Николай Кульбака: Развитие российской экономики за последние годы шло по весьма своеобразному с сценарию. Поскольку были разрушены каналы коммуникации со старыми торговыми партнёрами, прежде всего, Европой, возникла настоятельная необходимость создания новых каналов.
Однако эти новые каналы пришлось создавать на живую нитку, делать их гибкими, взаимозаменяемыми, ветвящимися и небольшими, поскольку любой большой серьезный канал мог быть сразу перекрыт новым пакетом санкций.
Фактически, на границе России, прежде всего, с азиатскими странами возникла система постоянно меняющихся чёрных и серых каналов, направленных на обход санкций.
Видимой частью этой системы, судя по всему, оказались маркетплейсы, ставшие поистине бенефициарами этой системы.
Ещё в 2022-м году мне довелось участвовать в экономической дискуссии, где я говорил о том, что система параллельного импорта будет конфликтовать с механизмом импортозамещения. Тогда коллеги со мной не слишком согласились, но сейчас, похоже, складывается следующая картина: в российской экономической границе проделано множество дырок, через которые идёт огромный поток нелегальной торговли в интересах государства. Однако само существование этих каналов позволяет использовать их для ухода от налогов, личного обогащения и перекачивания средств заграницу.
В какой-то степени вся эта система напоминает воздействие кооперативов на советскую экономику, когда хорошая идея превратилась в систему перекачивания государственных денег в частные карманы.
Проблема состоит в том, что в условиях санкций остановить бесконтрольный торговый поток через границу не представляется возможным.
Страдают от этого, прежде всего, честные рыночные игроки, которых в нынешней России тоже немало, а также государство которое недополучает огромные объемы налоговых поступлений и таможенных пошлин.
Государству в такой ситуации решить свои проблемы проще. Оно просто переложит их на плечи обычных граждан. Для это есть три инструмента — инфляция, девальвация и рост налогов.
Насколько при этом хватит сил и запаса прочности у обычного бизнеса, увы, не знает никто.
Но это та реальность, в которой мы сейчас находимся.

