Новый взгляд на историю Башкирии

bashkiry Новый взгляд на историю Башкирии

Башкиры Осинского уезда. Фото этнографа Сергея Руденко начала XX в.

Коллектив ученых Башгоспедуниверситета разработал учебное пособие “Россия-Башкортостан: общность исторических судеб”, которое заняло первое место во Всероссийском конкурсе и легло в основу модели проекта преподавания региональной истории для территорий страны.

С распадом Советского Союза страны СНГ захлестнула лавина учебной литературы по истории. К сожалению, процесс начавшейся демократизации был воспринят многими авторами учебников и пособий как призыв к некой вседозволенности: исторические факты в разношерстных учебниках стали излагаться весьма вольно, а подчас и трактоваться с точностью до наоборот.

Печальные последствия этого мы наблюдаем сегодня на Украине, где на псевдоисторической учебной литературе взращено нынешнее поколение националистов-бандеровцев. В России данный процесс оказался не в столь запущенном виде, однако перестроечная вседозволенность пожала горькие плоды и у нас.

Как следует из опубликованного весной текущего года доклада “О проблемах преподавания истории в российских учебных заведениях” экспертов Центра политической информации Алексея Мухина, российские школьные учебники истории учат… сепаратизму и экстремизму, закладывают в учащихся убеждение в непрочности российского государства, в возможности его распада в будущем. Особенно этим грешат учебники и пособия регионального компонента, формирующие у подростков представление о России как “жестокой империи, чьи колониальная политика и этнический террор на всех исторических этапах были направлены на насильственную ассимиляцию представителей конкретного титульного этноса и их эксплуатацию”.

В качестве примеров специалисты приводят несколько региональных учебников по истории, в том числе и учебник для 9-го класса общеобразовательной школы “История Башкортостана. XX век” профессора Башкирского государственного университета Марата Кульшарипова, изданный в 2001 году.

Прокомментировать выводы экспертов Центра политической информации Алексея Мухина мы попросили доктора исторических наук, профессора, директора Института исторического и правового образования БГПУ им. М. Акмуллы Гюльнару Обыденнову, под руководством которой коллектив ученых Башгоспедуниверситета (Владимир Антонов, Владимир Иванов, Марат Маннанов, Булат Азнабаев, Рамиль Рахимов) разработал концепцию модели учебного пособия по региональной истории “Россия-Башкортостан: общность исторических судеб”.

— Да, выводы экспертов означенного Центра абсолютно верны: в федеральных учебниках и учебной литературе регионального компонента, вышедшей в постперестроечный период, наблюдаются серьезные разночтения. Сегодня, когда в стране наблюдается осознанный подход к подъему патриотического воспитания молодежи, такое положение дел не может удовлетворять ни руководство страны, ни ученых-историков, ни учителей, ни самих школьников и их родителей.

Именно это обстоятельство и заставило нас обратиться к созданию новой модели учебника, который соответствовал бы требованиям с точки зрения не просто содержания, но и методики подачи материала. Поскольку, к сожалению, старые учебники выполнены в чисто академическом стиле и не дают возможности выполнить требования, которые школьные стандарты ставят перед учителями в познании предмета истории сегодня.

Читайте также:  МУБАРЯКОВА Гюлли Арслановна

Когда разрабатывали свою модель, то у нас были объяснения этому моменту, мы придерживались общих требований к написанию учебников по истории. Никто не отрицает, что история регионов есть неотъемлемая часть истории России, а история страны в свою очередь является частью всемирного исторического процесса.

Сегодня предъявляется новое требование — изучение книги путем творческого самопознания. То есть, методический аппарат должен стимулировать школьника к поиску ответа по тем материалам, которые в учебнике изложены: документы, характеристики персоналий, карты и т.д. С этой точки зрения наша модель как раз и выстраивалась.

— Гюльнара Талгатовна, прежде чем вы расскажете о том, чем будет отличаться труд вашего коллектива от предыдущего регионального опыта, хотелось бы услышать о предыстории учебного пособия “Россия-Башкортостан: общность исторических судеб”.

— Начну с того, что в феврале 2013 года на заседании совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Владимир Путин поручил Министерству образования и науки совместно с РАН и при участии Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества внести предложения по подготовке единого учебника по истории страны для средней школы. В ответ на поручение Министерством образования и науки РФ была разработана программа мероприятий по созданию единого учебника истории: разработаны проекты историко-культурного стандарта и структура концепции учебника для средней школы, запущен механизм широкого общественного обсуждения.

Обсуждение будет проходить в два этапа — в июле в интернете (на электронных ресурсах Минобрнауки РФ, Министерства культуры РФ, Российского исторического общества и т.д.), в августе на августовских педсоветах, в региональных отделениях Ассоциации учителей истории и обществознания.

Одним из важнейших аспектов в создании такого учебника стал и региональный компонент, или региональная история, которая должна быть синхронизирована с общей историей, а также правдиво и достоверно излагать факты прошлого и настоящего. И в этом направлении тоже проделана большая работа по пересмотру преподавания регионального компонента. В частности, новшество культурно-исторического стандарта состоит в том, что новая модель преподавания региональной истории требует проведения урока не в формате краеведения, а в виде преподавания истории страны через историю региона.

В июне 2013 года в Миниcтерстве образования России на заседании рабочей группы по разработке концепции единого учебника были утверждены пять пилотных регионов: Башкортостан, Белгород, Новосибирск, Тверь, Калининград, где наработан большой опыт преподавания истории региона.

Читайте также:  НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ УФИМСКОГО УЕЗДА

Коллектив ученых нашего Башгоспедуниверситета разработал свою концепцию модели учебного пособия “Россия-Башкортостан: общность исторических судеб”, которая заняла первое место во Всероссийском конкурсе и легла в основу модели проекта преподавания региональной истории для территорий страны. Кстати, один из наших авторов — Владимир Антонов — является соавтором федерального учебника по истории России и мира для 11-го класса.

В настоящее время пособие “Россия-Башкортостан: общность исторических судеб” готовится к печати, надеюсь, в самое ближайшее время мы его увидим.

— Вернемся к вопросу, который Вы отчасти уже затронули: в чем будут принципиальные отличия нового методического пособия от старых учебников по региональной истории?

— Во-первых, нами предложено два варианта: изучать историю Башкортостана с третьего класса, когда дается подготовка — пропедевтика к историческому курсу (во времена СССР эту задачу выполняли “Рассказы по истории” в четвертом классе), далее, с пятого-шестого классов изучать региональную историю параллельно с историей России.

В связи со сменой нормативно-правовой базы многие испугались, что исчезнет национально-региональный компонент. Нет, региональный компонент остался. Но если раньше он был более независимым, то сегодня идет либо углубленной частью, параллельно с курсом истории России, либо вариативной частью — такой выбор вправе сделать лицеи, гимназии.

Во-вторых, учебники преподавателей Башкирского государственного университета Марата Кульшарипова и Ирека Акманова имеют один общий и серьезный недостаток — в них отсутствует концепция, региональная история рассматривается в отрыве от общероссийской.

Преобладающий акцент делался на конфликтность между народами, то есть огромная тематика в них посвящена проблемам военных действий и насилия государства над населяющими его народами. В то же время не было предпринято попыток показать интеграционные процессы постепенного вхождения народов Южного Урала в государственную систему. И получалось, что государственный аппарат только и делал, что унижал, уничтожал и оскорблял своих верноподданных.

Конечно, мы не можем не говорить о фактах насилия государства над народами, но не должны забывать и о факте добровольного вхождения башкир в состав России, о том, что сильное государство всегда будет проводить политику, направленную на единение страны, используя те возможности и правила, по которым оно живет.

Далее, в существующих региональных учебниках фактически не рассматривается история народов нашей многонациональной республики, что приводило к нарушению структуры учебника, когда последовательно должны излагаться вопросы политики, экономики и культуры. К серьезным недостаткам можно отнести терминологическую путаницу, перегруженность лишними датами, жизнеописаниями деятелей только башкирского этноса. И это при том, что для каждого школьного возраста есть свой определенный лимит дат, имен, документов. То есть, с точки зрения педагогики, нынешние учебники по региональной истории не выдерживают никакой критики.

Читайте также:  Как вести себя при обстреле и бомбардировке

— Гюльнара Талгатовна, очень сложно излагать в школьных учебниках моменты, которые являются спорными в научных кругах. Например, совершенно неясна история с так называемыми башкирскими городами, о существовании которых в дороссийский период нашего края спорят ученые мужи: были таковые или нет, если и были, то кто их населял? Как в вашем пособии излагаются такие моменты?

— Знаете, гипотеза о существовании на территории современной Уфы его предшественника — некоего города Башкорт, не отражена в нашем пособии, лишь затронута в вышедшем ранее под нашей редакцией учебном пособии “Уфаведение”. Мы считаем, что гипотеза археолога Нияза Мажитова не имеет под собой достаточно аргументированной почвы и академически не признана.

Более того, в научной среде археолог Мажитов даже и не выступает, предпочитая доказывать существование Башкорта лишь на курултаях да среди близкого окружения. А раз данная теория не получила широкого научного подтверждения, то и в наше пособие она не включена — мы не можем давать школьникам неподтверждённые сведения. Здесь мы четко соблюдаем те требования, которые предъявляются к школьному учебнику — давать только проверенные сведения. Это одно из самых жестких правил.

В то же время, если брать противоречивые моменты той же гражданской войны в России, оценку пакта 1939 года или начала Великой Отечественной войны, то можно указывать на самые разные суждения. Правда, времени останавливаться на них в рамках школьной программы практически нет. Для этой цели, чтобы как-то восполнить знания школьных педагогов, мы в этом году организовываем семинар для учителей Уфы по тем трудным вопросам, которые выделил историко-культурный стандарт. Нами выбраны десять тем.

И еще, при написании нашего пособия мы старались не перегружать его историческими оценками, упор сделан на достоверном хронологическом изложении материала, на основе которого педагог и школьники будут сами учиться давать оценки историческим событиям.

— Спасибо, Гюльнара Талгатовна, за содержательную беседу, будем надеяться, что в самое ближайшее время все мы увидим ваше учебное пособие по региональной истории “Россия-Башкортостан: общность исторических судеб”.

Автор: Сергей Шушпанов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × четыре =

Next Post

Спецназ ВДВ - люди особого назначения

Чт Авг 27 , 2015
Спецназ ВДВ - люди особого назначения Из продуктов питания — в зависимости от того, на сколько суток ты идёшь. Например, выход на семь суток, значит должно, по идее, даваться семь суточных рационов питания (ИРП). Но больше трёх с половиной никто не берет, и то разделяют, оставляют только основные продукты, чтобы лишний вес убрать. Каждый лишний килограмм предстоит нести на себе. Ну и вода естественно.Зимой попроще, можно снег использовать: растопить, вскипятить или таблетку обеззараживающую добавить.
В Екатеринбурге задержаны боевики ИГИЛ