Мастера балета
Краткие биографические справки
Приводим краткую информацию о деятелях театра, судьба которых тесно связана с биографией Рудольфа Нуреева
Алонсо Алисия (настоящая фамилия – Мартинес дель Ойо) (род. 1921) –
кубинская балерина, балетмейстер. Одна из крупнейших классических танцовщиц XX века. В 1939 – 1960 (с перерывами) – в труппе «Балле Тиэтр» (с 1957 – «Американ Балле Тиэтр»). В 1955 – 1957 в «Балле рюс де Монте-Карло». В 1948 совместно с Фернандо и Альберто Алонсо создала труппу «Балет Алисии Алонсо». Среди лучших партий: Жизель, Одетта-Одиллия, Сванильда, Терпсихора («Аполлон Мусагет» Баланчина). Поставила ряд балетов.
Арова Соня (род. 1927) –
английская балерина болгарского происхождения. Училась у О.И. Преображенской и С. Лифаря. В 1946 поступила в труппу Британского Национального балета, с 1947 танцевала в Балете Метрополитен. Позднее с различными труппами выступала в Европе и Америке. Ее партнерами в гастрольных поездках были Брун и Нуреев. С 1966 по 1970 была директором балета в Осло. Сыграла ведущую роль в образовании Норвежского Национального балета. В 1970-1971 балетный директор Гамбургской Оперы, художественный руководитель балета Сан Диего, а с 1976 директор отделения танца в Алабамской школе изящных искусств.
Баланчин Джордж (настоящие имя и фамилия – Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904 – 1983) –
американский балетмейстер грузинского происхождения, один из крупнейших хореографов XX века. В 1914 – 1921 учился в Петроградском театральном училище, в 1920 – 1923 – в Петроградской консерватории. В 1921 – 1924 артист Академического театра оперы и балета в Петрограде. В 1925 – 1929 балетмейстер труппы С.П. Дягилева. В 1932 – 1933 балетмейстер труппы «Балле рюс де Монте-Карло». В 1933 организовал труппу «Балле 1933». С 1933 начал работать в США, где организовал Школу американского балета и на ее базе труппу «Американ Балле» (с 1948 – «Нью-Йорк Сити Балле»). Поставил огромное количество балетов, среди них: «Аполлон Мусагет», «Агон», «Бал», «Симфония до мажор» и др. Искусство Баланчина сформировало новое направление в хореографии.
Бесси Клод (род. 1932) –
французская балерина, педагог. Училась в балетной школе Парижской Оперы; в 1945 – 1975 в ее труппе. Первая исполнительница главных партий во многих постановках, в частности, в балетах «Белоснежка», «Шаги и линии», «Дафнис и Хлоя» С. Лифаря; «Прекрасная Елена» Дж. Кранко и многих других. В 1960 работала в труппе «Американ Балле Тиэтр». С 1972 директор балетной школы при Парижской Опере. Автор книги «Балерина» (1961).
Брун Эрик (настоящие имя и фамилия – Бель-тон Эверс) (род. 1928) –
датский танцовщик, балетмейстер, педагог. В 1937 – 1947 учился в школе Королевского датского балета. В труппе театра с 1947, с 1949 – солист. В 1947 – 1972 выступал в «Метрополитен-Балле» (Англия), «Нью-Йорк Сити Балле», «Харкнесс Балле», Национальном балете Канады, Королевском шведском балете и др. В 1967 – 1971 художественный руководитель Королевского шведского балета. Был первым исполнителем главных партий во многих балетах: «Узор со струнами», «Путешествия», «Тристан», «Женщина с моря», «Дафнис и Хлоя» и т.д. Исполнял ведущие партии в балетах классического и современного репертуара: «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Сильфида», «Ромео и Джульетта» и др. Был одним из лучших классических танцовщиков 50 – 60-х годов.
Бурнонвиль Август (1805 – 1879) – датский танцовщик, балетмейстер, педагог. Учился у своего отца Антуана Бурнонвиля и у Вестриса в Париже. В 1826 окончил школу Парижской Оперы. В 1830 подписал контракт на 18 лет в качестве солиста и балетмейстера Королевского датского балета и преподавателя танцев при дворе. С 1848 до 1877 был главным балетмейстером Королевской оперы в Копенгагене. Поставил свыше 50 балетов, в том числе: «Праздник в Альбано», «Сильфида», «Неаполь, или Рыбак и его невеста», «Валькирия» и др. Выдающийся педагог, создал свою методику преподавания.
Ваганова Агриппина Яковлевна (1879 – 1951) –
русская балерина, педагог, балетмейстер. Училась в Петербургском театральном училище у А.А. Облакова, Л. И. Иванова, Е.О. Вазем, Х.П. Иогансона, П.А. Гердта, О. И. Преображенской. В 1897 окончила училище и была принята в труппу Мариинского театра. Критика называла Ваганову «царицей вариаций». В 1916 оставила сцену и посвятила себя целиком педагогической деятельности. Педагогическая система Вагановой, сложившаяся в процессе преподавания классического танца в Ленинградском хореографическом училище, дала новое развитие исполнительским принципам. Методика Вагановой изложена в ее книге «Основы классического танца» (1934). Среди учениц Вагановой: М.Т. Семенова, ЕС. Уланова, Т.М. Вечеслова, Н.М. Дудинская, А.Я. Шелест, А.Е. Осипенко, И.А. Колпакова.
Валуа Нинет де (настоящие имя и фамилия – Идрис Станнус) (род. 1898) –
английская балерина, балетмейстер, педагог. Училась у Э. Эспоносы, Э. Чеккетти и др. В 1914 дебютировала в Лондоне как танцовщица. В 1923 – 1925 солистка Русского балета Дягилева. В 1926 организовала в Лондоне школу -– Академию хореографического искусства, Проявила себя самобытным хореографом. Поставила балеты «Безделушки», «Иов», «Карьера мота», «Наше зрелище» и др. Творчество Валуа формировало эстетические принципы английского балетного театра, помогало его становлению и развитию.
Васильев Владимир Викторович (род. 1940) –
русский танцовщик и хореограф. Окончил Московское хореографическое училище (педагог М.М. Габович). С 1958 в труппе Большого театра. Исполнял ведущие партии классического и современного репертуара. Среди них: Щелкунчик, Ромео, Альберт, Спартак, Петрушка и др. Поставил балеты «Икар», «Эти чарующие звуки», «Макбет» и др. Васильев – носитель лучших традиций русского балета. С 1995 Васильев художественный руководитель Большого театра.
Вестрис Огюст (настоящее имя Мари Жан Огюстен) (1760 – 1842) –
французский танцовщик, педагог. Известность получил в 13 лет, исполнив партию Амура, созданную для него его отцом Гаэтано Вестрисом в балете «Эндимион». В 16 лет получил звание солиста, в 18 – первого танцовщика. В 1781 – 1788 танцевал в Королевской академии музыки. Унаследовал от отца титул «бога танца». Был прекрасным педагогом. В его классе в Парижской Опере занимались М. Тальони, К. Гризи, Ф. Эльслер, Ш. Дидло, Ж. Перро, Авг. Бурнонвиль.
Войшнис Любовь Ивановна (1923 – 1972) –
русская балерина, педагог. Окончила Ленинградское хореографичещкое училище (педагог А.Я. Ваганова). В 1942 – 1963 в труппе Кировского театра. Классическая балерина академического стиля. Среди ее партий: Гаянэ, Аврора, принцесса Флорина, Китри, Мирта, Гамзатти. В 1965 – 1966 педагог Ленинградского хореографического училища, в 1964 – 1972 – педагог класса усовершенствования в Кировском театре.
Волкова Вера (1904 – 1975) –
английская балерина и педагог русского происхождения. Училась в Императорской балетной академии и у А.Я. Вагановой в Русской хореографической школе Волынского. Танцевала в Государственном академическом театре оперы и балета, потом гастролировала в Японии и Китае. В 1929 обосновалась в Шанхае. Танцевала в труппе Г. Гончарова и обучала танцу в собственной школе. В 1936 переехала в Лондон с мужем художником и архитектором Хью Уильямсом. В 1943 – 1950 открыла новую школу и преподавала в Сэдлерс Уэллс и школе при нем. Стала ведущим западным специалистом по системе Вагановой и, может быть, самым авторитетным педагогом британских танцовщиков в послевоенные годы. В 1950 работала в «Ла Скала» (Милан), в 1951 стала художественным сокетником Королевского балета в Копенгагене. Преподавала в других труппах, в том числе в Эссенской школе Фолькванг.
Вырубова Нина (род. 1921) –
французская балерина русского происхождения. Училась у В. Трефиловой, О.И. Преображенской, В. Гзовского, С. Лифаря. Работала в Балете Елисейских полей, Балете Парижа, балетной труппе маркиза де Куэваса, Парижской Опере. Первая исполнительница главных партий в балетах «Белоснежка» и «Фантастическая свадьба» (хореограф С. Лифарь), «Бродячие комедианты» (хореограф Р. Пти), «Абраксас» (хореограф П. ван Дийк) и др. С наибольшим успехом выступала в лирических партиях (Жизель, Сильфида).
Гердт Елизавета Павловна (1891 – 1975) –
русская балерина и педагог. Дочь известного русского танцовщика и педагога П.А. Гердта. Училась в Петербургском театральном училище у М.М. Фокина. С 1908 в труппе Мариинского театра. В ее репертуаре: Одетта-Одиллия, Аврора, Раймонда, Никия, Пахита, Мирта и др. Ее танец – пластичный, выдержанный в мягких тонах, совершенный по форме – стал в 20-е годы эталоном академической балетной культуры. В 1927 – 1934 преподавала в Ленинградском хореографическом училище. В 1937 – 1942 и в 1945 – 1960 педагог Московского хореографического училища, с 1935 – Большого театра. Среди ее учеников: А.Я. Шелест, М.М. Плисецкая, Р.С. Стручкова, Е.С. Максимова.
Гилпин Джон (род. 1930) –
английский танцовщик. Учился в школах Коун-Рипмен и М. Рамбер. В 1945 – 1949 солист труппы «Балле Рамбер», с 1950 – «Лондон Фестивал Балле», где с 1959 был помощником руководителя, а в 1962 – 1965 – художественным руководителем. В 1961 – 1963 выступал в труппе Королевский балет Великобритании. Виртуозный танцовщик, исполнявший почти все партии классического репертуара (Дезире, Альберт, Франц и др.).
Григорович Юрий Николаевич (род. 1927) –
русский балетмейстер. В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (педагоги Б.В. Шавров и А.А. Писарев). В 1946 – 1964 солист Кировского театра. В 1962 – 1964 балетмейстер Кировского театра. С 1964 по 1995 главный балетмейстер Большого театра. Поставил множество балетов. Среди них: «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак», «Иван Грозный». Ставил много классических балетов: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель» и др. Григорович явился подлинным новатором в балете.
Грэхем Марта (1893 – 1991) –
американская танцовщица, хореограф, педагог. С 1916 училась в школе Р. Сен-Дени и Т. Шоуна «Денишоун». В 1926 выступила с первым сольным концертом в Нью-Йорке. В 1940 поставила «Письмо миру» Джонсона, первое произведение, близкое по форме спектаклю танца модерн. Школа современного танца Грэхем (создана в 1927 в Нью-Йорке) – крупнейший центр танца модерн. Поставила множество балетов, среди них: «Весна в Аппалачских горах», «Иро-диада», «Темная долина», «Пещера сердца», «Ночное путешествие», «Юдифь», «Клитемнестра», «Альце-ста», «Федра» и др. Грэхем одна из основоположниц национальной хореографии США. Ее искусство оказало большое влияние на современный балетный театр, во многом определив его стиль и особенности техники.
Дудинская Наталья Михайловна (род. 1912) –
русская балерина. Училась в Ленинградском хореографическом училище у А.Я. Вагановой. С 1931 в труппе Ленинградского театра оперы и балета (Кировского, ныне вновь Мариинского). Танцевала ведущие партии классического репертуара: Одетта-Одиллия, Аврора, Китри, Маша, Жизель. Участвовала и в создании современного балетного репертуара. Выдающаяся работа Дудинской образ Лауренсии (1939, балетмейстер В.М. Чабукиани). С 1951 – педагог-репетитор Кировского театра. С 1964 – педагог Ленинградского хореографического училища.
Дягилев Сергей Павлович (1872 – 1929) –
русский театральный деятель, пропагандист русского искусства за рубежом. Занимался живописью, театром, историей художественных стилей. В 1898 был одним из основателей объединения «Мир искусства». С 1898 устроитель выставок русской и зарубежной живописи в Петербурге. В 1906 – 1907 организовал в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции выставки русских художников, с 1907 – ежегодные выступления русских артистов – Русские сезоны за границей, в 1907 – симфонические концерты («Исторические русские концерты»), в 1908 – сезоны русской оперы. В 1909 состоялся первый оперно-балетный сезон, который стал триумфом русского театрального искусства и оказал огромное влияние на развитие мировой хореографии. В 1911 Дягилев создал постоянную труппу Русский балет Дягилева (существовала до 1929).
Ермолаев Алексей Николаевич (1910 – 1975) –
русский танцовщик, балетмейстер, педагог. В 1926 окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог В.И. Пономарев). В 1926 – 1930 в труппе Ленинградского театра оперы и балета. В 1930 – 1958 в Большом театре. Ермолаев – выдающийся классический танцовщик героико-романтического амплуа, а также один из крупнейших представителей современного балетного театра. С 1939 выступал и как балетмейстер. В 1960 – 1975 педагог-репетитор Большого театра и педагог и художественный руководитель Московского хореографического училища.
Карсавина Тамара Платоновна (1885 – 1978) –
русская балерина. Училась в Петербургском театральном училище у П.А. Гердта, Х.П. Иогансона, Э. Чеккетти. В 1902 – 1918 в Мариинском театре. Выступала в главных партиях классического репертуара: Жизель, Одетта-Одиллия, Раймонда, Никия, Аврора, Медора, Пахита и др. Танец Карсавиной отличался артистизмом, изяществом, грацией. Постоянная партнерша М.М. Фокина, Карсавина была сподвижницей его новаторских исканий. Была первой танцовщицей труппы С.П. Дягилева, участвовала в Русских сезонах. В 1931 оставила сцену. Преподавала, консультировала балетмейстеров, возобновлявших балеты Фокина. В 1930 – 1955 вице-президент Английской Королевской академии танца.
Колпакова Ирина Александровна (род. 1933) –
русская балерина. Училась в Ленинградском хореографическом училище у А.Я. Вагановой. С 1951 в труппе Кировского театра. Выдающаяся исполнительница главных партий классического репертуара: Аврора, Раймонда, Жизель. Не менее блестяще исполняет и партии современного репертуара: Катерина («Каменный цветок», балетмейстер Ю. Григорович), Юлия («Ромео и Юлия», балетмейстер И.А. Чернышев), Ева («Сотворение мира», балетмейстеры Н.Д. Касаткина и В. Ю. Василёв) и др. Первая исполнительница многих балетных партий: Дездемона («Отелло», балетмейстер В.М. Чабукиани), Нина («Маскарад», балетмейстер Б.А. Фенстер), Девушка («Двое», балетмейстер О.М. Виноградов) и др.
Костровицкая Вера Сергеевна (1906 – 1979) –
русская балерина и педагог. В 1923 окончила Петроградское хореографическое училище (педагоги О.И. Преображенская, А.Я. Ваганова), в 1939 – педагогическое отделение Ленинградского хореографического училища (педагог А.Я. Ваганова). В 1937 – 1965 преподавала в Ленинградском хореографическом училище.
Кургапкина Нинель Александровна (род. 1929) –
русская балерина. Училась в Ленинградском хореографическом училище у А.Я. Вагановой. С 1947 в труппе Кировского театра. Танцевала ведущие партии классического и современного репертуара: Аврора, Китри, Мирта, Гамзатти, Одетта-Одиллия; Жанна («Пламя Парижа», балетмейстер В.И. Вайнонен), Любимая («Берег надежды», балетмейстер И. Д. Вельский), Эмилия («Отелло», балетмейстер В.М. Чабукиани) и др. С 1969 педагог класса усовершенствования в Кировском (Мариинском) театре.
Куэвас маркиз Жорж де (1885 (или 1886) – 1961) –
американский импресарио чилийского происхождения. Меценат и балетоман. В 1944 основал в Нью-Йорке труппу «Балле Интернэшонал». С 1947 финансировал труппу «Нуво Балле де Монте-Карло» («Гран балле де Монте-Карло») в Монако, переименованную в 1950 в «Гран Балле дю марки де Куэвас». Куэвас сумел объединить многих талантливых артистов, балетмейстеров, художников. Здесь работали: Р. Хайтауэр, И. Шовире, А. Эглевский, Р. Жанмер, Л. Черина, Ж. Шарра, А. Маркова, Т. Туманова, Э. Брун, Н. Вырубова и др. Высокий исполнительский и художественный уровень, а также репертуар создали труппе репутацию одного из лучших коллективов Запада.
Кшесинская Матильда Феликсовна (1872 – 1971) –
русская балерина, педагог. Дочь танцовщика Ф.И. Кшесинского. В 1890 окончила Петербургское театральное училище. Занималась у Л.И. Иванова, Х.П. Иогансона, Э. Чеккетти. В 1890 – 1917 в труппе Мариинского театра. Ее крупнейшие роли: Аврора, Одетта-Одиллия, Эсмераль-да, Никия и др. В начале 1900-х танцевала в балетах, поставленных М.М. Фокиным: «Евника», «Шопениана», «Эрос». В 1920 уехала во Францию. В 1929 – открыла в Париже студию. Среди ее учеников: Т. Рябушинская, Л. Ростова, Б. Князев, А. Эглевский, И. Шовире, М. Фонтейн.
Лабис Аттилио (род. 1936) –
французский танцовщик и балетмейстер. Учился в школе при Парижской Опере. В 1954 – 1970 в труппе театра. С 1970-х выступает как гастролер с разными труппами. Исполнил главные партии в постановках М. Бежара («Байка про лису»), М. Декомбе («Концертная симфония») и др. Ставил балеты в Парижской Опере, в Милане и т.д.
Ладзини Жозеф (род. 1927) –
французский танцовщик и хореограф. Учился у Ф. Мейлах в Ницце. Поступил в балетную труппу Оперы Ниццы в 1945. Танцевал также в различных итальянских труппах. Был директором балетных трупп в Льеже (1954 — 1957), Тулузе (1958), Марселе (1959 -1968). Организовал собственную труппу «Театр Франсэ де ла Дане» в 1968. Много работал на телевидение. Самые известные балеты Ладзини: «Омаж Иерониму Босху», «Е=МС2», «Ессе пото».
Легат Николай Густавович (1869 – 1937) –
русский танцовщик, педагог, балетмейстер. Учился в Петербургском театральном училище у Г.И. Легата, Н.И. Волкова, П.А. Гердта, Х.П. Иогансона. С 1888 в труппе Мариинского театра. Был ведущим классическим танцовщиком. Главные партии его репертуара: Зигфрид, Дезире, Альберт, Базиль и др. С 1910 – главный балетмейстер Мариинского театра. Известнейший педагог. В 1896 – 1914 преподавал в Петербургском театральном училище. Его учениками были: А.П. Павлова, М.М. Фокин, Т.П. Карсавина, Л.Г. Кякшт, В.Ф. и Б.Ф. Нижин-ские, А.Я. Ваганова, Ф.В. Лопухов. В 1922 уехал за границу. Преподавал в труппе Русский балет Дягилева. В 1923 открыл школу в Лондоне. Среди учеников: Н. де Валуа, А. Маркова, М. Фонтейн, Ф. Эштон и др.
Мессерер Асаф Михайлович (1903-1992) —
русский танцовщик, балетмейстер, педагог. В 1919-1921 учился в Московском хореографическом училище у А.А. Горского. По окончании училища танцевал на сцене Большого театра; до 1954 ведущий солист. Его репертуар включал романтические, лирико-комедийные, героические, характерные и гротесковые партии классического и современного репертуара: Колен, Зигфрид, Базиль, Петрушка и др. С 1925 выступал как балетмейстер. В 1923-1960 преподавал в Московском хореографическом училище. С 1946 педагог класса усовершенствования артистов балета в Большом театре.
Мот Клер (1937-1986) —
французская балерина. Училась в школе при Парижской Опере у К. Замбелли. В 1951-1977 в труппе театра. Исполняла главные партии в балетах: С. Лифаря — «Путь к свету», М. Декомбе — «Саррасения», «Вакх и Ариадна», Р. Пти — «Собор Парижской Богоматери», «Кармен», «Турангалила», Дж.Баланчина «Хрустальный дворец» и др.
Насретдинова Зайтуна Агзамовна (род. 1923) —
башкирская балерина. Училась в Ленинградском хореографическом училище у Н.А. Камковой, А.В. Ширяева, Е.В. Ширипина. С 1941 в труппе Уфимского театра. Главные партии репертуара: Сванильда, Одетта-Одиллия, Раймонда, Китри, Жизель, Эсмеральда, Зарема, Лауренсия и др.
Нижинский Вацлав Фомич (1889-1950) —
русский танцовщик, балетмейстер. Учился в Петербургском балетном училище. В 1907 был принят в труппу Мариинского театра. В классическом репертуаре был партнером выдающихся балерин – М.Ф. Кшесинской, О.И. Преображенской, А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной. Исполнял главные партии в новых постановках М.М. Фокина, Н.Г. Легата и др. В 1909-1913 ведущий танцовщик Русских сезонов Дягилева. В 1914 организовал собственную труппу, выступавшую в Лондоне. В 1916 вернулся в труппу Дягилева. В балетмейстерской деятельности Ни-жинский опередил время, его постановки ломали устоявшиеся каноны. Рано оставил сцену из-за психического заболевания. Его имя стало легендарным в мире балета.
Новер Жан Жорж (1727 — 1810) —
французский танцовщик и балетмейстер. Считается отцом современного балета. Учился у Ж.Д. Дюпре и Л. Дюпре. Новер внес в балет серьезное драматическое содержание, а также более гибкие, сравнительно с предшественниками, законы сценического действия. Поставил множество балетов, сохранились названия 80 балетов, 24 балетов в операх и 11 дивертисментов. В 1745 – 1747 выступал в придворной опере в Берлине, затем в Марселе, в 1750 – в Лионе. В 1754 поставил в Парижской Комической опере свой первый известный балет «Китайский праздник». В 1755 – 1757 гастролировал в Лондоне по приглашению знаменитого актера Д. Гаррика. В 1760-е работал в Штутгарте. В 1767 заключил контракт с оперным театром Вены. Ставил балеты в Милане. В 1776 занял пост главного балетмейстера Парижской Оперы. В 1781 ушел из театра. С 1781 периодически работал в Лондоне. Вернувшись во Францию, Новер занимался уже только теоретическим трудом.
Павлова Анна Павловна (Матвеевна) (1881 – 1931) –
русская балерина. В 1891 поступила в Петербургское театральное училище, где занималась у А.А. Облакова, Е.О. Вазем, П.А. Гердта. С 1899 в труппе Мариинского театра. Была выдающейся классической танцовщицей (в ее репертуаре Никия, Жизель, Пахита, Китри и др.) и не менее блестящей исполнительницей балетов современного репертуара. Павлова сыграла важную роль в реформах М.М. Фокина, исполняя центральные партии в поставленных им балетах: «Виноградная лоза», «Эвника», «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др. С 1909 Павлова – участница Русских сезонов в Париже, положивших начало ее мировой славе. В 1910 создала собственную труппу, которая с огромным успехом выступала во многих странах. Слава Павловой стала легендарной.
Пейдж Рут (1905 – 1991) –
американская балерина и балетмейстер. Училась у А.Р. Больма, Э. Чеккетти. Выступала в труппах А.П. Павловой, Больма, С.П. Дягилева. В 1924 – 1927 в труппе «Чикаго эллайед артс». В 1929 – 1933 солистка и балетмейстер труппы «Чикаго Саммер Опера», в 1934 – 1937 – солистка и руководитель «Чикаго Гранд Опера Балле». Танцевала во многих странах мира. В 1938 вместе с Б. Стоуном основала труппу «Пейдж-Стоун Балле». В 1941 – 1945 выступала с сольными концертами. В 1951 – 1955 балетмейстер Балета Елисейских полей и «Чикаго Лирик Тиэтр». В 1955 организовала и возглавила «Чикаго Опера Балле» (позже – «Чикаго Балле»). Поставила балеты: «Франки и Джонни», «Ружья и кастаньеты», «Колокола», «Реванш», «Экспромт в лесу», «Кармина Бурана» и др.
Петипа Мариус Иванович (1818 – 1910) –
русский танцовщик и балетмейстер французского происхождения. Создал свод правил балетного академизма. Учился у отца Ж.А. Петипа и О. Вестриса. В 1847 был приглашен в Петербург. С 1862 штатный балетмейстер Петербургской балетной труппы, а в 1869 – 1-903 – главный балетмейстер. Поставил свыше 60 балетов. Среди них: «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда» и множество других. Творческая деятельность Петипа в России продолжалась более полувека. Лучшие балеты Петипа до сих пор ставятся на сценах мира как выдающиеся образцы наследияXIX столетия.
Пушкин Александр Иванович (1907 – 1970) –
русский танцовщик и педагог. Учился у Н.Г. Легата, затем в Ленинградском хореографическом училище у В.И. Пономарева. С 1925 по 1953 в Кировском театре. С 1932 педагог Ленинградского хореографического училища, с 1953 вел класс усовершенствования в Кировском театре. Был выдающимся педагогом, воспитал много прославившихся впоследствии артистов. Среди его учеников: А.А. Макаров, Ю.Н. Григорович, Н.А. Долгушин, Р.Х. Нуреев.
Рамбер Мари (настоящие имя и фамилия Мириам Рамберг) (1888 – 1982) –
английская балерина, педагог, деятель театра. Одна из создателей английского балета. Первоначально училась танцу в Варшаве. В 1910– 1913 занималась в Институте Э. Жака-Далькроза. В 1917 – 1923 училась у Э. Чеккетти и С.А. Астафьевой. В 1920 открыла балетную школу. В 1930 создала первую постоянную английскую балетную труппу, в 1934 получившую название «Балле Рамбер». Мари Рамбер была превосходным педагогом, среди ее учеников: П. Ар-гайл, Д. Гулд, М. Ллойд, С. Гилмор и др.
Роббинс Джером (род. 1918) –
американский танцовщик, балетмейстер. Учился классическому танцу у Э. Дагановой, Ю. Лоринга, Э. Пластовой, А. Тюдора, танцу модерн в «Лиге нового танца», испанскому у Э. Веолы, восточному у Е. Нимуры, драматическому искусству у режиссера Э. Казана. В 1937 начал работать как драматический артист и одновременно выступал как танцовщик в Танцевальном центре Ф. Сорел и Г. Сандор. В 1940 – 1948 в труппе «Балле Тиэтр», здесь же начал ставить балеты. С 1949 по 1963 был танцовщиком, балетмейстером и заместителем художественного руководителя в труппе «Нью-Йорк Сити Балле». В 1958 организовал труппу «Балеты США». Труппа много работала в Европе. Среди поставленных им балетов: «Век тревог», «Клетка», «Крысолов», «Послеполуденный отдых фавна», «Движения», «Нью-Йорк экспорт опус Джаз», «События», «Танцы на вечеринке», «Вечерние вальсы» и др.
Семенова Марина Тимофеевна (род. 1908) –
русская балерина, педагог. В 1925 окончила Ленинградское хореографическое училище. Училась у А.Я. Вагановой. Выдающаяся представительница школы классического танца. В 1925 – 1930 танцевала на сцене Ленинградского театра оперы и балета. В 1930 – 1952 – в Большом театре. Среди ее партий: Одетта-Одиллия, Никия, Аврора, Жизель, Раймонда и др. Была участницей первых постановок многих современных балетов. Значительное место в творческой деятельности Семеновой принадлежит педагогической работе. В 1954 – 1960 преподавала в Московском хореографическом училище. С 1953 – педагог-репетитор солистов Большого театра.
Сергеев Константин Михайлович (1910 – 1992) –
русский танцовщик и балетмейстер. В 1930 закончил Ленинградское хореографическое училище (педагог В.И. Пономарев). Выступал в труппе И.Ф. Кшесинского. В 1930 – 1961 ведущий танцовщик Кировского театра, исполнитель основного классического репертуара. Среди его партий: Зигфрид, Дезире, Альберт, Жан де Бриен и др. В 1930 – начале 1940-х постоянной партнершей Сергеева была ЕС. Уланова. Кроме классического репертуара, они создали много замечательных образов в репертуаре современном. В числе лучших достижений Сергеева балеты: «Ромео и Джульетта», балетмейстер Л.М. Лавровский; «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», балетмейстер Р.В. Захаров; «Тарас Бульба», балетмейстер Б.А. Фенстер. После войны постоянной партнершей Сергеева стала Н.М. Дудинская. С 1946 Сергеев много занимался постановочной работой. В 1951 – 1955 и 1960 – 1970 он главный балетмейстер Кировского театра.
Соловьев Юрий Владимирович (1940 – 1977) –
русский танцовщик. В 1958 окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог Б.В. Шавров). После окончания училища в Кировском театре. Был крупным академическим танцовщиком. Исполнял главные партии классического репертуара: Зигфрид, Дезире, Солор, Альберт и др. Много и успешно выступал также и в современном репертуаре: «Ленинградская симфония», балетмейстер И.Д. Вельский; «Сотворение мира», балетмейстеры Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василёв и др.
Спесивцева Ольга Александровна (1895 – 1991) –
русская балерина. В 1913 окончила Петербургское театральное училище (педагог К.М. Куличевская). В 1913 – 1924 в труппе Мариинского театра. Постоянно выступала в труппе Русский балет Дягилева за границей. Среди ее основных партий: Аврора, Одетта, Никия, Пахита, Эсмеральда, Жизель и др. Спесивцева была последней балериной романтического стиля и первой нового экспрессионистского танца. В 1924-1932 танцевала в труппе Парижской Оперы. Много гастролировала. С 1939 жила в США.
Толчиф Мария (род. 1924) —
американская балерина. Училась в Школе американского балета, а также у Б.Ф. Нижинской и Дж.Баланчина. В 1942-1947 в труппе «Балле рюс де Монте-Карло». В 1947-1965 ведущая солистка «Нью-Йорк Сити Балле». Первая исполнительница главных партий в постановках Баланчина: «Симфония до мажор», «Орфей», «Фантастическое бурре», «Жар-птица», «Блудный сын», «Аполлон Мусагет», «Шотландская симфония», «Блестящее аллегро» и др. Выступала также в постановках Л.Ф. Мясина, М.М. Фокина и др.
Трефилова (Иванова) Вера Александровна (1875 – 1943) –
русская балерина. В 1894 окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. После этого в труппе Мариинского театра. Крупная представительница русского академического балета. Среди ее главных партий: Одетта-Одиллия, Аврора, Китри и др. В 1921 – 1926 выступала в труппе Русский балет Дягилева. Затем вела педагогическую работу. Жила в Париже.
Уланова Галина Сергеевна (1909 – 1998) –
русская балерина. В 1928 окончила Ленинградское хореографическое училище (педагоги М.Ф. Романова и А.Я. Ваганова), была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета (позже Кировского). В 1944 – 1960 солистка Большого театра. Уланова была совершенной классической танцовщицей. Среди ее партий: Одетта-Одиллия, Аврора, Маша, Жизель, Джульетта, Раймонда, Золушка и др. Искусство Улановой было совершенно и предельно гармонично. Ее слава стала легендарной.
Фокин Михаил Михайлович (1880 – 1942) –
русский танцовщик, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петербургское театральное училище (педагоги П.К. Карсавин, Н.И.Волков, А.В. Ширяев, П.А. Гердт). Дебютировал на сцене Мариинского театра. В классическом репертуаре исполнял партии: Арлекина, Базиля, Солора, Зигфрида, Дезире и др. Позднее исполнял партии в собственных постановках. Поставил балеты: «Павильон Армиды», «Умирающий лебедь», «Египетские ночи», «Шопениана», «Жар-птица», «Нарцисс», «Видение розы», «Петрушка», «Дафнис и Хлоя», «Золотой петушок» и др. В 1909 – 1912 и 1914 художественный руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. С 1921 жил в США. В 1934 – 1935 работал в Парижской Опере. В 1936 – 1939 в труппе «Балле рюс де Монте-Карло». В 1923 – 1942 руководил студией в Нью-Йорке. Фокин был крупнейшим хореографом-реформатором.
Фонтейн Марго (настоящие имя и фамилия Маргарет Хукем) (1919 – 1991) –
английская балерина. Одна из ведущих балерин Великобритании. Училась у Г. Гончарова и С.А. Астафьевой; с 1934 в школе «Сэдлерс-Уэллс Балле» в Лондоне. С 1934 в труппе «Сэдлерс-Уэллс Балле» (с 1957 – Королевский балет). Исполняла ведущие партии – Жизель, Аврору, Одетту-Одиллию и др. Много лет сотрудничала с балетмейстером Эштоном, выступала в ведущих партиях его балетов: «Ноктюрн», «Дафнис и Хлоя», «Сильвия», «Ундина» и др. Была первой исполнительницей ведущих партий во многих балетах других хореографов: Р. Хелпмена, Р. Пти, К. Макмиллана, Дж.Кранко и др. С 1954 Фонтейн была президентом Королевской академии танца.
Хайтауэр Розелла (род. 1920) –
американская балерина, балетмейстер, педагог. Училась у Д. Перкинса. С 1938 солистка трупп «Балле рюс де Монте-Карло» (1938 — 1941), «Балле Тиэтр» (1941 — 1945), «Орижиналь Балле рюс» (1945 – 1946), «Гран Балле дю марки де Куэвас» (1947 – 1962), Балет Парижа (1963) и др. Среди ее партий: Жизель, Одетта-Одиллия, Аврора, Уличная танцовщица («Петрушка»), Гера («Елена Троянская») и др. В 1962 основала в Каннах Центр классического танца. В 1969 – 1972 руководила балетной труппой Мар-сельской оперы. С 1980 руководит балетной труппой Парижской Оперы.
Чабукиани Вахтанг Михайлович (1910 – 1992) –
грузинский танцовщик, балетмейстер, педагог. В 1924 окончил балетную студию М.И. Перини в Тбилиси и поступил в Театр им. Палиашвили. В 1926 – 1929 учился в Ленинградском хореографическом училище (педагоги В.А. Семенов, В.И. Пономарев, А.В. Ширяев). В 1929 – 1941 в труппе Кировского театра. Чабукиани стал одним из создателей героического стиля мужского классического танца. Среди его лучших партий: Базиль, Альберт, Зигфрид, Андрий. В 1941 – 1973 возглавлял балетную труппу Театра им. Палиашвили. Поставил там балеты: «Сердце гор», «Синатле», «Лауренсия», «Отелло», «Демон», «Шопениана», «Жизель», «Дон Кихот», «Эсмеральда» и др. Преподавал в Тбилисском хореографическом училище, с 1950 по 1973 возглавлял училище. В 1965 – 1970 был руководителем балетмейстерского отделения Театрального института им. Руставели.
Шелест Алла Яковлевна (род. 1919) –
русская балерина. Окончила Ленинградское хореографическое училище (педагог Е.П. Гердт). В 1937 – 1963 в труппе Кировского театра. С успехом исполняла классические партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Жизель, Раймонда, Никия и др. Не менее блестяще выступала в современном репертуаре. Среди ее партий: Лауренсия, Зарема, Гаянэ, Хозяйка Медной горы и др. Создала несколько выдающихся образов в балетах Л.В. Якобсона. С 1967 по 1976 была главным балетмейстером Куйбышевского театра. Преподавала в Ленинградском хореографическом училище.
Шелков Валентин Иванович (1906 – 1980) –
русский танцовщик, педагог. Окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог А.И. Пушкин). В 1933 – 1934 в труппе Ленинградского Малого театра. В 1934 – 1951 в труппе Свердловского театра и преподавал в Свердловском хореографическом училище. В 1951 – 1976 педагог и директор Ленинградского хореографического училища.
Шовире Ивет (род. 1917) –
французская балерина, балетмейстер, педагог. Училась в балетной школе Парижской Оперы (педагоги Куа, Н. Гуэрра, Р. Маури и др.). В 1935 – 1972 ведущая солистка балетной труппы Парижской Оперы. Выступала также в труппах «Нуво Балле де Монте-Карло», «Лондон Фестиваль Балле», во многих театрах мира. Исполняла ведущие партии в классических балетах: Одетта-Одиллия, Аврора, Жизель, Сванильда и т.д., а также в балетах современных хореографов – С. Лифаря, Дж.Кранко, Т. Гзовской и др. Шовире – член Международной академии танца в Париже. Искусство Шовире принадлежит к вершинам классических исполнительских традиций во французском балете.
Эйли Алвин (род. 1931) –
американский актер, танцовщик, хореограф. Учился классическому танцу у К. Шука, танцу модерн у Л. Хортона, М. Грэхем, Д. Хамфри, А. Соколовой и др., драматическому искусству – у С. Адлер. В 1950 дебютировал в труппе Хортона, а в 1953 возглавил эту труппу. В 1958 создал труппу «Алвин Эйли Амери-кан Дане Тиэтр». В 1960-е выступал и как драматический актер, снимался в кино. Среди постановок Эйли: «Сюита блюзов», «Откровения», «Квинтет», «Язык Мазекелы», «Ручьи», «Тайные обряды». Эйли в своих постановках ищет новые пути соединения танца модерн и классического танца.
Эштон (Аштон) Фредерик (1904 – 1988) –
английский танцовщик, балетмейстер. Учился у Л.Ф. Мясина и М. Рамбер. В 1926 и 1928 – 1935 танцевал в труппе «Балле Рамбер». В 1928 выступал в труппе И.Л. Рубинштейн. С 1926 начал ставить балеты. С 1935 в труппе «Сэдлерс-Уэллс Балле», где был ведущим балетмейстером и одним из художественных руководителей. В 1963 – 1970 балетмейстер и художественный руководитель Королевского балета (Лондон). Среди его постановок: «Симфонические вариации», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Тщетная предосторожность», «Ундина», «Загадочные вариации» и др. Создал много балетов для М. Фонтейн. Исполнял ведущие партии во многих своих постановках. Всего поставил свыше 80 балетов.
* Составлено на основании материалов энциклопедии «Балет» (М , 1981), энциклопедии «Русский балет» (М., 1997) и др. справочников.