Автор скульптуры (памятник был установлен в 2000 году в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне) местный скульптор Владимир подал заявление в полицию, однако в совершенном вандализме правоохранительные органы не углядели состава преступления. Возмущенные активисты из русских общественных организаций решили самостоятельно расследовать это дело. После опросов местных жителей под подозрение попали исламисты из организации «Нур Ислам» города Кумертау, поэтому активисты отправились к председателю «Нур Ислам».
Однако тот не стал долго разговаривать и вызвал «группу поддержки» из числа своих единомышленников, которые быстро приехали со строительной арматурой. Чтобы избежать драки, русские общественники ушли, но на следующий день в полицию поступило заявление о намерении «русских фашистов» избить «миролюбивых мусульман». В результате было возбуждено уголовное дело по статье 116 УК РФ «Побои».
История попала в федеральные и региональные СМИ. Причем, в республиканских изданиях принялись всячески обелять исламистов.
А вину за случившееся сваливать на … скульптора Владимира Пивоварова, который установил крест и памятник, чем уже, якобы, оскорбил мусульман (хотя до этого все 14 лет никто не высказывал замечаний). Пивоварову также припомнили, что на территории школы, где работает директором, он установил деревянную статую с крестом. Возбуждать уголовное дело по поводу акта вандализма решили только после огласки в СМИ. Впрочем, виновных так и не нашли.
В результате конфликт замяли. Членов «Нур Ислам» в Башкирии выставили в роли «жертв русского шовинизма», спиленные крест и статую восстанавливать не стали, а возмущенную русскую общественность заклеймили позором «за исламофобию». 22 мая 2014 года состоялась встреча чиновников с русской общественностью и «мусульманами», целью которой было примирение сторон конфликта.
На встрече выступил член общины «Нур Ислам» Дамир Тулиганов.
Он много и страстно рассуждал о межконфессиональном мире в Башкирии, упрекая скульптора Пивоварова, что тот не спросил разрешения у мусульман, прежде чем поставил памятник, пусть и посвященный Великой Отечественной войне, ну, а русскую общественность обвинил в том, что она навешивает ярлыки «ваххабитов» на таких же как он добрых мусульман. Тогда башкирские СМИ поспешили охарактеризовать Тулиганова как миротворца, а русской общественности посоветовали у него учиться «культуре диалога».
Теперь, находясь возле города Талль-Афар недалеко от Мосула и держа в руках автомат, Дамир Тулиганов рассказывает, как он в свои 57 лет, правоверный, имеющий пять внуков, которого знают и в Новом Уренгое, и в Башкирии, отправился на джихад.
«Альхамдулиля („Хвала Аллаху!“), братья, проснитесь, торопитесь на джихад!», — призывает он своих единомышленников, поясняя, что «в халифате очень много домов, есть баракат (благословение), все нам дают: продукты, жилье, все у нас есть».
В этой связи у меня лично возникает несколько вопросов. Например, если человек предпенсионного возраста уезжает воевать, является ли это стремлением к межконфессиональному диалогу?
Можно ли после этого упрекать русскую общественность Башкирии, что она членов «Нур Ислам» называла «ваххабитами»?
Как прокомментируют сейчас эту ситуацию районные и региональные чиновники?
И самое последнее: чем разрушение памятников архитектуры, церквей и храмов, практикуемое ИГИЛ на территории Сирии и Ирака, отличается от разрушения крестов и памятников в Башкирии?
Автор: Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии, исламовед