Павлуновского улица (Труниловская) — Уфа от А до Я
Сегодня о слободе напоминает лишь название Труниловского переулка, который идет от улицы сторону
Павлуновского улица, в Труниловской слободе. Исконное название — Труниловская, по месту расположения.
Переименована в честь участника революции и Гражданской войны, соратника Ф.Э. Дзержинского, руководителя уфимского ЧК в 1918–1919 гг. Ивана Петровича Павлуновского (1888–1940). Павлуновский прошел ссылку, окопы Первой мировой войны, в дни Октябрьской революции он был членом Петроградского военно-революционного комитета Петросовета, командовал броневиком «Ярослав», позднее бронепоездом, отрядом красногвардейцев и моряков. С 1918 г. он начальник особого отдела Пятой армии в Симбирске, в 1918–1919 гг. – председатель губернского ЧК в Уфе.
С 1921 г. Павлуновский являлся полномочным представителем ВЧК по Сибири с почти безграничными правами, затем занимал должности заместителя наркома Рабоче-крестьянской инспекции, заместителя председателя ВСНХ, заместителя наркома тяжелой промышленности. Павлуновский был награжден орденом Красной Звезды за № 3 (первым был награжден Блюхер, вторым – Орджоникидзе).
Для нас эта улочка интересна прежде всего тем, что здесь, в доме № 6, жил великий русский певец Федор Иванович Шаляпин. Об этом нам известно благодаря краеведческому поиску, проведенному в слободе уфимским краеведом Г. Ф. Гудковым в 1960-е гг., когда события еще можно было восстановить по рассказам старожилов.
Дом, где когда-то жил Федор Шаляпин, можно увидеть и сейчас, но зрелище весьма убогое. Даже сфотографировать его сложно – строение почти не видно за зарослями кустарника. Фото Сергея Синенко
С юношеских лет Шаляпин участвовал в театральных постановках в Казани как хорист и статист, а с осени 1890 г. гастролировал в Уфе в составе оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского.
Уфимский период жизни описан Шаляпиным в автобиографических повестях «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа».
Шаляпин так рассказывал о своей жизни в Труниловской слободе: «Жил я на хлебах у прачки, в большом доме, прилепившемся на крутом обрыве реки Белой.
Этот дом, уснащенный пристройками и флигелями, был, точно банка с икрой, набит театральными плотниками, рабочими, лакеями из ресторанов – беднотой, искавшей счастье в пьянстве…
Жил я… в маленькой и грязной подвальной комнате, окно которой выходило прямо на тротуар. На моем горизонте мелькали ноги прохожих и разгуливали озабоченные куры. Кровать мне заменяли деревянные козлы, на которых был постелен старый жидкий матрац, набитый не то соломой, не то сеном. Белья постельного что-то не припомню, но одеяло, из пестрых лоскутков сшитое, точно было. В углу комнаты на стене висело кривое зеркальце, и все оно засижено мухами».
Г. Ф. Гудковым записаны воспоминания Л. Ф. Еникеевой, где некоторые подробности жизни Ф. И. Шаляпина в Уфе детализируются: «Наша Труниловская слобода, расположенная позади бывшего Уфимского театра, против здания, где ныне – Верховный суд Башкирской АССР, – была заселена рабочими и служащими этого театра… По небольшим дешевым комнатам селились начинающие артисты, музыканты.
По рассказам моего отца, Федора Осиповича Степанова, уроженца Уфы, 1849 года рождения, человека любившего пение, он слушал Шаляпина на реке Белой, да и не раз.
Молодежь с Шаляпиным устраивала катание на лодках и с песнями плыла вниз по Белой, а иногда ночью, при луне, разносился его голос по всему побережью. Вся Белая замирала, слушая его пение, удалые русские народные песни – «Дубинушку», «Волгу-матушку» и другие. И пел наш бельский народ эти песни еще долгие-долгие годы, полюбив их всей душой».
Дом на улице Павлуновского постройки 1905 г. стоит почти на самом склоне уфимских холмов к реке. Уфа. Фото Сергея Синенко
О событиях, из-за которых молодой Шаляпин вынужден был съехать с квартиры, он вспоминал с печальным юмором: «…мою жизнь немножко скрашивало то обстоятельство, что за мной сильно ухаживала дочь прачки, очень красивая, хотя и рябая. Помню, она кормила меня какими-то особенными котлетами, которые буквально плавали в масле…
Дочь прачки …мало говорила, смотрела на все хмурым взглядом и много, как лошадь, работала. Но иногда она напивалась пьяной, пела песни, плясала вприсядку и ругала мужиков словами, которые цензура совершенно не выносит.
Грешен, у меня с ней был роман. Однажды к нам на двор ворвался здоровенный слободской парень, в одной рубахе без пояса, в тиковых штанах, босой, с оглоблей в руках. Он бил окна, вышибал филенки дверей и орал «Передушу всех актеров! Передушу».
Так как актер в доме был один я, то я сразу догадался, что парень охвачен припадком свирепой ревности. Я тотчас выскочил в окно на крышу сарая. За мной полез хромой товарищ, и едва мы успели отбежать от окна, как парень ворвался в нашу комнату и начал сокрушать все, что попадало под буйную руку его: стол, стулья, посуду, гитару». После этого молодой певец переехал на другую квартиру (подробней об этом в прогулке по улице Гоголя).