Не знаю, откуда пошли слухи о том, что после смерти известного в Оренбурге атамана Юрия Белькова все принадлежавшие ему старинные авто, в том числе и «Жигули»-семерка жены Гагарина, родственники пустили с молотка. Но многие им поверили. И когда накануне Дня автомобилиста мы попытались найти следы единственной в городе коллекции, по большей части представляющей собой наследие созданного в Оренбурге в 1972 году клуба «Ретро», отговаривали: мол, нет этих машин в городе, исчезли, как янтарная комната.

Ретро без документов

Охрана, железные двери и мощный волкодав, рвущийся с цепи, – оказывается, все сокровища надежно защищены. И находятся не где-нибудь, а в специально построенном для них ангаре (который начал возводить еще Юрий Бельков, а завершил его сын Александр).- Все 50 машин у меня, даже мысли о продаже не было, — говорит Александр Юрьевич. – Отец всю жизнь собирал эту коллекцию, и я в любом случае ее сохраню.
Увидеть ретро отечественного и зарубежного автопрома — не проблема. Новый хозяин дает добро на бесплатный вход в ангар и фотосессии в нем всем желающим. Но сразу предупреждает: о том, чтобы выкатить какую-либо машину на улицу, и речи быть не может. И дело даже не в толстом слое пыли, покрывающем антиквариат, необходимости подкачать колеса и залить бензин: все авто сняты с учета, у них нет номеров и страховок.

— Я не хочу, чтобы они попали на штрафстоянку, — объясняет Бельков. — И не вижу смысла все 50 машин ставить на учет. Накануне праздников, например 9 Мая, о них вспоминают, просят поучаствовать, а до этого никаких средств на обслуживание и содержание этих автомобилей не предлагают. Нет со стороны города никакой заинтересованности в сохранении этой коллекции.

Читайте также:  В Самаре судят полковника ГРУ Владимира Квачкова

Вот почему у нас уже не устраивают парадов такой техники, которые не так давно были непременным атрибутом городских мероприятий. А ведь, глядя на отечественные машины 30 — 40-х годов, выставленные на параде Победы, ветераны не могли сдержать слез: «Именно на такой я воевал!», «А я на целине работал!». Знаменитый «ГАЗ-67» и сейчас стоит в гараже, за суперпроходимость в народе его называли «козликом». Считается, что он был любимой машиной маршала Жукова. Есть здесь и «Победа», созданная в честь победы нашего народа над гитлеровской Германией. И «ГАЗ М-1» — легендарная «эмка». Парадокс, но в этом автомобиле, который массово выпускался в Горьком в 30-х годах прошлого века, тормозная система – один в один с современной. И конечно, «Волга», за внешнюю импозантность и внутреннюю силу прозванная иностранцами «трактором во фраке». Ни одна приличная свадьба не обходилась раньше без такой машины…

 

На мотоцикле — в смокинге

А вот и старый знакомый — желтый «Фольксваген Жук». Ровно 20 лет назад мы делали фото с этим «Жуком» для первой в городе цветной газеты. И принадлежал он тогда основателю оренбургского клуба «Ретро», ведущему автомобильной страницы Павлу Туркину. Его еще звали Паша Америка – за мечту попасть когда-нибудь в эту страну.

Впоследствии туда уехал сын Туркина, и далеко не все у него там вызвало восторг. Но для советского человека, для автомобилиста в частности, не искушенного еще разнообразными иномарками, роскошные «Форды» и «Фольксвагены» были возможностью хотя бы во время ретропарадов ощутить свою сопричастность шикарной западной жизни. Кстати, Оренбургу повезло с автопарком: после войны у нас базировался штаб Приволжского округа, от него и остались трофейные машины из Европы. Вот только в 90-е большую часть из них члены ретроавтоклуба распродали коллекционерам из Москвы и Прибалтики.

Читайте также:  Башкирский сепаратист Айрат Дильмухаметов опять арестован

По всей видимости, не только сохранить свою коллекцию, но и преумножить смог единственный из них — атаман Оренбургского казачьего общества «Славянское» Юрий Бельков, который после трагической гибели Павла Туркина стал именоваться председателем клуба антикварных автомобилей «Ретро». Он не раз отмечал, что содержание и восстановление старинных авто – недешевое удовольствие. При этом у Белькова многие машины были на ходу. На летних каникулах в клуб приходили школьники «крутить гайки», учиться настоящему мужскому ремеслу, а заодно и к истории приобщаться.

Оренбургские ретромодели попадали и на широкий экран: старинные авто нашего клуба использовал режиссер Станислав Говорухин для съемок в своем фильме «Не хлебом единым…».

Когда только формировался съемочный план, московские владельцы старинных авто запросили за аренду баснословные суммы. И тут режиссер узнал, что в Оренбуржье, куда выехала киногруппа на съемки, действует клуб «Ретро», — прекрасно сохранившиеся модели привели маэстро экрана в восторг. Вообще, Бельков откликался на любые предложения, был убежден, что клуб «Ретро» — общее достояние.

В память о космонавте

Гордостью своей коллекции Юрий Петрович считал автомобиль жены первого космонавта Валентины Гагариной. Тем более что в этой знаменитой семье было всего две машины: «Волга», выставленная в Кремле, и вот эта вазовская «семерка» небесно-голубого цвета. В 2010 году ее передал клубу племянник Валентины Гагариной Валерий Бардюкин, который живет в Оренбурге.

Автомобиль 1989 года вдове первого космонавта подарило государство. Галина Ивановна за все эти годы накатала на машине всего 5 тысяч километров. На автомобиле ни одной царапины, даже чехлы и резина сохранились в прекрасном состоянии.

— После того как Валера пригнал машину из столицы, он сразу приехал ко мне. Объяснил, что понимает всю ценность такого подарка и что ездить на ней попросту жалко. Он попросил принять меня в дар этот автомобиль в наш клуб, чтобы машина хранилась, ее мог увидеть любой желающий и вспоминать добрым словом семью Гагариных. Понимая, что семейная реликвия оказалась в моих руках и сколько может стоить этот автомобиль, я дал честное слово никогда его не продавать, ни за какие деньги, — говорил атаман.

Читайте также:  Золотопромышленник Закир Рамиев

Сейчас, по словам Александра Юрьевича, этот «ВАЗ-2107» вместе с еще несколькими восстановленными автомобилями стоит в теплом гараже. Но многие ли смогут его увидеть?

— Все эти автомобили могли бы служить воспитанию подрастающего поколения, — считает Владимир Кузнецов, активный член клуба и председатель Оренбургского отделения Национальной федерации мотоспорта. — Но общественный интерес должен, как это было в 70-е, подпитываться поддержкой администрации.

При нашей федерации есть секция «Мужчина у себя в доме», где бывший военный учит мальчишек слесарным навыкам. И автопарк Белькова мог бы стать для них хорошей экспериментальной площадкой. А кто-то, возможно, получит здесь путевку в будущую профессию. На клуб могли бы обратить внимание и предприниматели, которые торгуют авто и мотоциклами, создав, таким образом, фонд для воспитания своих будущих покупателей. Думаю, и родители были бы не против приобрести своему сыну мотоцикл, зная, что он пойдет в общество, где не пьют, не курят, а занимаются техникой, путешествиями и парень будет при деле.

Автоспорт, мотоспорт — все, что объединяет людей, имеет прямое воспитательное значение. Но увы — пока, к сожалению, нет государственного понимания важности этого занятия, а уникальными автоэкспонатами интересуются лишь единицы.

Источник: Южный Урал      Автор: Валентина СОКОЛОВА