АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА

andronovskaja-boevaja-kolesnica АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА БАШКИРИЯ История и краеведение Народознание

Андроновская боевая колесница (реконструкция)

Андроновская культура — в археологии бронзового века (II тыс. до н.э.), в Западной Сибири, Казахстане и Южном Приуралье. Названа по д. Андроново около г. Ачинска. В 1951 году А. А. Формозов предложил термин «андроновская культурная общность» и в 1954 году термин принят научным сообществом.

Могильники и остатки поселений найдены на территории Башкирии. Хозяйство: скотоводство и земледелие. Второе тысячелетие до нашей эры было эпохой активных миграционных процессов, контактов пришлых племен с местными, перехода от присваивающих форм хозяйства к производящим – скотоводству и земледелию. Наиболее яркими памятниками андроновской культуры на Южном Урале являются культурные комплексы Аркаим, Синташта, Устье в Челябинской области.

Распространение андроновской культуры происходило неравномерно. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шань (Киргизия). Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги.

3444496 АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА БАШКИРИЯ История и краеведение Народознание

Изделия эпохи бронзового века выполенные мастерами племен андроновской культуры

Следы поселений андроновцев были открыты по берегам многих рек, исследованы остатки заброшенных землянок. Для их строительства жители поселений выкапывали большие прямоугольные ямы глубиной до одного метра, в них опускали деревянные срубы, на которые опиралась кровля. Длина некоторых землянок достигала до 20 -25 метров, а ширина – 10-11 метров.

Чтобы стены не обвалились, вдоль них располагались вертикальные столбы-подпорки. Крыши были плоские или двухскатные, когда они подгнивали, их меняли на новые. Так, в одной землянке на берегу реки Исеть обнаружены следы от 382 столбов-подпорок. Землянки обогревались очагами, горевшими на полу, их могло быть от 3 до 10 в зависимости от размера жилища. 

Некоторые поселения окружались рвами и валами, землю для которых брали при рытье рва. По верху валов сооружали деревянный частокол. Для проезда внутрь оставляли перемычки во рву, а в валу устраивали ворота.

При раскопках землянок встречаются обломки глиняных горшков, ножи, топоры и наконечники стрел. Глиняная посуда андроновских племен имела форму плоскодонных горшков с богатым орнаментом из отпечатков зубчатого или гладкого штампа. Среди узоров преобладают сложные геометрические – треугольные, меандровые и др. Погребальная посуда богато украшена узорами из зигзагов и треугольников. На поселениях найдена в основном грубая кухонная посуда. 

Читайте также:  Военный парад в Самаре

andronovskaja-kultura АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА БАШКИРИЯ История и краеведение Народознание

Медные и бронзовые ножи, топоры, шила, серьги и другие вещи встречаются редко, но куски шлака, образовавшегося при выплавке руды, обломки литейных форм обнаруживаются часто. Мталлические предметы в то время считались ценностью и люди старались их не терять.

В андроновских поселениях встречаются и находки, связанные с земледелием. На многих стоянках встречаются приспособления для размола зерна. Это самые ранние в истории человечества ручные мельницы. На плоской поверхности большого камня делались углубления, насыпали в него зерно и растирали его другим камнем меньших размером до тех пор, пока зерно не превращалось в грубую муку или крупу. В некоторых землянках встречаются обгоревшие зерна пшеницы. 

Андроновские племена занимались скотоводством, преимущественно коноводством. Они первыми в истории вывели высокопородных лошадей с высотой в холке от ста пятидесяти 200 до 160 см. К этим андроновским лошадям восходит современная ахалтекинская порода, а в конечном счете и все высокопородные лошади мира.

В 1965 году археологическая экспедиция Института истории, языка и литературы БФАН СССР произвела раскопки нескольких курганов в районах башкирского Зауралья. Обнаруженные в них захоронения, вполне возможно, относятся к древним андроновцам, один из памятников возле деревни Туишево Абзелиловского района состоит из более чем 40 земляных насыпей диаметром 20-40 м, высотой 0,2-1 м. Окрестным башкирам этот исторический памятник известен как древнее кладбище – «убалар»,

По внешнему виду курганы похожи на небольшие холмики. Башкиры называют их «ямой Фатимы». Название загадочное — старожилы рассказали любопытную историю. После Октябрьской революции, в начале 20-х годов в деревню Туишево совместно с башкирского профессионального художника К.А. Давлеткильдеева – Фатима-апай и при помощи местных жителей произвела раскопки курганов. Скорее всего, это были не настоящие раскопки, а небольшие шурфы, заложенные в центре курганов. На месте шуфров образовывались ямы, их-то местные башкиры затем назвали по имени автора раскопок. По рассказам стариков, в курганах были найдены человеческие кости и глиняные горшки, «наподобие кувшинов».

Другой подобный могильник в том же году был обследован около деревни Ишкулово в Абзелиловском районе на берегу реки Большой Кызыл. Экспедиция раскопала один из самых маленьких курганов, в котором было найдено 5 человеческих могил. Две могилы, по-видимому, были ограблены еще в древности, а в трех остальных умершие похоронены в скорченном положении. На боку, в изголовье или у ног поставлены один-два плоскодонных сосуда с пищей.

Могильник, состоящий из таких же курганов, оставлен андроновскими племенами у подножья горы Кантюбе недалеко от села Науразово Учалинского района.

Средний диаметр курганов около 18-20 метров. Высота достигает метра, часть курганов распахивается. В одном раскопанном кургане обнаружили погребение, безусловно, относится к андроновской культуре. Умерший человек перед похоронами был подвергнут сожжению (кремации), и от него остались лишь обгоревшие, измельченные кости; в могиле найден обломок плоскодонного горшка.

Читайте также:  Поджог храма на Ганиной Яме

Курганные могильники андроновских племен лучше всего изучены на территории Челябинской области. По устройству и характеру находки делятся на две группы. На кладбищах одной группы, как в Кантюбинском кургане, умерших сжигали в стороне, а в могилах хоронили лишь обугленные мелкие кости. Один из подобных памятников наиболее полно был раскопан К.В. Сальниковым около д. Федоровка.

Особенность другого обычая заключалась в том, что трупы хоронили без кремации, как это было, например, в Ишкуловском кургане. Представляет интерес и то, что в обоих типах могильников горшки, сопровождавшие мертвых на «тот свет», были различными по орнаменту, отличались они и по форме. В могильниках с трупосожжением горшки изящнее по форме, поверхность у них тщательно сглажена, украшена нарядным орнаментом. В могильниках второй группы (без трупосожжения) горшки грубее и орнамент проще. Возникает вполне естественный вопрос: могло ли быть у одного и того же народа два различных способа захоронения.

Возраст андроновской культуры на Урале исследователи определяют в пределах 1800-800 годов до нашей эры. В течение такого длительного периода андроновская культура не могла оставаться неизменной.

К.В. Сальников пришел к выводу, что вышеописанные два способа захоронения умерших существовали у одного населения андроновских племен, но в разные исторические эпохи. По его мнению, андроновцы в более древние века (1800-1500 вв. до н.э.) умерших сжигали, а позднее этот обряд сменился обычным трупоположением. На основе анализа всего накопленного материала по андроновским племенам К.В. Сальниковым еще в 1948 г.

Читайте также:  История города Сарапула

Была разработана первая периодизация их истории. В развитии андроновской культуры автор выделил три основных этапа, которые были названы по наименованию характерных памятников: феодоровский (XVII-XVI вв. до н.э.), алакульский (XV-XII вв.) и замараевский (XII-VIII вв. до н.э.). Эта периодизация К.В. Сальникова получила общее признание у археологов нашей страны как наиболее удачная гипотеза, объясняющая историю возникновения и развития культуры андроновских племен. Однако с накоплением нового материала за последние годы появилась возможность дать несколько иное объяснение этому загадочному явлению.

В.С. Стоколос, исследуя новые и пересматривая материалы ранее раскопанных памятников, пришел к выводу, что памятники всех выше отмеченных трех этапов существовали примерно в одно время и принадлежали к различным археологическим культурам, к андроновским же племенам принадлежали лишь памятники феодоровского этапа, появившиеся на Южном Урале позднее, чем XVIII в. до н.э., и распространенные на значительно меньшей территории.

Андроновская культура, как правило, идентифицируется как индоиранская. Некоторые исследователи (например, Е. А. Хелимский и В. В. Напольских) считают представителей андроновской культуры носителями четвёртой, исчезнувшей ветви индоиранских языков. Также культура связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э. Археологический памятник Синташта (многие археологи определяют его принадлежность к андроновской культуре) находится в верхнем течении Урала. Захоронения производились в курганах и включали (полностью или частично) останки домашних животных (лошадь, собака).

В этом комплексе найдены украшения из бронзовых пронизок и пластин,которые использовались в качестве накосников и нагрудников. В двух женских синташтаистских погребениях найдено по одному роскошному нагруднику, состоящему из серебряных пластин и пронизок, нашитых на толстую кожу. Общая типологическая близость этих нагрудников с накосниками из кургана срубных племен не вызывает сомнения. Конструктивное сходство явное и единственное отличие от современных нагрудников — это использование в последних бисера, серебряных монет и пластин.

Культура Синташта-Петровка сменилась культурой Фёдорово (1400-1200 до н. э.) и Алексеевки (1200-1000 до н. э.), также относящимся к андроновской. В Южной Сибири и Казахстане андроновскую культуру постепенно сменяет карасукская культура (1500-800 до н. э.). На западной границе андроновская культура сменяется срубной культурой.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + три =

Next Post

АНДРЕЕВ Владимир Петрович

Пн Дек 3 , 2012
АНДРЕЕВ Владимир Петрович (1910-1955) — художник, председатель правления Союза художников Башкирии (1952-1955). Родился 24 июня 1910 года в Уфе. В 1930 году окончил Уфимский техникум […]
АНДРЕЕВ Владимир Петрович