Цитата из письма, отправленного из Уфы 9 июля 1906 года: «Ой, жарко! Ой, лень какая!.. Здесь поневоле больше болтался. Начал портрет Ольги, но по недостаче времени не кончил… Первая часть лета прошла довольно бестолково и бесплодно». Эти строки художник Михаил Нестеров написал в те самые дни, когда в его мастерской, размещавшейся во флигеле родного дома на улице Центральной (ныне Ленина), уже стоял портрет, вскоре ставший известным всей стране.
Сама мысль о портрете пришла Нестерову случайно после прогулки дочери Ольги верхом. Увидев её только что сошедшей с лошади, художник воскликнул: «Стой, не двигайся, вот так тебя и напишу!» Ольга Михайловна вспоминала, что позировала отцу на лужайке в саду за домом. А вот пейзаж появился позже – Нестеров нашёл его в окрестностях Уфы, на берегу Белой.
М. Нестеров.Портрет дочери Ольги.1906 г.
Девушка в чёрной амазонке, юбке, малиново-красной шапочке австрийского кавалериста на остриженных волосах (за несколько месяцев до этого дочь художника перенесла тяжелейшую операцию с трепанацией черепа). Ничего, казалось, особенного. Вот и критики на выставке 1907 года в Санкт-Петербурге полотна не заметили. Зато у публики оно имело «неожиданно большой успех – открытки, фотографии с него быстро раскупались», современники восприняли «Девушку в амазонке» как олицетворение огромной страны. Редкая честь – за картиной закрепилось название, данное не самим автором (у Нестерова она была «Портретом дочери»). С.Н. Дурылин писал, что «целое поколение готово было признать портрет за свой собственный, целая эпоха авторизирует его». И внучка уфимского купца – девушка, ходившая по тем же улицам, что и мы, смотревшая на те же дома, холмы и овраги, вдруг обрела на холсте величие символа России.
С 1907 года картина находится в музее Александра III (ныне Государственный Русский музей) в Санкт-Петербурге. Можно, конечно, поехать в северную столицу, но как хотелось бы увидеть «Амазонку» там, где она появилась на свет – в родном городе художника.