благих дел способствуют консолидации как мусульманской уммы, так и в целом российского общества.

Одним из мощнейших заслонов на пути возникновения радикализма и деструктивных социальных явлений выступает разноуровневая система исламского образования в регионе, развитию которой ДУМСО в лице ее лидера М.А. Бибарсова уделяет особое внимание.

По словам муфтия области, высказанным 11 ноября 2016 г. на встрече полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО, «воспитание и образование молодежи – самое важное и необходимое звено в вопросе профилактики радикализма. А обучение мусульманского религиозного деятеля должно быть тесно привязано к обществу, в котором он в дальнейшем будет работать». Понятно, что невежество и малограмотность молодежи или самостоятельный поиск ими знаний в сомнительных источниках не может привести к положительным результатам.

В отношении имамов, призванных нести правильные знания о религии и представлять собой личные примеры для общины, важно, чтобы они получили обучение в условиях российского общества, связывая теорию и практику уже в ходе получения образования. Первая ступень исламской системы образования в регионе начала складываться в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

В настоящее время она представлена сетью приходских школ – мэктэбов, действующих на основании устава ДУМСО и «Положения об исламских курсах обучения основам религии “мэктэб”». Наряду с формированием исламского мировоззрения и обучением основным нормам вероучения, в мэктэбах решается одна из ключевых нравственных задач – воспитание любви к ближним, воспитание навыка милосердной заботы о больных и бедных, толерантного отношения к неисламскому окружению.

В Саратове на протяжении последних 10 лет на основании лицензии Министерства образования Саратовской области функционирует среднее исламское профессиональное образовательное учреждение медресе «Шейх Саид» ДУМСО. На уроках, лекциях, студенческих конференциях, круглых столах преподаватели медресе пропагандируют ценность получения религиозных и светских знаний, прививают веротерпимость, уважительное отношение к историческому прошлому, к культуре российского народа в целом и каждой нации в отдельности.

Так, в начале ноября 2016 г. в медресе состоялся круглый стол с участием преподавателей, студентов и выпускников медресе на тему «К единству общества», на котором были подняты и обсуждены следующие вопросы: причины и последствия раскола в обществе, пути достижения единства, гармонизация общественных отношений, противодействие радикализму и т. д.

 

Особое место в деятельности ДУМСО занимает организация и проведение ежегодных конференций, семинаров и круглых столов, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи, межконфессиональным и межнациональным отношениям, ценности института семьи и т. д. В мероприятиях принимают участие представители областного правительства, ученые, специалисты по вопросам религии и образования, руководители традиционных конфессий области.

На протяжении нескольких лет ДУМСО организует международные конференции цикла «Семейные ценности» с целью обратить внимание государственных институтов, общественности, законодательных органов на решение существующих сегодня проблем сохранения традиционного института семьи, материнства, детства, являющихся фундаментом здорового общества и стабилизирующими составляющими государства.

Так, в ходе V Международной конференции на тему «Проблемы обеспечения безопасности современной семьи», проведенной в 2016 г., обсуждались вопросы защиты детей от негативного потока информации, от нарастающего влияния деструктивных групп в социальных сетях в Интернете, в мобильной связи, в том числе ведущих к формированию радикальных настроений, нигилизма в отношении традиционных ценностей.

Изменение этнического облика мусульманских общин региона на рубеже XX–XXI вв. вследствие увеличения количества трудовых мигрантов преимущественно из Северокавказского региона, Закавказья, Среднеазиатских республик требуют от руководства ДУМСО продуманных подходов в укреплении внутри конфессионального и межконфессионального мира и согласия в обществе.

Помимо многонациональности уммы в Саратовской области присутствует фактор различия ханафитского и шафиитского мазхабов, которые при отсутствии должного регулирования и контроля со стороны имамов могут привести к появлению радикальных настроений. Традиционно местные мусульмане, представленные преимущественно татарами и казахами, придерживаются ханафитсткого мазхаба, поэтому имамы мечетей также руководствуются ханафитской правовой школой. Шафиитскому мазхабу следуют переселенцы из республик Закавказья.

В условиях двухмазхабности имамы области основную свою задачу видят не в навязывании и переучивании мигрантов, создавая для них духовный дискомфорт, а безболезненную их интеграцию как в мусульманское, так в целом в российское общество, поскольку на фоне возникающих у переселенцев проблем социального характера иной подход со стороны официального духовенства мог бы вызвать деконструктивные явления, в том числе и проявление радикальных настроений.

Читайте также:  МОГУТ ЛИ АМЕРИКА И РОССИЯ СОСУЩЕСТВОВАТЬ?

В Саратовской области существует также заметная прослойка мусульман шиитского толка, представленная выходцами из Закавказья. Несмотря на то, что в городе имеется шиитская мечеть, большинство из шиитов посещают исламский комплекс и вместе с остальными прихожанами выстаивают молитвы. Никаких радикальных настроений в отношениях между суннитами и шиитами до сегодняшнего дня не наблюдалось.

ДУМСО для организации общественных мероприятий привлекает прихожан к волонтерской работе, к участию в реализации социальных проектов и т. д., придерживаясь принципа равного подхода к мусульманам вне зависимости от национального происхождения.

Вместе с тем, несмотря на открытость саратовской уммы и ее наднациональный характер, здесь не отрицается исторически сложившаяся ценность понятия национальности как таковой, факт существования и право на существование которой определена в священном Коране. Однако мечеть, согласно утвердившейся в ДУМСО позиции, не входит в число общественных заведений, где должна пропагандироваться значимость и привилегированное положение какой бы то ни было нации или национальной идеи.

Последнее становится особенно недопустимым в условиях роста полиэтничности общества. В связи с этим реализация планов сохранения и развития языка, культуры и традиций, укрепление связей между представителями тех или иных наций региона осуществляется вне стен мечети. ДУМСО всецело способствует проведению национальных форумов, межнациональных спортивных состязаний, проведению лекций по истории различных мусульманских народов, вечеров памяти, посвященных жертвам депортаций или выдающимся национальным деятелям и т. д.

Духовное управление тесно взаимодействует с национальными объединениями области в сфере организации культурно-политических мероприятий и акций, направленных на взаимообогащение национальных культур, на развитие взаимоуважения и доброжелательности между представителями различных этносов. Для достижения этих целей широко используется площадка уникального этнографического комплекса «Национальная деревня народов Саратовской области», расположенного в Парке Победы на Соколовой горе г. Саратова.

Наряду с активным участием в проводимых представителями власти и национально-культурными объединениями мероприятиях, ДУМСО в рамках реализации своей культурно-просветительской программы ежегодно проводит в Национальной деревне праздник Ураза-байрам в форме массовых гуляний, что способствует обогащению культурной жизни области, воспитанию толерантности, взаимоуважения между представителями различных религий и национальностей, объединяет представителей всех конфессий, формирует у мусульман региона чувства патриотизма, ощущения ими своей полноправности наряду с представителями других народов.

ДУМСО активно поддерживает усилия национальных молодежных организаций региона, направленные на сохранение и развитие национальной самобытности, культуры и идентичности с опорой на исламские духовно-нравственные ценности. Таким образом, для каждой народности создается комфортная среда, являющаяся условием для строительства атмосферы мира и согласия, взаимного уважения между различными культурами. ДУМСО на протяжении ряда лет поддерживает тесное сотрудничество с органами государственной власти в вопросах интеграции мигрантов в российское общество.

Представители духовного управления регулярно приглашаются на заседания Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями при губернаторе региона с участием членов комитета Государственной думы РФ по делам национальностей. Помимо этого имамы мечетей Саратовской области и преподаватели медресе систематически участвуют в реализуемом Управлением Федеральной миграционной службы проекте «Адаптационные курсы для мигрантов».

Одним из путей обеспечения мира и согласия, снятия социального напряжения в обществе, вызванного наличием сильной имущественной дифференциации среди населения, проблемами материальной необеспеченности, служит восстановление функционирования исламских институтов закята, обряда жертвоприношения, разговения в месяц рамадан, а также реализация социальных проектов ДУМСО, охватывающих широкие слои населения региона, исповедующих различные религии.

Развитие института закята, обязывающего мусульман выделять в пользу нуждающихся 1/40 часть своих доходов, приобретает особо важное значение в условиях мирового кризиса и последствий действия санкций, принятых в отношении России мировыми державами Запада. Такая форма социального служения гарантированно нейтрализует остроту возникающих в обществе настроений недовольства и неприязни к состоятельной категории населения со стороны малообеспеченной, в конечном счете ведущей к возникновению радикальных течений.

 

«Таблиги Джамаат» в Саратовской области

Наряду с положительными тенденциями, наблюдающимися в Саратовской области в сфере возрождения духовности, укрепле ния мира и согласия, наблюдались и проявления радикальных настроений среди небольшой части представителей мусульманской конфессии. Так же, как и в ряде других регионов страны, с конца 90-х гг. прошлого века в области активно начала вести свою проповедническую деятельность пакистанская религиозная организация «Таблиги Джамаат», заподозренная впоследствии в распространении радикальных идей и запрещенная решением Верховного суда России 7 мая 2009 г.1
Нужно отметить, что данная неформальная организация активистов всегда занималась исключительно проповедью ортодоксального суннизма и никогда не была замечена в каких-то экстремистских действиях.

Численность представителей «Таблиги Джамаат», не имеющей ни четкой внутренней организации, ни формализованного членства, в Саратовской области насчитывала около 30 человек. Ее этнический и социальный состав был разнообразен. Преимущественно это были мусульмане, не занятые в каком-либо производстве, а занимающиеся мелким бизнесом или индивидуальной трудовой деятельностью, поскольку само участие в практикуемых членами организации «Таблиг» поездках по местам компактного проживания мусульман предполагало наличие достаточно немалого количества свободного времени. Особенностью функционирования организации в нашей области стало то, что изначально была обеспечена прозрачность ее деятельности.

Во-первых, на имя муфтия в письменной форме за неделю подавалось заявление с просьбой о разрешении поездок с целью мирного исламского просвещения мусульман.

Во-вторых, предоставлялся список намеревавшихся совершить «выход», т. е. личности участников организации были известны.

В-третьих, точно указывалось место прибытия, продолжительность нахождения членов организации в населенных пунктах с наличием мусульманского населения. Имамы мечетей и главы администраций на-
селенных пунктов заранее предупреждались о прибытии проповедников. Таким образом, в области обеспечивалась, с одной стороны, правовая защита членов организации, с другой стороны, создавалось положение взаимной ответственности, исключающая возможность возникновения радикальных настроений среди членов организации.

В условиях отсутствия запрета на деятельность данной организации, которая функционировала в Саратовской области до начала мая 2009 г., такое отношение к ней представлялось наиболее оптимальным. Вместе с тем ДУМСО в лице ее лидера М.А. Бибарсова вовсе не разделяло взглядов таблигитов относительно вопросов ведения призыва.

Члены организации признавали только один ее метод – это посещение мест компактного проживания мусульман по аналогии с имевшим место в истории «хождением в народ», практиковавшимся народническим движением 70-х гг. XIX в. И примерно так же, как и народники, таблигиты не находили понимания такого метода призыва в народе, поскольку культурный и социальный уровень развития россиян намного отличается от условий жизни населения Индии и Пакистана.

Читайте также:  В селе Эндирей группа антитеррора штурмует дом

Члены организации так же придавали большое значение внешнему виду адептов религии, настаивая на его приведение в соответствие с одеждой времен пророка Мухаммада, буквально принимая под таковой пакистанскую одежду. Консервативных взглядов придерживались последователи «Таблига» и в вопросах интеграции мусульман в российское общество, нивелируя значение научных знаний и ценности получения светских профессий. Миролюбивая полемика, которая велась имамами ДУМСО с членами организации, попытки убедить их в необходимости более широкого взгляда на мир в оценке ценностей ислама с точки зрения современности, до определенного времени не имела большого эффекта. В связи с этим не случайно муфтий Саратовской области в апреле 2009 г. выступил против проведения съезда данной организации в Саратовской соборной мечети. Однако последовавшие за этим решением ряд звонков из администрации президента и органов государственной безопасности страны изменили позицию М.А. Бибарсова по этому вопросу.

25 апреля 2009 г. в Саратове прошел съезд организации «Таблиг». В нем приняли участие около 50 человек из различных регионов России. В ходе съезда члены организации обсудили итоги своей деятельности.

Последовавший через 11 дней запрет этой организации дал повод некоторым силам, заинтересованным в дестабилизации ситуации в регионе, попытаться дискредитировать духовного лидера области Мукаддаса хазрата Бибарсова, обеспечивающего на протяжении трех десятилетий мирную обстановку в регионе, обвинив его в поддержке запрещенной организации «Таблиги Джамаат», и это несмотря на то, что на первых же массовых собраниях мусульман муфтий открыто заявил о нелигитимности деятельности организации и категорически запретил имамам мечетей области принимать у себя членов «Таблига».

Поэтому, как следует из логики событий, все обвинения в адрес муфтия не имеют под собой никаких оснований и являются не более чем подтасовкой фактов, дешевой неправдой, рассчитанной на
некомпетентного обывателя. Руководитель Духовного управления области Мукаддас хазрат Бибарсов всегда являлся и остается поборником законности и правопорядка, решая все насущные вопросы легитимным путем и призывая к этому всех последователей пророка Мухаммада (мир ему).

Несмотря на это в 2012 г. со стороны оппонентов муфтия Саратовской области была предпринята
очередная попытка его дискредитации в глазах российского сообщества, путем необоснованного обвинения в попустительстве фундаменталистам и приверженности радикальным течениям ис-
лама. Формальным поводом для такого обвинения стало «…превращение Саратовской мечети из татарской ханафитской в кавказскую по национальному составу прихожан». Из этого факта логически сделался вывод «о проникновении радикальных фундаменталистов». 

Действительно, Саратовская мечеть в силу сложившейся исторической преемственности среди горожан известна как «татарская», однако за весь новейший период ее функционирования в ней строго соблюдается принцип равенства мусульман в вопросах отношения к общему достоянию уммы – дому Всевышнего.

В отличие от мечетей некоторых городов страны исламский комплекс г. Саратова открыт для всех категорий людей в течение большего времени суток, т. е. от времени первой и до времени последней молитвы или последних занятий в учебном заведении – медресе. Справедливости ради нужно отметить, что факт увеличения числа членов Саратовской общины мусульман вследствие не зависящих от муфтия миграционных процессов, обусловленных неблагополучием общественно-экономической ситуации в Северокавказском регионе, отнюдь не является причиной для вынесения столь опрометчивых заключений.

Вместе с тем нельзя отрицать имевших место в начале второго десятилетия нынешнего века косвенных признаков зарождения радикализма в Саратовской области и конкретно в г. Саратове. Последнее выразилось в появлении группы молодых людей-такфировцев 20–25 летнего возраста в количестве 10–15 человек. При этом здесь мы имеем в виду не принадлежность их к какой бы то ни было политической группировке, а подразумеваем под понятием «такфир» обвинение мусульман в неверии или в куфре.

По своему происхождению саратовские такфировцы были выходцами из Закавказья и Северного Кавказа. Прежде всего, их вызывающее поведение выражалось в том, что они не обменивались приветствиями с частью мусульман, т. е. не давали «салям», означающий в переводе с арабского «мир», в то время как отвечать на слова приветствия в исламе считается «фардом», т. е. действием, обязательным для исполнения. В других случаях ими произносились слова «валейкум», что означает «и тебе», т. е. использовали формулировку, применяемую по отношению к немусульманам. При этом нужно отметить факт отсутствия у саратовских «такфировцев» серьезных религиозных знаний. Они не являлись выпускниками каких-либо исламских учебных заведений России или мусульманских стран.

Читайте также:  Россия учится мочить террористов в чужих сортирах

Такфировцы посещали соборную мечеть, однако в коллективных намазах не участвовали, считая имамов заблудшими. Вопросы, по которым эта новая группа имела свое мнение, носили больше третьестепенный в исламском вероучении характер, касаясь как внешних атрибутов мусульманской одежды, так и приемов взаимодействия с представителями других конфессий, государственной власти и т. д. Чтение намаза эта группа, пытавшаяся расколоть саратовскую общину мусульман, проводила отдельно.

В общественных мероприятиях, в социальных проектах ДУМСО такфировцы участия никогда не принимали, подвергая критике ее деятельность. В числе студентов саратовского медресе представи-
тели этой группы так же не были замечены. Как стало известно впоследствии, для проведения регулярных неформальных встреч молодые люди арендовали одно из небольших кафе г. Саратова.

Разделение общины во время чтения намаза в соборной мечети г. Саратова на две части не могло остаться без внимания и принятия надлежащих мер со стороны ее духовных руководителей. В ходе проведенных с такфировцами отдельных бесед имамами Саратовской соборной мечети, а так же общих тематических пятничных проповедей, мусульманам разъяснялась необходимость соблюдения принципа единства общины и возможных негативных последствий разделения и враждебного отношения мусульман как друг к другу, так и к окружающим.

Имамами было официально объявлено о принятом ими решении о запрете чтения молитвы отдельным обществом. В результате принятых мер постепенно группа такфировцев прекратила свое существование. Часть из молодых людей переселилась за пределы Саратова, а часть влилась в состав прихожан мечети. Немаловажное значение в устранении проявлений радикализма, в данном случае выразившееся в появлении отдельной группы негативно настроенных по отношению к обществу людей, сыграло обстоятельство многочисленности общины г. Саратова, обилие регулярных мероприятий, проводимых ДУМСО. В условиях маленьких приходов и мечетей подобная проблема вызвала бы более сложную проблему вследствие образования равносильных групп, обвиняющих друг друга в нарушении принципов исламского вероучения.

В обозначенное время, т. е. в начале второго десятилетия нынешнего века, радикализм в некоторой степени проявился и в среде мусульманок кавказского происхождения.

Группа из 4–5 молодых девушек, одетых в черные платья, демонстративно ходили по улицам и проспектам г. Саратова, иногда выкрикивая слова возвеличивания Всевышнего, стараясь привлечь к себе внимание окружающих, совершая молитву в общественных местах, при наличии полной возможности ее исполнения в мечети.

Подобное поведение мусульманок нашло открытое порицание со стороны имамов мечетей города и лично муфтия области. На проповедях, лекциях, частных беседах разъяснялась вредоносная и негативная роль такого рода поведения, создающего отрицательное общественное мнение о мусульманах региона и страны. Благодаря принятым своевременно действиям проявления радикализма были аннулированы.

В целом проблема проявления радикализма является, на наш взгляд, в первую очередь показателем существования в обществе нерешенных социально-экономических вопросов, затрагивающих прежде всего менее защищенную и неустойчивую часть социума – трудовых мигрантов, обладающих невостребованной и не находящей должной реализации своей энергии и активности с одной стороны, и неудовлетворенностью первичных материальных потребностей – с другой. Мечеть, в свою очередь, создавая, на первый взгляд, знакомую и психологически комфортную среду для представителей традиционно придерживающихся ислама народов, в то же время не может разрешить всех возникающих в жизни мигрантов социальных проблем.

Таким образом, рассмотренный в статье опыт деятельности ДУМСО в сфере укрепления мира и согласия в обществе позволяет сделать вывод о том, что пропагандируемые религиозные ценности ведут к духовному возрождению и консолидации общества.

Весь проводимый Духовным управлением комплекс мероприятий служит формированию имиджа г. Саратова и области, характеризующегося религиозным либерализмом и толерантностью, отсутствием значимых конфликтов и проблем на межнациональной почве. Последнее обусловлено преемственностью многовековой традиции сосуществования различных конфессий и этносов на территории нашего региона.

Плоды работы по воплощению духовно-религиозных ценностей в жизнь с использованием современных методов и технологий в сфере просветительской деятельности, социального служения, образования способствуют расширению культурных, межнациональных и межконфессиональных связей в обществе, укреплению духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Благодаря регулярной деятельности ДУМСО, нацеленной на создание ориентиров для молодежи через функционирование системы мэктэбов, летних исламских лагерей, активное применение информационных технологий, социальных сетей позволяет успешно проводить профилактику радикализации, принимать превентивные меры против отдельных очагов ее проявления, направлять устремления и потенциал адептов религии в созидательное русло.

Вся комплексная работа ДУМСО реализуется в режиме тесного взаимодействия с органами государственной власти, представителями различных общественных и конфессиональных организаций в контексте и в согласии с общегосударственной политикой, проводимой во благо процветания российского общества.

Вместе с тем узость материальной базы системы исламского образования, ограниченность характера социальных проектов мусульманских религиозных и общественных организаций по причине недостаточности финансовых средств являются сдерживающими факторами на пути формирования традиционных мировоззренческих ценностей у российских мусульман, воспитания граждан, идейно мотивированных в обеспечении мира и согласия в обществе, имеющих стремление совместными усилиями решать социальные проблемы.

 

Автор: А.А. Хабибуллин, заместитель директора медресе «Шейх Саид» Духовного управления мусульман Саратовской области. ВКЛАД ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УКРЕПЛЕНИЕ МИРА И СОГЛАСИЯ В ОБЩЕСТВЕ. — ИСЛАМ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ. МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ РАДИКАЛИЗМА VI Казанский международный научный форум. Материалы мониторинга «Исламские радикальные движения и преодоление радикализма в современном мире (памяти Е.М. Примакова). — Казань, 2017. Публикуется в сокращении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 2 =

Next Post

На Урало-Поволжье нацелены «Idel.Реалии»

Вт Дек 5 , 2017
На Урало-Поволжье нацелены «Idel.Реалии» и Татаро-башкирская служба «Радио Свобода» Госдума приняла закон, позволяющий признавать любую иностранную структуру, распространяющую информацию, независимо от ее организационно-правовой формы, СМИ-иноагентом. […]
На Урало-Поволжье нацелены «Idel.Реалии»