Почему от современной культуры болят зубы

maksim-kononenko Почему от современной культуры болят зубы

Максим Кононенко умер вчера, 14 мая 2024. Яркий журналист, публицист, блогер был также известен как Mr. Parker. Являлся соведущим телепрограммы «Реальная политика» на НТВ, вёл несколько интернет-ресурсов, рубрику на радио «Вести FM» и др.

Максим Кононенко:

Вот прямо подписываюсь: «Культура — это работа не с контрольными показателями, а с конкретными людьми, которые производят смыслы и образы. Смыслы и образы с трудом укладываются в отчетность, однако именно они формируют человеческую личность. Смыслы и образы превращают население в народ. То есть полноценно задействованная государством культура работает на экономику, науку, оборону. Борется с коррупцией, потому что лучший способ борьбы с коррупцией — воспитание порядочных людей».

Ну, насчет коррупции не знаю, как и насчет порядочности. Но вот остальное — это именно то, как работает культура в любой стране мира, которая внимательно относится к себе самой. В США, например, тех же самых. А у нас культура сейчас — это социальная группа. Причем не очень большая.

«В советское время было создано главное — уклад. Традиции — свои, теплые, естественно наработанные. Но этот уклад, как бы мы по нему ни ностальгировали, нельзя просто заимствовать у страны, которой давно не существует, из времени, которое безвозвратно ушло. Пора позаботиться о формировании нового уклада. Как говорил Аркадий Аверченко: «Ребенок без традиций, без освященного временем быта — прекрасный материал для колонии малолетних преступников в настоящем и для каторжной тюрьмы в будущем»».

Митя Ольшанский не согласился бы с тем, что нам нужен новый уклад. А я соглашусь — он нужен и его пока нет. Мы продолжаем использовать советский, а он уже негодный. Ну вот хотя бы «Иронию судьбы», кажется, отменили.

«Мне кажется, проблема современной российской культуры — не в дефиците патриотов, а в нашествии дилетантов. В кино — сценарные огрехи, исчезновение института редактуры. В театрах зачастую — ощущение дежавю, как будто двадцать пять лет смотришь один и тот же спектакль. Вот о чем следует беспокоиться».

Это тоже правильно, хотя проблема касается не только культуры. Но раз уж главный редактор газеты «Культура» говорит о культуре — то и я не стану экстраполировать, а просто соглашусь: да, дилетантизм вопиющий и, что самое печальное, ситуация не исправляется. Хотя, казалось бы, за столько лет после крушения советской культурной машины можно было бы и научиться. Но нет, не научились. А почему? Рынка нет.

«Люди ждут от культуры душевного утешения. Есть такая профессия — Родину утешать. Если ты делаешь это талантливо и искренне, Родина ответит тебе и уважением, и любовью, и пиететом. И даже без очереди будут иногда пропускать».

Вот именно. Нацеленность постсоветской культуры на фронду (практически всей) всегда казалась мне какой-то совершенно несвоевременной. И она, как и дилетантизм, до сих пор является определяющей! Главное — шокировать. Везде. От балета до рэп-батлов этих ужасных. От телесериала до костюмированной мелодрамы. Я, собственно, поэтому давно уже практически никакую современную русскую культуру не потребляю. У меня от нее зубы болят.

Добавить комментарий

Next Post

Секретные заводы Урала и атомный проект

Пт Май 17 , 2024
Одной из самых многочисленных категорий строителей секретных заводов на Урале были заключенные исправительно-трудовых лагерей Главного управления лагерей Министерства внутренних дел СССР Система ГУЛАГ была отработана […]