Вокзальная улица — Уфа от А до Я
Здание Тепловозоремонтного завода на ул. Вокзальной
Вокзальная улица, проходит параллельно железной дороге от Речного вокзала у Сафроновской горы мимо железнодорожной станции «Уфа» до трамвайного кольца на ул. Дзержинского. Здесь же – улица Вокзальная Малая. Улица сформировалась в 1880–1890-е гг. после строительства здесь здания железнодорожного вокзала.
Очертания Вокзальной площади обуславливал рельеф местности – с запада она начиналась у каменного здания вокзала, на востоке упиралось в крутой склон Вокзальной горы высотой 110 м от уровня р. Белой. В северной и южной части площади располагались жилые деревянные строения. Подъезд с улицы к зданию вокзала был сделан в форме полукруга, в центре которого первоначально находился фонтан.
Встреча императора Николая II на железнодорожном вокзале «Уфа»
При подготовке к визиту в Уфу императора Николая II в 1904 г. на улице неподалеку от здания вокзала была сооружена деревянная арка, ставшая на долгие годы местной достопримечательностью. Горожане называли арку «царскими вратами». В начале 1920-х гг. арка была снесена.
На здании заводоуправления по ул. Вокзальной, 57 около заводской проходной в память о вооруженном выступлении уфимских рабочих установлена литая бронзовая мемориальная доска с барельефом рабочего. 7 декабря 1905 г. в Москве началась всеобщая политическая забастовка, которая затем переросла в вооруженное восстание.
Эти выступления московских рабочих поддержали в других городах, в частности в Уфе. Уфимские железнодорожные мастерские Самаро-Златоустовской железной дороги, построенные в 1888 г., были самым крупным предприятием Уфы; в декабре 1905 г. 2 тысячи рабочих под руководством И.С. Якутова подготовили вооруженное выступление. В сквере Тепловозоремонтного завода на ул. Вокзальной сооружен обелиск рабочим Уфимских железнодорожных мастерских, погибшим в годы революции и Гражданской войны с перечислением их имен.
Сергей Синенко Уфа от А до Я (Интернет-вариант книги «Уфа старая и новая»)