Межэтнические отношения и система предупреждения конфликтов в СКФО

mezhjetnicheskie-otnoshenija Межэтнические отношения и система предупреждения конфликтов в СКФО

Общий социально-экономический и общественно-политический контекст развития Северо-Кавказского федерального округа

Социально-экономический и общественно-политический контекст Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в 2020– 2023 гг. характеризуется стабилизацией. Со времени образования СКФО путем выделения из Южного федерального округа по указу Президента РФ Д. Медведева в 2010 г. полпреды Президента РФ (А. Хлопонин, С. Меликов, О. Белавенцев, А. Матовников) и ныне действующий Ю. Чайка стремятся решить комплекс проблем.

Прежде всего, это ликвидация террористической и экстремистской угрозы, предотвращение попыток этносепаратизма и распространения религиозных радикальных настроений (Маркедонов С., Либман А., Языкова А. Северный Кавказ: современное состояние, возможности и перспективы управления кризисными ситуациями // «Северный Кавказ: Проблемы экономики и политики». М., 2008. С. 44–65). Также это – сохранение этнических противоречий и конфликтов в управляемом состоянии в общем контексте развития экономики, обеспечения инвестиций, создания рабочих мест, трудоустройства молодежи, повышения объема и качества социальных услуг.

Федеральный центр осуществляет действия по улучшению экономической, социальной, политической и управленческой ситуации в СКФО. В 2021 г. председатель Правительства РФ М. Мишустин провел аудит развития СКФО, который вскрыл многие проблемы, недочеты и прямые провалы исполнения федеральных планов и проектов. Как отметил М. Мишустин, «реализуемая в последние годы программа социально-экономического развития этого макрорегиона, давайте скажем честно, не принесла ощутимых результатов» (Кузьмин В. Мишустин оценил положение дел в субъектах Северного Кавказа // Российская газета. Власть. 2021 г. 16 июня).

В результате были приняты административные, организационные меры и пересмотрены управленческие и политические ориентиры. Далее принята «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) до 2030 года», которая предусматривает развитие агропромышленного комплекса (малые и средние хозяйства, животноводство, садоводство, аквакультура), модернизацию промышленного комплекса, обновление сферы туризма и курортно-рекреационной зоны.

«Регионы Северного Кавказа играют значимую роль в общественной жизни страны, обладают значительным потенциалом для развития в различных секторах экономики», – отметил вице-премьер, куратор СКФО А. Новак (Правительство утвердило Стратегию социально-экономического развития Северного Кавказа до 2030 года // Правительство Российской Федерации. 5 мая 2022 г. Новости. Развитие Северного Кавказа).

В 2022–2023 гг. складываются позитивные социально-экономические тенденции, обусловленные политико-управленческой деятельностью федерального центра, аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО, нацеленностью населения на поступательное развитие даже и в сложных внутриполитических и геополитических условиях.

В СКФО улучшается ситуация с занятостью населения: «Это связано с реализацией крупных проектов, ростом числа занятых в секторе МСП (малого и среднего предпринимательства), с легализацией самозанятых» («…как следует из расчетов Центра стратегических разработок, в СКФО уровень неформальной занятости в I квартале составил 38,2%, что на 5 п.п. ниже аналогичного периода 2022-го. При этом в среднем по РФ этот показатель сократился лишь на 1,1 п.п., до 17,5%» // В Минэке рассказали об историческом минимуме безработицы на Северном Кавказе. Минэк: СКФО удалось достичь исторического минимума уровня безработицы за последние 20 лет // ИЗВЕСТИЯ. 6 июля 2023 г.).

В округе реализуется 35 проектов в разных отраслях промышленности, что к 2030 г. позволит привлечь 1,7 трлн руб. инвестиций и создать свыше 79 тыс. рабочих мест (Алексеев Д. По душе занятие: как победить безработицу на Северном Кавказе. Новые проекты обеспечат региону почти 80 тыс. рабочих мест // ИЗВЕСТИЯ. 24 декабря 2022 г. ).

В то же время в СКФО безработица все еще превышает среднероссийское значение, хотя составляет исторический минимум за последние 20 лет. Также решаются проблемы импортозамещения с учетом специализаций  северокавказского производственного комплекса. Пристальное внимание уделяется развитию туризма и курорта, инфраструктура которых постоянно совершенствуется (Регионы Северного Кавказа приняли единые стандарты кавказского гостеприимства // ИЗВЕСТИЯ, Туризм. 1 июля 2022 г.).

С 2022 г. по проекту «Кавказ Gran Turismo» реализуется особая инициатива, в рамках которой регионы СКФО и Республика Адыгея приняли единые стандарты кавказского гостеприимства6. При поддержке полпреда Президента РФ в СКФО Ю. Чайки в СКФО реализуются долговременные проекты высокой социальной значимости: Форум «Машук», Форум СМИ СКФО, Программа развития кадров «Будущее Северного Кавказа», Лига КВН Кавказа с широким вовлечением общественных активистов, экспертов, молодежи (Официальный сайт полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе).

Стабильность в СКФО достигнута через ликвидацию незаконных вооруженных формирований и их пособников, искоренение сепаратистских настроений, дезавуацию радикального мировоззрения, выведение молодежи из-под влияния комбатантов международного терроризма. Как отметил осенью 2021 г. председатель НАК, директор ФСБ А. Бортников, «на Северном Кавказе за три года предотвратили 29 терактов и ликвидировали 84 боевика» (НАК заявил о предотвращении 29 терактов на Северном Кавказе за три года // ИЗВЕСТИЯ. 12 октября 2021 г. ).

В начале 2023 г. на юге России задержаны 19 человек, планировавших теракты и диверсии на Северном Кавказе. В Карачаево-Черкесии, Крыму, Краснодарском крае и Ростовской области прошли спецоперации, по итогам которых задержаны участники организации «Ат-Такфир валь-Хиджра» (террористическая организация, запрещенная в РФ). Эта работа продолжается и качественно усиливается с учетом внешнеполитических рисков, провокационных попыток оппонентов России раскачать ситуацию в регионе, где этнические и религиозные группы находятся в конкурентном положении с учетом ограниченности ресурсов.

В 2022–2023 гг. органами власти и управления совместно с общественными организациями и движениями решаются проблемы, связанные с мобилизацией граждан на СВО, с социальной заботой о семьях военнослужащих, с оправкой гуманитарных грузов в зону СВО и в новые территории РФ. Ю. Чайка выступил с инициативой создания казачьего батальона «Терек» из казаков Терского казачьего войскового общества (ТКВО), которые добровольно выполняют боевые задачи. Как отметил атаман ТКВО В. Кузнецов, «за год через батальон «Терек» прошло 1250 казаков-добровольцев, 46 бойцов батальона были награждены государственными наградами, еще 50 бойцов представлены к государственным наградам, 135 казаков батальона награждены ведомственными наградами Минобороны РФ» (Батальон «Терек»: год, изменивший представление о казачестве // Российское казачество. 20.07.2023 г.).

Патриотический энтузиазм казачества выразился в создании воинской бригады, в которую помимо батальона «Терек» вошли батальоны «Скиф», «Сибирь», «Енисей». Казачество СКФО в ходе СВО проявило героизм в защите Российского государства, «русского мира», традиционных российских духовных ценностей, которые референтны в среде всех народов и этнических групп региона (Продолжается набор в казачий батальон «Терек» // Терское казачье войсковое общество. 2023 г. 14 января). Происходит политическая активизация казачества, которое в ходе решения боевых задач эволюционирует в сплоченную организационную силу, поддерживающую Президента РФ.

 

Современное состояние и качество межэтнических отношений в СКФО

Социально-экономический, общественно-политический и политико-управленческий контекст округа во многом обуславливает содержание межэтнических и межконфессиональных отношений, как равно и наоборот. Их стабильность и вместе с тем позитивная динамика обеспечиваются не только усилиями власти, но и также народным миротворчеством – устоявшимися приемами взаимного компромисса народов региона. Внутри стабилизации межэтнических отношений осуществляется некоторая нейтрализация коррупционно-клановых группировок в органах власти и управления.

Продолжается укрепление этнокультурной модели гражданского общества в виде национально-культурных организаций и автономий, домов национальных культур и центров дружбы, этнических и конфессиональных советов, советов старейшин и стариков, казачьих обществ. Самостоятельно значимой тенденцией является взаимодействие органов власти и управления с религиозными организациями: Ставропольская митрополия РПЦ и ее епархии, ДУМ субъектов РФ СКФО, Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), Епархия Армянской апостольской церкви Юга России, культурно-просветительские религиозные фонды, клубы, информационные ресурсы, сайты, молодежные духовные организации и др.

Поздравляя жителей СКФО с Рождеством, полпред Президента РФ в СКФО Ю. Чайка подчеркнул, что «праздник наполняет сердца радостью и добрыми надеждами, приобщает к истокам и отеческим традициям, передающимся из поколения в поколение» (Поздравление полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Юрия Чайки с праздником Рождества Христова // Официальный сайт полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе).

В целом акцентируем развитие в СКФО умеренно-позитивного сценария, прочность и перспективы которого различны в разных регионах. Вместе с тем в СКФО сохраняются проблемы, во многом вызванные экономическими причинами, социальными факторами, среди них отметим:

–  дотационность субъектов, слабость социально-экономической инфраструктуры, сохраняющаяся безработица, низкий уровень жизни, неисполнение мер социальной защиты населения, дефицит социальной справедливости;

–  медленный темп и слабая отдача крупных институциональных, инфраструктурных, социально-экономических и бизнес-проектов, недостаточное качество регионального и муниципального управления, особенно в отдаленных сельских (горных и степных) районах; клановость и коррупция в органах власти и управления;

–  сохранение «этнического распределения» постов и этнократических баз управления, которые поддерживаются федеральным центром как система «сдержек и противовесов»;

–  бесконкурентность и безальтернативность политического процесса, управляемость публичной политики и гражданского сегмента в условиях управленческого контроля, в том числе и на основе этнических и религиозных нормативов;

–  слабость социальных лифтов для молодежи, узость рынка труда и инфраструктурных возможностей для качественного образования, медицинского обслуживания, трудоустройства, карьерного роста, досуга, занятий спортом, обеспечения жильем;

–  продолжение (в замедленном темпе) оттока русских и русскоязычных граждан, а также представителей автохтонных народов в более развитые регионы РФ в силу демографической тесноты, низких зарплат, низкого уровня жизни.

Негативное воздействие на внутренние межэтнические и межконфессиональные отношения имеют внешние геополитические противоречия и конфликты (Палестина и Израиль, Армения и Азербайджан, Россия и Украина, Сирия, Мьянма, Иран, Ирак, Китай и Тайвань). Отмечаются локальные инциденты между этническими группами, между религиозными группами, несанкционированные митинги, противозаконные требования и действия в отношении отдельных этнических групп (Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария).

Есть рост интереса к нетрадиционным религиям, «истинной вере», родноверству, народным верованиям при попытках заменить светское право религиозными догмами (Северная Осетия – Алания, Чечня, Ингушетия, Ставрополье). Отмечаются нарушения российского законодательства, прав человека и гражданина, а также неэффективные следственные мероприятия и правоприменение, имеющие «эффект домино» (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия – Алания).

В ходе Всероссийской переписи 2021 г. оживились стремления части этнических со- обществ (карачаевцы, балкарцы, черкесы, абазины, кабардинцы) консолидироваться на основе новых «антисоветских» и «антирусских» этнонимов («Один народ – одно название»). В то же время есть противоречия между коренными народами и органами власти в связи с программами по приему соотечественников (статус, получение российского гражданства, расселение, трудоустройство) (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край). Проявляются противоречия между этническими сообществами и властью в связи с неполной (экономической, социальной, политической) реабилитацией репрессированных, депортированных, перемещенных народов и в связи с историческими источниками о депортации народов, включая школьные учебники (прежде всего, в Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии).

Чувствительной остается сфера территориально-земельных отношений с учетом традиционного мозаичного чересполосного расселения народов региона и спорности «исконных территорий проживания». Это касается следствий осетино-ингушского конфликта 1992 г., который канализирован, однако при сохранении в Конституции Республики Ингушетии статьи о возвращении незаконно отторгнутых территорий («Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия – важнейшая задача государства» // Конституция Республики Ингушетия. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ. Принята всенародным голосованием 27 февраля 1994 года. Глава первая. Основы конституционного строя. Ст. 11.).

Границы между субъектами РФ СКФО не демаркированы, что рождает взаимные претензии и проекты образования моноэтничных муниципальных районов с использованием земель соседних субъектов.

В качестве локальных проявлений бытуют взаимные обвинения народов с участием ученых, экспертов в коллаборационизме в период Великой Отечественной войны, что негативно воздействует на общественные настроения (Руслан Бзаров: Цель ингушских фальсификаторов истории – территориальный передел // ОСНОВА. Информа- ционный сайт. Политика. 3 декабря 2019 г.) и дестабилизирует ситуацию («Ленинский районный суд Владикавказа признал издание «Осетины на службе Третьего рейха. Факты массового сотрудничества осетин с фашистами в годы Великой Отечественной войны» экстремистским. Об этом сообщила объединенная пресс-служба судов общей юрисдикции Северной Осетии в среду, 19 августа. Суд признал экстремистской книгу о сотрудничестве осетин с фашистами. ИЗВЕСТИЯ. 19 августа 2020 г.).

В какой-то мере сохраняются противоречия между осетинскими, юго-осетинскими, ингушскими, абхазскими, карачаевскими этническими активистами из-за «историко-мифологического первенства» в Аланском и Нартском наследии («война историй и мифологий»). Они, в том числе, связаны и с противоречиями в трактовках исторических событий: Кавказская война, советское национально-государственное строительство, Великая Отечественная война 1941–1945 гг., распад СССР, проведение в регионе КТО и масштабных военных операций по ликвидации терроризма и по восстановлению конституционного порядка, прекращению этнических конфликтов.

Очевидно, что позитивный тренд развития СКФО, его социально-экономические перспективы, инвестиционная привлекательность, позитивный имидж, позиционирование в пределах российского федерализма зависят от качества межэтнических и межконфессиональных отношений с учетом внешних вызовов и рисков (Здесь стоит обратить внимание на провокационные действия «северокавказской политической иммиграции», представители которой пытаются организовать новый виток этнополитической консолидации в рамках Конфедерации горских народов Кавказа, действующей за рубежом. С учетом ведения СВО, санкций против РФ и ухудшения международных отношений возможность распространения программных идей КГНК среди молодежи субъектов РФ СКФО (прежде всего, Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии) стоит рассматривать как риск).

 

Кейсы субъектов РФ СКФО

Кейс Ставропольский край (СК).

В регионе сохраняется баланс межэтнических и межконфессиональных отношений, отсутствуют выраженные этнополитические риски, публичные проявления взаимной ксенофобии и национализма. Население отмечено гражданской консолидацией, поддержкой федерального центра, Президента РФ. На Ставрополье пре- одолены конфликтогенные факторы в отношениях между этническими сообществами, которые с разной степенью интенсивности проявлялись в 1990–2010-х гг. и которые имели политическую, экономическую, финансовую, но также и религиозную, ментальную, ценностную детерминацию.

В крае эффективно действует Министерство Ставропольского края по национальной политике и делам казачества, преобразованное из соответствующего Комитета в 2022 г. В 2023 г. Губернатор СК В. Владимиров назначил нового министра (На Ставрополье новым министром по национальной политике стал Александр Малушко // ЭкспертЮг. 19.10.2023 г.). При министерстве действуют Коллегия и Экспертный совет, куда входят руководители национально-культурных организаций, эксперты, общественные активисты.

В течение многих лет работает Совет при Губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений (Губернатор Ставропольского края Постановление от 30 августа 2005 г. № 493 «О Совете при Губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений»), множество национально-культурных автономий и организаций, среди которых наиболее крупные и активные – абазинские, армянские, азербайджанские, греческие, дагестанские, осетинские и др. Ежегодно край выделяет субсидии на поддержку 98 национально-культурных некоммерческих организаций в разных направлениях этнокультурной деятельности. В Ставрополе успешно работает Ставропольский дом дружбы, в Пятигорске – Пятигорский дом национальных культур как площадки межкультурной коммуникации и этнокультурного ассоциирования.

В марте 2023 г. в Правительстве СК прошло открытие программы этнокультурного проекта «ЭтНик: стратегия в практике в Северо-Кавказском федеральном округе». Успешные гуманитарные проекты исторического, литературного, языкового, обрядового вектора реализуют абазинская, армянская, осетинская и др. общины (Национальная политика // Победа – 26. Все новости Ставропольского края).

Тенденцией последних лет является образование национально-культурных организаций ставропольских цыган при большой организационной и методической помощи власти. На Ставрополье проводятся Фестивали культуры и спорта народов Юга России, с 2023 г. в них принимают участие делегации из 20 регионов, в том числе из Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской, Запорожской областей.

В крае усиливаются позиции казачества – Терского войскового казачьего общества (ТКВО), столица которого по инициативе полпреда Президента РФ в СКФО Ю. Чайки в 2023 г. перенесена из Владикавказа в Пятигорск. 28 сентября празднуется День возрождения казачества Ставрополья (28 сентября 1990 г. прошел первый казачий круг в Ставропольском крае. На нем присутствовали свыше 800 делегатов и 300 приглашенных. Атаманом созданной общественно-патриотической организации «Ставропольский краевой союз казаков» был избран Петр Стефанович Федосов – потомственный кубанский казак, уроженец станицы Расшеватской).

Казаки фонда «Терское общество любителей казачьей старины» проводят благотворительные и просветительские акции, воспитывают молодежь. В городе-курорте Железноводске действует муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей казачества им. Анатолия Федоровича Дьякова». В СК работают кадетские школы, Ставропольское президентское кадетское училище. Казачество активно участвует в СВО, формируя особые казачьи части (батальон «Терек» и др.). При этом акцентируются претензии казачества на новые прерогативы и льготы со стороны государства после завершения СВО.

В Ставрополье проживают многочисленные армянская и азербайджанская диаспоры, отношения между которыми отчасти зависят от отношений соответствующих материнских государств. Несмотря на провокативность событий в Нагорном Карабахе, органам власти и управления, общественным организациям Ставрополья удалось сохранить стабильность отношений армян и азербайджанцев.

Вместе с тем, в связи с ухудшением отношений Армении и России в 2023 г. армянские общины транслируют некоторые социальные опасения. Также настроения неуверенности распространены в среде еврейской общины края в связи с событиями в Палестине и Израиле с учетом роста численности исламского населения в Ставрополье (даргинцы, кабардинцы, карачаевцы, черкесы, азербайджанцы, ногайцы, туркмены, а также мигранты из Средней Азии), которое в конфликтах поддерживает мусульман.

Большую просветительскую, образовательную работу проводят Северо-Кавказский федеральный университет, Пятигорский государственный университет как площадки упрочения российской гражданской идентичности, где проводятся серьезные этнологические, политологические, социологические исследования, действуют молодежные этнические советы и центры национальных культур.

Особой зоной межкультурного диалога является территория особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, где реализуются многие гуманитарные историко-культурные проекты, проекты миротворчества и миростроительства органами местного самоуправления и национально-культурными организациями при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ, который находится в федеральном городе-курорте Пятигорске. В 2023 г. образовано территориальное Управление ФАДН по СКФО, Крыму и г. Севастополю (руководитель – С. Разживин), которое базируется в федеральном городе-курорте Кисловодске (20 Агентство по делам национальностей по СКФО, Крыму и Севастополю открыли на Ставрополье // Побе- да-26. Все новости Ставрополья).

Кейс Дагестан (РД).

В Дагестане с 1990 г. действует Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан, при ведомстве работают Общественный совет, Экспертный совет, Межведомственный совет по взаимодействию с дагестанским землячеством в регионах РФ и за рубежом, а также Совет по делам иностранной студенческой молодежи. Ведомство реализует «Государственную программу Республики Дагестан

«Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в Республике Дагестан»; «Государственную программу Республики Дагестан «Взаимодействие с религиоз- ными организациями в Республике Дагестан и их государственная поддержка» и др. Глава РД С. Меликов (бывший полпред Президента РФ в СКФО) уделяет большое внимание реализации государственной национальной политики в регионе, который полиэтничен и в котором рельефны этностатусные позиции народов. Глава РД активно поддерживает политику Президента РФ, поддержку участников СВО: «Мы отправили более 5000 тонн гуманитарной помощи участникам СВО и в новые субъекты. При этом не забыли и про такие страны, как Сирия» (Сергей Меликов: «Мы единый народ, мы вместе. И значит, мы победим!» // БЕZФОРМАТА. Махачкала).

В общем плане в Республике Дагестан осуществляется поступательное развитие, хотя заметны земельные проблемы, коррупция, проблемы в сфере правотворчества, правообладания и правоприменения, клановость. Отмечается интенсивный приток в города сельского населения из горных районов, увеличение доли молодежи при отсутствии должных социальных лифтов.

В РД бытуют: два толка суннитского ислама – шафиитского и ханафитского, шиизма и суфизма, действуют радикальные группы салафитского толка; отмечаются противоречия ДУМ Дагестана с властью, с КЦМСК, происхо- дит утрата родных языков. Противоправные массовые действия дагестанской молодежи против евреев и захват аэропорта Махачкалы в ноябре 2023 г. трактуются руководством ре- спублики как провокация, организованная из- вне, хотя в республике отмечаются застарелые проблемы: безработица, неустроенность молодежи, отсутствие социальных лифтов и «социальных якорей», нарушения законов, коррупция, неисполнение социальных программ.

В то же время явны факторы собственно этнической детерминации.

«Кумыкский вопрос». Современные проблемы кумыков в Дагестане связаны, прежде всего, с неуспешной социальной, экономической и территориальной конкуренцией кумыков с народами равнинной части республики. Кумыки утратили моноэтничную территорию проживания в пределах Дагестана, что, по сути, приводит к социальной и политической деэтнизации народа. В общественном дискурсе Дагестана систематически появляются утверждения о некоренном происхождении кумыков как о «тюркском пришлом народе», который не имеет «этнотерриториальных прав». Проблема кумыков находилась в центре внимания Российского конгресса народов Кавказа, Конгресса кумыкских общин России, который неоднократно безрезультатно обращался к руководству РФ.

В РД не теряет актуальности «Ауховский вопрос» – проблема Ауховского района, населённого чеченцами-аккинцами, которая связана с их депортацией в 1944 г., последующим возвратом после реабилитации в упраздненный и переименованный район, в который были заселены лакцы и часть которого передана в Казбекский район, заселенный аварцами. Район должен быть восстановлен в границах 1944 г. с включением в него сел Ленинаул и Калининаул из Казбекского р-на, из которых лакцы должны быть переселены в северные предместья Махачкалы. Здесь создается Новолакский район, против чего, однако, возражают кумыки, которые считают эти территории своими «этническими землями».

«Ногайский вопрос» в РД и в СКФО в целом детерминирован разделенностью ногайцев между несколькими субъектами РФ СКФО (Дагестан, Ставрополье, Карачаево-Черкесия) и отсутствием собственной «национальной республики». В КЧР и в РД созданы муниципальные ногайские районы, в Карачаево-Черкесии ногайцы имеют статус одного из пяти субъектообразующих народов. Однако ногайцы не удовлетворены представленностью во власти, в политике, а также невозможностью сохранять родной язык.

В Дагестане ногайцы обеспокоены ущербами, которые терпит Но- гайская степь от производственной деятельности, смены типов хозяйствования, приводящих к запустыниванию пастбищ («горная Сахара»). Ущерб интересам ногайцев приносит законодательство Дагестана об отгонных землях (ЗОЖ), о земельной реформе в целом, о легализации незаконных поселений. Ногайские активисты обращаются к главам субъектов, прежде всего, в Дагестане, рассчитывая на поддержку в защите ареала исторического расселения от бизнес-освоения, однако никаких решений не принимается.

Кейс Ингушетия (РИ). В Республике Ингушетия, которая является практически моноэтничным регионом, тем не менее работает Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия (Министерство имеет множество подведомственных учреждений: Государственное автономное учреждение Республики Ингушетия «Национальная телерадиокомпания «Ингушетия», Государственное учреждение «Редакция общенациональной газеты «Сердало», Государственное учреждение «Редакция газеты «Ингушетия», Государствен- ное учреждение Детский журнал «Села1ад», Государственное учреждение Республиканский литературно-художе- ственный и общественно-политический журнал «Литературная Ингушетия», Государственное казенное учреждение «Аппарат общественной палаты Республики Ингушетия», Государственное автономное учреждение «Мемориальное кладбище «Г1оазот кашамаш»).

При профильном органе власти действуют Общественный совет и Коллегия, а также Совет по межнациональным отношениям и Рабочая группа по делам казачеств при Главе РИ.

В субъекте реализуется «Государственная программа Республики Ингушетия «Укрепление межнациональных отношений и развитие национальной политики», проводятся конкурсы на разработку лучшего эскиза медали к 100-летию Ингушской государственности, ведется работа с вынужденными переселенцами. С учетом традиционной обрядности и менталитета ингушского общества и внутренних конфликтов работает Примирительная комиссия республиканского масштаба, примирительные комиссии муниципальных образований для разрешения межтейповых споров, урегулирования кровной мести. Профильные органы власти совместно с религиозными, тейповыми организациями обеспечивают существенную поддержку детей из ингушских диаспор регионов РФ.

Общественные настроения в Ингушетии во многом обусловлены следствиями осетино-ингушского конфликта 1992 г. и сохраняющейся конфликтной проблемой Пригородного района. Общественные настроения ухудшились в 2018 г. в связи с передачей части территории РИ Чеченской Республике по «Соглашению об установлении административных границ между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетией» («пакт Евкурова – Кадырова»), что привело к массовым протестам. За поддержкой Совет тейпов ингушского народа (Мехк-Кхел), Отделение ингушского Красного креста, Общественное объединение «Опора Ингушетии» обращались к федеральному центру, к международным организациям (Всемирный Конгресс ингушского народа).

Восемь участников протестов осуждены за организацию преступного сообщества, действующего против законной власти, что вызывает в республике непонимание и протесты. Поддержку осужденным высказал Конгресс карачаевского народа, обратившись к Президенту РФ о смягчении меры пресечения.

В РИ реализуется проект «Дом дружбы» с участием национально-культурных организаций, проводятся национальные праздники, фестивали национальных культур, собрания, мастер-классы, семинары, форумы, ярмарки, выставки (Представители Миннаца Ингушетии провели встречу с руководителем «Дома дружбы» // Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия). РИ принимает беженцев из Палестины, в регионе также реализуется программа расселения желающих переехать в РИ из Херсонской области.

Ситуация в государственно-конфессиональных отношениях остается сложной. В 2019 г. Глава РИ А.-М. Калиматов ликвидировал Управление при главе Ингушетии по делам религии, созданное экс-Главой Ингушетии Ю. Б. Евкуровым как светскую замену муфтияту республики. Далее Верховным судом РИ был ликвидирован Духовный центр мусульман (ДЦМ) РИ (24 Будущее муфтията Ингушетии // Духовное управление мусульман Ставропольского края. 3.10.2019 г.).

Процесс формирования ДУМ РИ продолжается в 2023 г. Эта проблема обсуждалась на встрече Главы РИ А.-М. Калиматова с духовенством, где он отметил «Нам нужен официальный орган духовенства, который на законном основании занимался бы решением общественных вопросов. В него должны входить авторитетные и неполитизированные представители всех действующих в Ингушетии религиозных течений, чтобы никого не ущемлять» (Глава Ингушетии провел встречу с духовенством региона // Республика Ингушетия. 11.08.2023 г.).

Кейс Кабардино-Балкария (КБР) и Карачаево-Черкесия (КЧР)

В обеих республиках поддерживается стабильность межэтнических отношений, отсутствует база этнонационального сепаратизма, упрочивается баланс интересов этнических групп, народов, религиозных общин. В КЧР поддерживается идея пяти субъектообразующих народов – карачаевцев, русских, черкесов, ногайцев, абазин, что является специфической этнополитической базой стабильности. Общественно-политическая ситуация во многом определяется отношениями кланов и фамилий, имеющих власть и доступ к существенным экономическим позициям.

Реализация государственной национальной политики осуществляется Министерством Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, которое имеет множество подведомственных учреждений (газеты, журналы, книжные издательства). При министерстве действуют Коллегия и Общественный совет, куда входят лидеры национально-культурных организаций, которые участвуют в реализации многих этнокультурных проектов. Это: акцентирование аланского наследия карачаево-балкарцев; сохранение родных языков; документализация и информатизация культурного наследия народов республики и др.

Глава КЧР Р. Темрезов, как и другие главы субъектов РФ СКФО, принял участие в заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, которое в Пятигорске провел В. Путин в мае 2023 г. для обсуждения реализации национальной политики России (Рашид Темрезов принял участие в обсуждении Стратегии национальной политики России // День Республики. Политика. 2023 г. 24 мая). Как и Р. Кадыров, Р. Темрезов критично отнесся к тексту нового школьного учебника истории, в котором, на взгляд руководителей республик, необъективно освещался сюжет депортации народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. (Рашид Темрезов: Считаю недопустимым искажение исторической правды о репрессиях, которым подверглись представители целых народов // Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати. 23. 09.2023 г.).

Также глава КЧР предпринял меры для профилактики провокаций в отношении еврейского населения республики в связи с конфликтом между Израилем и Палестиной (Глава КЧР Рашид Темрезов обратился к землякам в связи с событиями, которые происходят на Ближнем Востоке в зоне обострения палестино-израильского конфликта // Черкесск. Официальный портал. 29.10.2023 г.).

В Кабардино-Балкарской Республике работает Министерство по делам национальностей и общественным проектам Кабардино-Балкарской Республики, в составе которого действуют Отдел общественных проектов, Отдел по делам соотечественников за рубежом и социокультурной адаптации иностранных граждан, Отдел по делам национальностей и работе с религиозными организациями, Отдел по работе с общественными организациями и политическими партиями. Их функционал осуществляется в соответствии с доктринальными документами КБР (Постановление от 31 июля 2019 г. № 136-пп «О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Кабардино-Балкарскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом»; Постановление Правительства КБР от 28.10.2019 г. 190-пп «О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Взаимодействие с общественными организациями и институтами гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике»).

В качестве консультативных органов работают Общественный совет и Рабочая группа по делам казачества. Глава КБР К. Коков уделяет большое внимание сфере национально-культурного самоопределения, реализации государственной национальной политики РФ. По поводу заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям в Пятигорске К. Коков отметил: «Состоялся важный обстоятельный разговор, в котором свое мнение высказали ученые, представители новых российских регионов, герои специальной военной операции, представители общественных объединений» (Казбек Коков прокомментировал итоги работы Совета по межнациональным отношениям, которое провел Президент России Владимир Путин // Кабардино-Балкария. Электронная газета. 20 мая 2023 г.).

В КБР проводится Северо-Кавказский религиозный форум «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения», организованный Духовным управлением мусульман КБР при поддержке республиканского профильного министерства по проекту «Духовно-нравственное воспитание». Политическая элита КБР ориентирована на упрочение «Черкесского мира», в частности, Глава Кабардино-Балкарии К. Коков, как и глава Республики Адыгея М. Кумпилов и председатель Парламента Карачаево-Черкесской Республики А. Иванов, посетили Республику Абхазия по случаю празднования 30-летия Дня Победы в Отечественной войне 1992−1993 гг. и 15-летия независимости республики.

В КБР и КЧР поддерживается этнократическая система власти и управления, усиливаются позиции духовных управлений мусульман, продолжается некоторый выезд молодежи, принадлежащей к не титульным группам. Карачаево-балкарские активисты, Конгресс карачаевского народа систематически выступают с заявлениями, в которых подвергают СССР критике за депортации и репрессии со- ответствующих народов. Карачаевцы, балкарцы участвуют в акциях ко Дню возрождения карачаевского народа, которые приобретают все больший размах, в отдельных случаях выдвигают план создания Карачаево-Балкарской Республики. Активность проявляет организация «Карачаевцы – аланский народ», которая совместно с балкарцами добивается признания депортаций в ходе Великой Отечественной войны геноцидом карачаево-балкарского народа.

Некоторые черкесские (абхазские, адыгейские, кабардинские, черкесские, абазинские активисты) не оставляют попыток элевирования «черкесского вопроса» с привлечением черкесской зарубежной диаспоры (Турция, Сирия, Ливия, Франция, США, Чехия и др.) и действия ряда организаций за рубежом (Федерация черкесских ассоциаций Турции («ЧеркесФед»), «Федерация черкесских культурных обществ в Европе» (ФЧКО), «Совет «Единая Черкесия», «Черкесский научно-исследовательский институт Мюнхена», «Черкесский культурный центр» Грузии, «Международный черкесский совет» США).

Политизированная актуализация «черкесского вопроса» включает требования: признать в РФ геноцид черкесов (адыгов) в ходе Кавказской войны, образовать в составе РФ единую Черкесскую (адыгскую) республику, использовать единое название – «адыгэ» в противовес «искусственному экзоэтнониму» (внешнему названию) «черкес».

Кейс Республика Северная Осетия – Алания (РСО-А). В РСО-А традиционно сохраняется и развивается межкультурный диалог многих народов в контексте российских традиционных духовных, гражданских ценностей. Несмотря на следствия осетино-ингушского конфликта 1992 г., масштабного террористического воздействия (Беслан, 2004 г.), конфликтную составляющую грузино-юго-осетинских отношений, в республике поддерживается стабильная этнополитическая и этнокультурная среда.

Субъектом реализации государственной национальной политики РФ на территории РСО-А является, прежде всего, Министерство РСО-Алания по национальной политике и внешним связям. Профильный орган власти ведет большую работу по сотрудничеству с осетинскими общинами в других субъектах РФ, по поддержке соотечественников за рубежом (Турция, Сирия, страны Европы) в рамках подпрограммы «Взаимодействие с соотечественниками за рубежом и развитие гуманитарных связей РСО-Алания» республиканской государственной программы «Развитие меж- национальных отношений в РСО – Алания» на 2019–2025 гг.

Реализация государственной политики РФ в РСО-А идет по нескольким направлениям: обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных и межэтнических отношений, создание условий для социальной и культурной адаптации мигрантов, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и др. (Сергей Меняйло провел заседание Совета по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений. 13.04.2022 г. Республика Северная Осетия – Алания. Официальный портал).

Министерство имеет такие подведомственные учреждения, как Государственное бюджетное учреждение «Республиканский дом дружбы народов Республики Северная Осетия – Алания», Государственное казенное учреждение республиканское государственное казенное учреждение «Моздокский дом дружбы». При министерстве действует Коллегия, также работает Совет по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений при Главе РСО-А.

На территории субъекта работают около 35 общественных организаций этнокультурного профиля. Министерство сотрудничает с международным общественным движением «Высший Совет осетин», а также с республиканским межнациональным движением «Наша Осетия», которое в 2022 г. отметило свой 30-летный юбилей: «движение «Наша Осетия» – это гарантия мира, дружбы, согласия между народами, населяющими республику» (Межнациональное общественное движение «Наша Осетия» отметит 30-летний юбилей // 15-й регион. Информационный портал Республики Северная Осетия–Алания). В 2020 г. «Наша Осетия» стала лауреатом первой Всероссийской общественной премии «Гордость нации» («Наша Осетия» – «Гордость нации» // Новости Владикавказа. 5.11.2020).

Представители 22 национально-культурных обществ входят в состав Общественного совета при министерстве, являются членами Общественной палаты республики и Общественного совета г. Владикавказа, а также Совета по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений. В субъекте выстроена инфраструктура, позволяющая реализовывать этноидентификационные интересы жителей – осетин, русских, армян, кумыков, украинцев, греков, евреев и др.

Проводятся комплексные мероприятия, например Межрегиональный межнациональный форум «Народы Кавказа», фотовыставка ФАДН России «Спасем детей от фашизма», Межрегиональный межнациональный форум «Народы Кавказа», ежегодный республиканский конкурс «Национальная политика в СМИ» на лучшее освещение вопросов реализации государственной национальной политики в РСО-А. Свою роль в упрочении межэтнических отношений играет Аланское республиканское казачье войсковое общество. Казачий округ состоит из Алагирского, Ардонского, Правобережного, Пригородного, Моздокского, Христианского, Эльхотовского отдельных казачьих обществ и Владикавказского городского казачьего общества, а также из 44 первичных казачьих обществ.

Глава РСО-А С. Меняйло уделяет большое внимание упрочению в республике российского гражданского патриотизма, интернационального сознания республиканского сообщества. Он встречается с участниками летних культурно-образовательных курсов для соотечественников «Этнолагерь– 2023», принимает участие в конференции «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, как важнейший элемент поддержания межнационального и межконфессионального мира и согласия в Северной Осетии» (Сергей Меняйло принял участие в конференции по межнациональным и межконфессиональным вопросам // Республика Северная Осетия-Алания. Официальный портал. Главная / Новости. 23.12.2023).

Закономерно, что воплощение этнополитики в республике осуществляется в соотнесении с поддержанием общественно-политической стабильности, недопущением провокационных акций, направленных на подрыв основ государственного управления и нарушение территориальной целостности РФ (Сергей Меняйло провел заседание координационного совета по обеспечению правопорядка в Север- ной Осетии. Россия. Алания. Вести Алания. 13.10.2023 г.).

Кейс Чеченская Республика (ЧР). В Чечне отмечается высокий уровень стабильности, высокие темпы развития на основании федеральных инвестиций и трансферов. Общество дисциплинировано и ориентировано на решения Главы республики Р. Кадырова, который имеет широкие возможности в диалоге с федеральным центром и чрезвычайно активен в заявлениях политического и геополитического свойства с использованием современных информационно-коммуникационных приемов (в том числе политического троллинга).

Глава ЧР организует целевые акции: прием беженцев, вывоз детей из зон конфликтов, возвращение участников боевых действий в правовое поле, строительство культовых объектов, гуманитарные проекты и др. Более 90% избирателей Чечни консолидированно выступают на выборах, поддерживают В. Путина как без- альтернативного кандидата на пост Президента РФ. Жители республики под руководством Р. Кадырова поддерживают внешнюю политику РФ и ведение СВО на территории Украины.

Республика является практически моно- этническим национально-государственным образованием, в силу чего межэтнические отношения стабильны. Профильный орган, отвечающий за реализацию государственной национальной политики РФ – Министерство Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации, имеет сложную структуру и большой штат (Министерство Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации).

Также ведомство имеет множество подведомственных учреждений, реализующих этнополитику (ГАУ «Издательский дом», Газета «Вести республики», Газета «Даймохк», Газета «Наша школа ЧР», Газета «Зори ислама», ИА «Грозный-информ», ИА «Чеченская Республика Сегодня», ГБУ ЧГТРК «Грозный», ГАУ «Путь» им. А. Х. Кадырова, ГУП «Республиканский Дом печати», ГУП «Книжное издательство», ГАУ ДПО «Центр подготовки и переподготовки работников средств массовой информации»), а министр является помощником Главы ЧР Р. Кадырова.

Реализация государственной национальной политики в ЧР как неотъемлемой составной части РФ направлена на упрочение гражданского единства, на учет «историко-культурных особенностей населения республики, на возрождение и развитие основных сфер жизнедеятельности многонационального народа ЧР» (Приоритеты и концепция национальной политики. Глава Чеченской Республики).

Принципы государственной национальной политики РФ с учетом специфики чеченского сообщества реализуются в таких практиках, как Республиканский конкурс творческих работ детей и подростков «Мы за здоровый образ жизни», Ежегодный республиканский фестиваль культуры и искусств народов ЧР «Чеченская Республика – Дом дружбы», Литературно-музыкальный фестиваль, посвященный году чеченского языка, Всероссийский конкурс для журналистов и блогеров на луч- шее системное проявление активной гражданской позиции в СМИ и сети «Интернет» в защиту интересов РФ в условиях объявлен- ной России информационной войны (Министерство Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации).

В республике действуют Рабочая группа по делам казачества при Главе ЧР, Общественно-консультативный совет при Главе ЧР по межнациональным отношениям, а также несколько национально-культурных организаций. Глава Чечни А. Кадыров отмечал, что в республике предотвращены несанкционированные выступления против евреев и Израиля, и в то же время подчеркнул поддержку народа Палестины, откуда в ЧР выезжают беженцы (Ахмед Дудаев провел первое совещание в новом году с руководящим составом МинНацИнформа ЧР и республиканских СМИ. 12 января 2023 г.).

При общей стабильности и «дисциплинированности» общества факторами риска в ЧР являются публичные нарушения российских законов, жестокие нападения на правозащитников и журналистов, избиения подследственных и заключенных в местах их пребывания, что вызывает возмущение в сообществах соседних регионов. Также отмечаются факты многоженства, кровной мести, убийства чести, которые категорически выпадают из российского правового поля.

 

Общие выводы

Современная ситуация в СКФО радикально отличается от этнополитических, этносепаратистских инцидентов и конфликтов 1990-х гг. – начала 2000-х гг. Снижен «градус» бытового национализма и ксенофобии, смягчена межэтническая конкуренция. Около 80–90% населения оценивают ситуацию в межэтнических отношениях как спокойную и стабильную, а проблемы межэтнических отношений, этнонациональные интересы, прошлые «этнические травмы» сместились по значимости на последние позиции в общественных настроениях.

Определенной стабилизации межэтнических отношений послужили неблагоприятные геополитические факторы и сплочение населения перед «коллективным Западом», санкциями и «культурой отмены». Население в своем боль- шинстве демонстрирует патриотическую поддержку Президента РФ: исполнение воинского долга, формирование казачьих батальонов, сбор и отправка гуманитарной помощи в зону СВО, шефство над новыми территориями, при- ем мигрантов, переселенцев и др.

Конец 2023 г. ознаменован началом избирательной президентской кампании и самовыдвижением действующего Президента В. Путина в качестве кандидата на выборах в марте 2024 г., что с энтузиазмом воспринято северокавказским сообществом (Напомним, что самые высокие показатели поддержки В. Путина на президентских выборах 2012 г. и 2018 г. были продемонстрированы в Чеченской Республике и в Кабардино-Балкарской Республике. «Единая Россия» поддержала решение Владимира Владимировича Путина о выдвижении на новый президентский срок. Официальный сайт Георгиевского городского округа Ставропольского края. 27.12. 2023 г.).

Население субъектов РФ СКФО традиционно отмечено высокой политической лояльностью федеральному центру и региональным руководителям. Начало избирательной президентской кампании сопровождается высокой активностью граждан, общественных организаций (в том числе национально-культурных и религиозных), а также региональных отделений политических партий, прежде всего, «Единой России».

В субъектах РФ СКФО в декабре 2023 г. повсеместно прошли собрания, митинги общественности, трудовых коллективов, молодежных организаций и движений, межэтнических советов, советов религиозных лидеров в поддержку действующего Президента РФ как безальтернативного кандидата на пост главы государства. Можно предположить, что и явка на выборы 15–17 марта 2024 г., и доля поддержки В. Путина со стороны избирателей СКФО будут высокими.

 

Рекомендации

Представляется целесообразным в субъектах РФ СКФО:

1.   Усилить в информационном, экспертном, общественно-политическом дискурсе популяризацию идеи общероссийской гражданской идентичности как платформы субъектности российской гражданской полиэтничной и поликонфессиональной нации во внешнеполитических процессах.

2.   Подчеркивать в религиозных вероучительных и обрядовых практиках единство всех религий (мировых, традиционных, народных) и объединяющие историко-культурные сюжеты, духовно-нравственные, ценностные основы жизнедеятельности народов России.

3.   Предоставлять населению своевременную достоверную информацию о ведении специальной военной операции на Украине с акцентированием общей политической воли многонационального российского народа в разоблачении и ликвидации неонацизма, неофашизма, ксенофобии, национализма.

4.   Избегать при освещении событий на Украине и действий Российских Вооруженных сил на Донбассе «этнизации» ситуации, противопоставления русскости и российскости, интерпретации военно-политических действий РФ как действий в интересах только русского народа.

5. Привлекать национально-культурные и религиозные организации к социальной адаптации мигрантов (в том числе переселенцев из Украины) в соответствующих центрах для включения их в российский гражданский и культурный процесс.

6.   Разоблачать силами общественных активистов, референтных лиц, лидеров этнических сообществ, руководителей конфессий причины, цели, опасность, бесперспективность «культуры отмены» российскости и русскости, применяемую США, коллективным Западом, недружественными странами.

7.  Сохранять отложенные этнические, этнотерриториальные, этноконфессиональные противоречия и конфликты (противоречия историй, мифологий, героев, границ) в управляемом состоянии при точечном решении ситуативных проблем в общем социально-экономическом и гражданском контексте.

8.   Проводить политические, правовые и управленческие решения, касающиеся этнических и религиозных интересов народов (территории, языки, статусы), только после широкого публичного обсуждения с участием заинтересованных сторон в открытом экспертном и информационном режиме.

9.   Нейтрализовать (постепенно) этнократическую систему распределения постов и должностей, обеспечивать ротацию управленческих кадров, продвигать молодежь на основании конкурсной системы отбора профессионалов управления, экономики, менеджмента.

10.   Противостоять религиозной архаизации, «шариатизации» общества при развитии социальной структуры, образовательной, досуговой, культурно-просветительской сферы, целевых программ социальной включенности молодежи.

11.   Создавать в случае проблемных ситуаций региональные и местные временные общественно-депутатские-экспертные комиссии, интернациональные по составу, с участием религиозных лидеров, а также ситуационные информационные центры, СМИ-площадки для оперативного освещения событий и комментариев.

12.    Нейтрализовать при участии руководителей национально-культурных и религиозных организаций геополитизацию межэтнических и этноконфессиональных отношений и прямое дестабилизирующее вмешательство в региональные межэтнические и межконфессиональные отношения зарубежных интересантов.

13.    Осуществлять постоянный мониторинг состояния, настроений и ожиданий этнических и религиозных сообществ, а также сетевого, блогового интернет-контента этнокультурной, этнорелигиозной, этнополитической направленности.

 

Источник: М. А. Аствацатурова (г. Пятигорск) Этнический аспект социально-экономического и общественно-политического контекста Северо-кавказского федерального округа. — Этнополитическая ситуация в Российской Федерации в 2023 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / Ред.: В. А. Тишков, А. В. Черных. Пермь, 2024.

Добавить комментарий

Next Post

США нацелились на ведение долгой войны

Вс Май 4 , 2025
Евгения Андрущенко: Если судить не по словам, а по делам, США нацелились на ведение долгой войны и сейчас осуществляют пересборку ресурсов В пользу этой версии […]