Мастера балета

8776 Мастера балета

Мастера балета

Краткие биографические справки

Приводим краткую информацию о деятелях театра, судьба которых тесно связана с биографией Рудольфа Нуреева

Алонсо Алисия (настоящая фамилия – Мартинес дель Ойо) (род. 1921) –

кубинская балерина, балетмейстер. Одна из крупнейших классических танцовщиц XX века. В 1939 – 1960 (с перерыва­ми) – в труппе «Балле Тиэтр» (с 1957 – «Американ Балле Тиэтр»). В 1955 – 1957 в «Балле рюс де Мон­те-Карло». В 1948 совместно с Фернандо и Альберто Алонсо создала труппу «Балет Алисии Алонсо». Среди лучших партий: Жизель, Одетта-Одиллия, Сванильда, Терпсихора («Аполлон Мусагет» Баланчина). Поставила ряд балетов.

Арова Соня (род. 1927) –

английская балерина болгарского происхождения. Училась у О.И. Пре­ображенской и С. Лифаря. В 1946 поступила в труп­пу Британского Национального балета, с 1947 танцевала в Балете Метрополитен. Позднее с раз­личными труппами выступала в Европе и Америке. Ее партнерами в гастрольных поездках были Брун и Нуреев. С 1966 по 1970 была директором балета в Осло. Сыграла ведущую роль в образовании Нор­вежского Национального балета. В 1970-1971 ба­летный директор Гамбургской Оперы, художественный руководитель балета Сан Диего, а с 1976 директор отделения танца в Алабамской школе изящных искусств.

Баланчин Джордж (настоящие имя и фами­лия – Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904 – 1983) –

американский балетмейстер грузинского происхождения, один из крупнейших хореографов XX века. В 1914 – 1921 учился в Петроградском те­атральном училище, в 1920 – 1923 – в Петроград­ской консерватории. В 1921 – 1924 артист Академического театра оперы и балета в Петрогра­де. В 1925 – 1929 балетмейстер труппы С.П. Дяги­лева. В 1932 – 1933 балетмейстер труппы «Балле рюс де Монте-Карло». В 1933 организовал труппу «Балле 1933». С 1933 начал работать в США, где ор­ганизовал Школу американского балета и на ее базе труппу «Американ Балле» (с 1948 – «Нью-Йорк Си­ти Балле»). Поставил огромное количество балетов, среди них: «Аполлон Мусагет», «Агон», «Бал», «Сим­фония до мажор» и др. Искусство Баланчина сфор­мировало новое направление в хореографии.

Бесси Клод (род. 1932) –

французская балери­на, педагог. Училась в балетной школе Парижской Оперы; в 1945 – 1975 в ее труппе. Первая исполни­тельница главных партий во многих постановках, в частности, в балетах «Белоснежка», «Шаги и линии», «Дафнис и Хлоя» С. Лифаря; «Прекрасная Елена» Дж. Кранко и многих других. В 1960 работа­ла в труппе «Американ Балле Тиэтр». С 1972 дирек­тор балетной школы при Парижской Опере. Автор книги «Балерина» (1961).

Брун Эрик (настоящие имя и фамилия – Бель-тон Эверс) (род. 1928) –

датский танцовщик, балет­мейстер, педагог. В 1937 – 1947 учился в школе Королевского датского балета. В труппе театра с 1947, с 1949 – солист. В 1947 – 1972 выступал в «Ме­трополитен-Балле» (Англия), «Нью-Йорк Сити Бал­ле», «Харкнесс Балле», Национальном балете Канады, Королевском шведском балете и др. В 1967 – 1971 художественный руководитель Королев­ского шведского балета. Был первым исполнителем главных партий во многих балетах: «Узор со струна­ми», «Путешествия», «Тристан», «Женщина с моря», «Дафнис и Хлоя» и т.д. Исполнял ведущие партии в балетах классического и современного репертуара: «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Силь­фида», «Ромео и Джульетта» и др. Был одним из луч­ших классических танцовщиков 50 – 60-х годов.

Бурнонвиль Август (1805 – 1879) – датский танцовщик, балетмейстер, педагог. Учился у своего отца Антуана Бурнонвиля и у Вестриса в Париже. В 1826 окончил школу Парижской Оперы. В 1830 подписал контракт на 18 лет в качестве солиста и балетмейстера Королевского датского балета и пре­подавателя танцев при дворе. С 1848 до 1877 был главным балетмейстером Королевской оперы в Ко­пенгагене. Поставил свыше 50 балетов, в том числе: «Праздник в Альбано», «Сильфида», «Неаполь, или Рыбак и его невеста», «Валькирия» и др. Выдаю­щийся педагог, создал свою методику преподава­ния.

Ваганова Агриппина Яковлевна (1879 – 1951) –

русская балерина, педагог, балетмейстер. Училась в Петербургском театральном училище у А.А. Облакова, Л. И. Иванова, Е.О. Вазем, Х.П. Иогансона, П.А. Гердта, О. И. Преображенской. В 1897 окончила училище и была принята в труппу Мариинского театра. Критика называла Ваганову «цари­цей вариаций». В 1916 оставила сцену и посвятила себя целиком педагогической деятельности. Педа­гогическая система Вагановой, сложившаяся в процессе преподавания классического танца в Ле­нинградском хореографическом училище, дала но­вое развитие исполнительским принципам. Методика Вагановой изложена в ее книге «Основы классического танца» (1934). Среди учениц Вагано­вой: М.Т. Семенова, ЕС. Уланова, Т.М. Вечеслова, Н.М. Дудинская, А.Я. Шелест, А.Е. Осипенко, И.А. Колпакова.

Валуа Нинет де (настоящие имя и фамилия – Идрис Станнус) (род. 1898) –

английская балери­на, балетмейстер, педагог. Училась у Э. Эспоносы, Э. Чеккетти и др. В 1914 дебютировала в Лондоне как танцовщица. В 1923 – 1925 солистка Русского балета Дягилева. В 1926 организовала в Лондоне школу -– Академию хореографического искусства, Проявила себя самобытным хореографом. Поста­вила балеты «Безделушки», «Иов», «Карьера мота», «Наше зрелище» и др. Творчество Валуа формиро­вало эстетические принципы английского балетно­го театра, помогало его становлению и развитию.

Васильев Владимир Викторович (род. 1940) –

русский танцовщик и хореограф. Окончил Мос­ковское хореографическое училище (педагог М.М. Габович). С 1958 в труппе Большого театра. Испол­нял ведущие партии классического и современного репертуара. Среди них: Щелкунчик, Ромео, Аль­берт, Спартак, Петрушка и др. Поставил балеты «Икар», «Эти чарующие звуки», «Макбет» и др. Ва­сильев – носитель лучших традиций русского бале­та. С 1995 Васильев художественный руководитель Большого театра.

Вестрис Огюст (настоящее имя Мари Жан Огюстен) (1760 – 1842) –

французский танцов­щик, педагог. Известность получил в 13 лет, испол­нив партию Амура, созданную для него его отцом Гаэтано Вестрисом в балете «Эндимион». В 16 лет получил звание солиста, в 18 – первого танцовщи­ка. В 1781 – 1788 танцевал в Королевской академии музыки. Унаследовал от отца титул «бога танца». Был прекрасным педагогом. В его классе в Париж­ской Опере занимались М. Тальони, К. Гризи, Ф. Эльслер, Ш. Дидло, Ж. Перро, Авг. Бурнонвиль.

Войшнис Любовь Ивановна (1923 – 1972) –

русская балерина, педагог. Окончила Ленинград­ское хореографичещкое училище (педагог А.Я. Ва­ганова). В 1942 – 1963 в труппе Кировского театра. Классическая балерина академического стиля. Среди ее партий: Гаянэ, Аврора, принцесса Флорина, Китри, Мирта, Гамзатти. В 1965 – 1966 педагог Ленинградского хореографического училища, в 1964 – 1972 – педагог класса усовершенствования в Кировском театре.

Волкова Вера (1904 – 1975) –

английская ба­лерина и педагог русского происхождения. Училась в Императорской балетной академии и у А.Я. Вага­новой в Русской хореографической школе Волын­ского. Танцевала в Государственном академическом театре оперы и балета, потом гаст­ролировала в Японии и Китае. В 1929 обосновалась в Шанхае. Танцевала в труппе Г. Гончарова и обуча­ла танцу в собственной школе. В 1936 переехала в Лондон с мужем художником и архитектором Хью Уильямсом. В 1943 – 1950 открыла новую школу и преподавала в Сэдлерс Уэллс и школе при нем. Стала ведущим западным специалистом по системе Вагановой и, может быть, самым авторитетным пе­дагогом британских танцовщиков в послевоенные годы. В 1950 работала в «Ла Скала» (Милан), в 1951 стала художественным сокетником Королевского балета в Копенгагене. Преподавала в других труп­пах, в том числе в Эссенской школе Фолькванг.

Вырубова Нина (род. 1921) –

французская ба­лерина русского происхождения. Училась у В. Трефиловой, О.И. Преображенской, В. Гзовского, С. Лифаря. Работала в Балете Елисейских полей, Балете Парижа, балетной труппе маркиза де Куэваса, Парижской Опере. Первая исполнительни­ца главных партий в балетах «Белоснежка» и «Фантастическая свадьба» (хореограф С. Лифарь), «Бродячие комедианты» (хореограф Р. Пти), «Абраксас» (хореограф П. ван Дийк) и др. С наиболь­шим успехом выступала в лирических партиях (Жизель, Сильфида).

Гердт Елизавета Павловна (1891 – 1975) –

русская балерина и педагог. Дочь известного рус­ского танцовщика и педагога П.А. Гердта. Училась в Петербургском театральном училище у М.М. Фо­кина. С 1908 в труппе Мариинского театра. В ее ре­пертуаре: Одетта-Одиллия, Аврора, Раймонда, Никия, Пахита, Мирта и др. Ее танец – пластич­ный, выдержанный в мягких тонах, совершенный по форме – стал в 20-е годы эталоном академичес­кой балетной культуры. В 1927 – 1934 преподавала в Ленинградском хореографическом училище. В 1937 – 1942 и в 1945 – 1960 педагог Московского хореографического училища, с 1935 – Большого театра. Среди ее учеников: А.Я. Шелест, М.М. Пли­сецкая, Р.С. Стручкова, Е.С. Максимова.

Читайте также:  Художник Константин Сутягин

Гилпин Джон (род. 1930) –

английский танцов­щик. Учился в школах Коун-Рипмен и М. Рамбер. В 1945 – 1949 солист труппы «Балле Рамбер», с 1950 – «Лондон Фестивал Балле», где с 1959 был помощни­ком руководителя, а в 1962 – 1965 – художествен­ным руководителем. В 1961 – 1963 выступал в труппе Королевский балет Великобритании. Виртуозный танцовщик, исполнявший почти все партии класси­ческого репертуара (Дезире, Альберт, Франц и др.).

Григорович Юрий Николаевич (род. 1927) –

русский балетмейстер. В 1946 окончил Ленинград­ское хореографическое училище (педагоги Б.В. Шавров и А.А. Писарев). В 1946 – 1964 солист Ки­ровского театра. В 1962 – 1964 балетмейстер Ки­ровского театра. С 1964 по 1995 главный балетмейстер Большого театра. Поставил множест­во балетов. Среди них: «Каменный цветок», «Леген­да о любви», «Спартак», «Иван Грозный». Ставил много классических балетов: «Щелкунчик», «Лебе­диное озеро», «Спящая красавица», «Жизель» и др. Григорович явился подлинным новатором в балете.

Грэхем Марта (1893 – 1991) –

американская танцовщица, хореограф, педагог. С 1916 училась в школе Р. Сен-Дени и Т. Шоуна «Денишоун». В 1926 выступила с первым сольным концертом в Нью-Йорке. В 1940 поставила «Письмо миру» Джонсона, первое произведение, близкое по форме спектаклю танца модерн. Школа современного танца Грэхем (создана в 1927 в Нью-Йорке) – крупнейший центр танца модерн. Поставила множество бале­тов, среди них: «Весна в Аппалачских горах», «Иро-диада», «Темная долина», «Пещера сердца», «Ночное путешествие», «Юдифь», «Клитемнестра», «Альце-ста», «Федра» и др. Грэхем одна из основоположниц национальной хореографии США. Ее искусство оказало большое влияние на современный балет­ный театр, во многом определив его стиль и осо­бенности техники.

Дудинская Наталья Михайловна (род. 1912) –

русская балерина. Училась в Ленинградском хорео­графическом училище у А.Я. Вагановой. С 1931 в труппе Ленинградского театра оперы и балета (Ки­ровского, ныне вновь Мариинского). Танцевала ведущие партии классического репертуара: Одетта-Одиллия, Аврора, Китри, Маша, Жизель. Участво­вала и в создании современного балетного репертуара. Выдающаяся работа Дудинской образ Лауренсии (1939, балетмейстер В.М. Чабукиани). С 1951 – педагог-репетитор Кировского театра. С 1964 – педагог Ленинградского хореографического училища.

Дягилев Сергей Павлович (1872 – 1929) –

рус­ский театральный деятель, пропагандист русского искусства за рубежом. Занимался живописью, теат­ром, историей художественных стилей. В 1898 был одним из основателей объединения «Мир искусст­ва». С 1898 устроитель выставок русской и зарубеж­ной живописи в Петербурге. В 1906 – 1907 организовал в Париже, Берлине, Монте-Карло, Ве­неции выставки русских художников, с 1907 – еже­годные выступления русских артистов – Русские сезоны за границей, в 1907 – симфонические кон­церты («Исторические русские концерты»), в 1908 – сезоны русской оперы. В 1909 состоялся первый оперно-балетный сезон, который стал триумфом русского театрального искусства и оказал огромное влияние на развитие мировой хореографии. В 1911 Дягилев создал постоянную труппу Русский балет Дягилева (существовала до 1929).

Ермолаев Алексей Николаевич (1910 – 1975) –

русский танцовщик, балетмейстер, педагог. В 1926 окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог В.И. Пономарев). В 1926 – 1930 в труппе Ленинградского театра оперы и балета. В 1930 – 1958 в Большом театре. Ермолаев – выдаю­щийся классический танцовщик героико-романтического амплуа, а также один из крупнейших представителей современного балетного театра. С 1939 выступал и как балетмейстер. В 1960 – 1975 педагог-репетитор Большого театра и педагог и ху­дожественный руководитель Московского хорео­графического училища.

Карсавина Тамара Платоновна (1885 – 1978) –

русская балерина. Училась в Петербург­ском театральном училище у П.А. Гердта, Х.П. Иогансона, Э. Чеккетти. В 1902 – 1918 в Мариинском театре. Выступала в главных партиях классического репертуара: Жизель, Одетта-Одиллия, Раймонда, Никия, Аврора, Медора, Пахита и др. Танец Карса­виной отличался артистизмом, изяществом, граци­ей. Постоянная партнерша М.М. Фокина, Карсавина была сподвижницей его новаторских исканий. Была первой танцовщицей труппы С.П. Дягилева, участвовала в Русских сезонах. В 1931  оставила сцену. Преподавала, консультирова­ла балетмейстеров, возобновлявших балеты Фоки­на. В 1930 –  1955 вице-президент Английской Королевской академии танца.

Колпакова Ирина Александровна (род. 1933) –

русская балерина. Училась в Ленинград­ском хореографическом училище у А.Я. Вагано­вой. С 1951 в труппе Кировского театра. Выдающаяся исполнительница главных партий классического репертуара: Аврора, Раймонда, Жи­зель. Не менее блестяще исполняет и партии современного репертуара: Катерина («Каменный цве­ток», балетмейстер Ю. Григорович), Юлия («Ромео и Юлия», балетмейстер И.А. Чернышев), Ева («Сотворение мира», балетмейстеры Н.Д. Касатки­на и В. Ю. Василёв) и др. Первая исполнительница многих балетных партий: Дездемона («Отелло», ба­летмейстер В.М. Чабукиани), Нина («Маскарад», балетмейстер Б.А. Фенстер), Девушка («Двое», ба­летмейстер О.М. Виноградов) и др.

Костровицкая Вера Сергеевна (1906 – 1979) –

русская балерина и педагог. В 1923 окончила Пет­роградское хореографическое училище (педагоги О.И. Преображенская, А.Я. Ваганова), в 1939 – пе­дагогическое отделение Ленинградского хореогра­фического училища (педагог А.Я. Ваганова). В 1937 – 1965 преподавала в Ленинградском хорео­графическом училище.

Кургапкина Нинель Александровна (род. 1929) –

русская балерина. Училась в Ленинград­ском хореографическом училище у А.Я. Вагановой. С 1947 в труппе Кировского театра. Танцевала веду­щие партии классического и современного репер­туара: Аврора, Китри, Мирта, Гамзатти, Одетта-Одиллия; Жанна («Пламя Парижа», балет­мейстер В.И. Вайнонен), Любимая («Берег надеж­ды», балетмейстер И. Д. Вельский), Эмилия («Отелло», балетмейстер В.М. Чабукиани) и др. С 1969 педагог класса усовершенствования в Киров­ском (Мариинском) театре.

Куэвас маркиз Жорж де (1885 (или 1886) – 1961) –

американский импресарио чилийского происхождения. Меценат и балетоман. В 1944 осно­вал в Нью-Йорке труппу «Балле Интернэшонал». С 1947 финансировал труппу «Нуво Балле де Монте-Карло» («Гран балле де Монте-Карло») в Монако, переименованную в 1950 в «Гран Балле дю марки де Куэвас». Куэвас сумел объединить многих талантли­вых артистов, балетмейстеров, художников. Здесь работали: Р. Хайтауэр, И. Шовире, А. Эглевский, Р. Жанмер, Л. Черина, Ж. Шарра, А. Маркова, Т. Ту­манова, Э. Брун, Н. Вырубова и др. Высокий испо­лнительский и художественный уровень, а также репертуар создали труппе репутацию одного из луч­ших коллективов Запада.

Кшесинская Матильда Феликсовна (1872 – 1971) –

русская балерина, педагог. Дочь танцовщи­ка Ф.И. Кшесинского. В 1890 окончила Петербург­ское театральное училище. Занималась у Л.И. Иванова, Х.П. Иогансона, Э. Чеккетти. В 1890 – 1917 в труппе Мариинского театра. Ее круп­нейшие роли: Аврора, Одетта-Одиллия, Эсмераль-да, Никия и др. В начале 1900-х танцевала в балетах, поставленных М.М. Фокиным: «Евника», «Шопениана», «Эрос». В 1920 уехала во Францию. В 1929 – открыла в Париже студию. Среди ее учени­ков: Т. Рябушинская, Л. Ростова, Б. Князев, А. Эг­левский, И. Шовире, М. Фонтейн.

Лабис Аттилио (род. 1936) –

французский тан­цовщик и балетмейстер. Учился в школе при Па­рижской Опере. В 1954 – 1970 в труппе театра. С 1970-х выступает как гастролер с разными труппа­ми. Исполнил главные партии в постановках М. Бежара («Байка про лису»), М. Декомбе («Концертная симфония») и др. Ставил балеты в Парижской Опе­ре, в Милане и т.д.

Ладзини Жозеф (род. 1927) –

французский танцовщик и хореограф. Учился у Ф. Мейлах в Ницце. Поступил в балетную труппу Оперы Ниццы в 1945. Танцевал также в различных итальянских труппах. Был директором балетных трупп в Льеже (1954 — 1957), Тулузе (1958), Марселе (1959 -1968). Организовал собственную труппу «Театр Франсэ де ла Дане» в 1968. Много работал на теле­видение. Самые известные балеты Ладзини: «Омаж Иерониму Босху», «Е=МС2», «Ессе пото».

Легат Николай Густавович (1869 – 1937) –

русский танцовщик, педагог, балетмейстер. Учился в Петербургском театральном училище у Г.И. Лега­та, Н.И. Волкова, П.А. Гердта, Х.П. Иогансона. С 1888 в труппе Мариинского театра. Был ведущим классическим танцовщиком. Главные партии его репертуара: Зигфрид, Дезире, Альберт, Базиль и др. С 1910 – главный балетмейстер Мариинского теа­тра. Известнейший педагог. В 1896 – 1914 препода­вал в Петербургском театральном училище. Его учениками были: А.П. Павлова, М.М. Фокин, Т.П. Карсавина, Л.Г. Кякшт, В.Ф. и Б.Ф. Нижин-ские, А.Я. Ваганова, Ф.В. Лопухов. В 1922 уехал за границу. Преподавал в труппе Русский балет Дяги­лева. В 1923 открыл школу в Лондоне. Среди уче­ников: Н. де Валуа, А. Маркова, М. Фонтейн, Ф. Эштон и др.

Читайте также:  Исламисты ХМАО и Ставрополья готовили теракты

Мессерер Асаф Михайлович (1903-1992) —

русский танцовщик, балетмейстер, педагог. В 1919-1921 учился в Московском хореографическом учи­лище у А.А. Горского. По окончании училища тан­цевал на сцене Большого театра; до 1954 ведущий солист. Его репертуар включал романтические, лирико-комедийные, героические, характерные и гро­тесковые партии классического и современного репертуара: Колен, Зигфрид, Базиль, Петрушка и др. С 1925 выступал как балетмейстер. В 1923-1960 преподавал в Московском хореографическом учи­лище. С 1946 педагог класса усовершенствования артистов балета в Большом театре.

Мот Клер (1937-1986) —

французская балери­на. Училась в школе при Парижской Опере у К. Замбелли. В 1951-1977 в труппе театра. Испо­лняла главные партии в балетах: С. Лифаря — «Путь к свету», М. Декомбе — «Саррасения», «Вакх и Ари­адна», Р. Пти — «Собор Парижской Богоматери», «Кармен», «Турангалила», Дж.Баланчина «Хрусталь­ный дворец» и др.

Насретдинова Зайтуна Агзамовна (род. 1923) —

башкирская балерина. Училась в Ленин­градском хореографическом училище у Н.А. Камковой, А.В. Ширяева, Е.В. Ширипина. С 1941 в труппе Уфимского театра. Главные партии реперту­ара: Сванильда, Одетта-Одиллия, Раймонда, Китри, Жизель, Эсмеральда, Зарема, Лауренсия и др.

Нижинский Вацлав Фомич (1889-1950) —

рус­ский танцовщик, балетмейстер. Учился в Петер­бургском балетном училище. В 1907 был принят в труппу Мариинского театра. В классическом репер­туаре был партнером выдающихся балерин – М.Ф. Кшесинской, О.И. Преображенской, А.П. Па­вловой, Т.П. Карсавиной. Исполнял главные партии в новых постановках М.М. Фокина, Н.Г. Легата и др. В 1909-1913 ведущий танцовщик Русских сезонов Дягилева. В 1914 организовал собственную труппу, выступавшую в Лондоне. В 1916 вернулся в труппу Дягилева. В балетмейстерской деятельности Ни-жинский опередил время, его постановки ломали устоявшиеся каноны. Рано оставил сцену из-за пси­хического заболевания. Его имя стало легендарным в мире балета.

Новер Жан Жорж (1727 — 1810) —

француз­ский танцовщик и балетмейстер. Считается отцом современного балета. Учился у Ж.Д. Дюпре и Л. Дюпре. Новер внес в балет серьезное драматичес­кое содержание, а также более гибкие, сравнитель­но с предшественниками, законы сценического действия. Поставил множество балетов, сохрани­лись названия 80 балетов, 24 балетов в операх и 11 дивертисментов. В 1745 – 1747 выступал в при­дворной опере в Берлине, затем в Марселе, в 1750 – в Лионе. В 1754 поставил в Парижской Ко­мической опере свой первый известный балет «Ки­тайский праздник». В 1755 – 1757 гастролировал в Лондоне по приглашению знаменитого актера Д. Гаррика. В 1760-е работал в Штутгарте. В 1767 за­ключил контракт с оперным театром Вены. Ставил балеты в Милане. В 1776 занял пост главного балет­мейстера Парижской Оперы. В 1781 ушел из театра. С 1781 периодически работал в Лондоне. Вернув­шись во Францию, Новер занимался уже только те­оретическим трудом.

Павлова Анна Павловна (Матвеевна) (1881 – 1931) –

русская балерина. В 1891 поступила в Пе­тербургское театральное училище, где занималась у А.А. Облакова, Е.О. Вазем, П.А. Гердта. С 1899 в труппе Мариинского театра. Была выдающейся классической танцовщицей (в ее репертуаре Никия, Жизель, Пахита, Китри и др.) и не менее бле­стящей исполнительницей балетов современного репертуара. Павлова сыграла важную роль в рефор­мах М.М. Фокина, исполняя центральные партии в поставленных им балетах: «Виноградная лоза», «Эвника», «Шопениана», «Павильон Армиды», «Еги­петские ночи» и др. С 1909 Павлова – участница Русских сезонов в Париже, положивших начало ее мировой славе. В 1910 создала собственную труппу, которая с огромным успехом выступала во многих странах. Слава Павловой стала легендарной.

Пейдж Рут (1905 – 1991) –

американская бале­рина и балетмейстер. Училась у А.Р. Больма, Э. Чеккетти. Выступала в труппах А.П. Павловой, Больма, С.П. Дягилева. В 1924 – 1927 в труппе «Чи­каго эллайед артс». В 1929 – 1933 солистка и балет­мейстер труппы «Чикаго Саммер Опера», в 1934 – 1937   – солистка и руководитель «Чикаго Гранд Опера Балле». Танцевала во многих странах мира. В 1938 вместе с Б. Стоуном основала труппу «Пейдж-Стоун Балле». В 1941 – 1945 выступала с сольными концертами. В 1951 – 1955 балетмейстер Балета Елисейских полей и «Чикаго Лирик Тиэтр». В 1955 организовала и возглавила «Чикаго Опера Балле» (позже – «Чикаго Балле»). Поставила балеты: «Франки и Джонни», «Ружья и кастаньеты», «Коло­кола», «Реванш», «Экспромт в лесу», «Кармина Бу­рана» и др.

Петипа Мариус Иванович (1818 – 1910) –

русский танцовщик и балетмейстер французского происхождения. Создал свод правил балетного ака­демизма. Учился у отца Ж.А. Петипа и О. Вестриса. В 1847 был приглашен в Петербург. С 1862 штатный балетмейстер Петербургской балетной труппы, а в 1869 – 1-903 – главный балетмейстер. Поставил свыше 60 балетов. Среди них: «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймон­да» и множество других. Творческая деятельность Петипа в России продолжалась более полувека. Лучшие балеты Петипа до сих пор ставятся на сце­нах мира как выдающиеся образцы наследияXIX столетия.

Пушкин Александр Иванович (1907 – 1970) –

русский танцовщик и педагог. Учился у Н.Г. Лега­та, затем в Ленинградском хореографическом учи­лище у В.И. Пономарева. С 1925 по 1953 в Кировском театре. С 1932 педагог Ленинградского хореографического училища, с 1953 вел класс усо­вершенствования в Кировском театре. Был выдающимся педагогом, воспитал много просла­вившихся впоследствии артистов. Среди его уче­ников: А.А. Макаров, Ю.Н. Григорович, Н.А. Долгушин, Р.Х. Нуреев.

Рамбер Мари (настоящие имя и фамилия Ми­риам Рамберг) (1888 – 1982) –

английская балери­на, педагог, деятель театра. Одна из создателей английского балета. Первоначально училась танцу в Варшаве. В 1910– 1913 занималась в Институте Э. Жака-Далькроза. В 1917 – 1923 училась у Э. Чеккетти и С.А. Астафьевой. В 1920 открыла балет­ную школу. В 1930 создала первую постоянную ан­глийскую балетную труппу, в 1934 получившую название «Балле Рамбер». Мари Рамбер была пре­восходным педагогом, среди ее учеников: П. Ар-гайл, Д. Гулд, М. Ллойд, С. Гилмор и др.

Роббинс Джером (род. 1918) –

американский танцовщик, балетмейстер. Учился классическому танцу у Э. Дагановой, Ю. Лоринга, Э. Пластовой, А. Тюдора, танцу модерн в «Лиге нового танца», ис­панскому у Э. Веолы, восточному у Е. Нимуры, драматическому искусству у режиссера Э. Казана. В 1937 начал работать как драматический артист и одновременно выступал как танцовщик в Танце­вальном центре Ф. Сорел и Г. Сандор. В 1940 – 1948 в труппе «Балле Тиэтр», здесь же начал ставить балеты. С 1949 по 1963 был танцовщиком, балет­мейстером и заместителем художественного руко­водителя в труппе «Нью-Йорк Сити Балле». В 1958 организовал труппу «Балеты США». Труппа много работала в Европе. Среди поставленных им бале­тов: «Век тревог», «Клетка», «Крысолов», «Послепо­луденный отдых фавна», «Движения», «Нью-Йорк экспорт опус Джаз», «События», «Танцы на вече­ринке», «Вечерние вальсы» и др.

Семенова Марина Тимофеевна (род. 1908) –

русская балерина, педагог. В 1925 окончила Ленин­градское хореографическое училище. Училась у А.Я. Вагановой. Выдающаяся представительница школы классического танца. В 1925 – 1930 танцева­ла на сцене Ленинградского театра оперы и балета. В 1930 – 1952 – в Большом театре. Среди ее партий: Одетта-Одиллия, Никия, Аврора, Жизель, Раймон­да и др. Была участницей первых постановок мно­гих современных балетов. Значительное место в творческой деятельности Семеновой принадлежит педагогической работе. В 1954 – 1960 преподавала в Московском хореографическом училище. С 1953 – педагог-репетитор солистов Большого театра.

Сергеев Константин Михайлович (1910 – 1992) –

русский танцовщик и балетмейстер. В 1930 закончил Ленинградское хореографическое учили­ще (педагог В.И. Пономарев). Выступал в труппе И.Ф. Кшесинского. В 1930 – 1961 ведущий танцов­щик Кировского театра, исполнитель основного классического репертуара. Среди его партий: Зиг­фрид, Дезире, Альберт, Жан де Бриен и др. В 1930 – начале 1940-х постоянной партнершей Сергеева была ЕС. Уланова. Кроме классического репертуа­ра, они создали много замечательных образов в ре­пертуаре современном. В числе лучших достижений Сергеева балеты: «Ромео и Джульетта», балетмей­стер Л.М. Лавровский; «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», балетмейстер Р.В. Захаров; «Та­рас Бульба», балетмейстер Б.А. Фенстер. После вой­ны постоянной партнершей Сергеева стала Н.М. Дудинская. С 1946 Сергеев много занимался постановочной работой. В 1951 – 1955 и 1960 – 1970 он главный балетмейстер Кировского театра.

Читайте также:  "Нефтяник", дворец культуры - Уфа от А до Я

Соловьев Юрий Владимирович (1940 – 1977) –

русский танцовщик. В 1958 окончил Ле­нинградское хореографическое училище (педагог Б.В. Шавров). После окончания училища в Киров­ском театре. Был крупным академическим танцов­щиком. Исполнял главные партии классического репертуара: Зигфрид, Дезире, Солор, Альберт и др. Много и успешно выступал также и в современном репертуаре: «Ленинградская симфония», балетмей­стер И.Д. Вельский; «Сотворение мира», балетмей­стеры Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василёв и др.

Спесивцева Ольга Александровна (1895 – 1991) –

русская балерина. В 1913 окончила Петер­бургское театральное училище (педагог К.М. Куличевская). В 1913 – 1924 в труппе Мариинского театра. Постоянно выступала в труппе Русский ба­лет Дягилева за границей. Среди ее основных пар­тий: Аврора, Одетта, Никия, Пахита, Эсмеральда, Жизель и др. Спесивцева была последней балери­ной романтического стиля и первой нового экс­прессионистского танца. В 1924-1932 танцевала в труппе Парижской Оперы. Много гастролировала. С 1939 жила в США.

Толчиф Мария (род. 1924) —

американская бале­рина. Училась в Школе американского балета, а так­же у Б.Ф. Нижинской и Дж.Баланчина. В 1942-1947 в труппе «Балле рюс де Монте-Карло». В 1947-1965 ведущая солистка «Нью-Йорк Сити Балле». Первая исполнительница главных партий в поста­новках Баланчина: «Симфония до мажор», «Орфей», «Фантастическое бурре», «Жар-птица», «Блудный сын», «Аполлон Мусагет», «Шотландская симфо­ния», «Блестящее аллегро» и др. Выступала также в постановках Л.Ф. Мясина, М.М. Фокина и др.

Трефилова (Иванова) Вера Александровна (1875 – 1943) –

русская балерина. В 1894 окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. После этого в труппе Мариинского теат­ра. Крупная представительница русского академи­ческого балета. Среди ее главных партий: Одетта-Одиллия, Аврора, Китри и др. В 1921 – 1926 выступала в труппе Русский балет Дягилева. Затем вела педагогическую работу. Жила в Париже.

Уланова Галина Сергеевна (1909 – 1998) –

рус­ская балерина. В 1928 окончила Ленинградское хо­реографическое училище (педагоги М.Ф. Романова и А.Я. Ваганова), была принята в труппу Ленин­градского театра оперы и балета (позже Кировско­го). В 1944 – 1960 солистка Большого театра. Уланова была совершенной классической танцов­щицей. Среди ее партий: Одетта-Одиллия, Аврора, Маша, Жизель, Джульетта, Раймонда, Золушка и др. Искусство Улановой было совершенно и пре­дельно гармонично. Ее слава стала легендарной.

Фокин Михаил Михайлович (1880 – 1942) –

русский танцовщик, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петербургское театральное училище (пе­дагоги П.К. Карсавин, Н.И.Волков, А.В. Ширяев, П.А. Гердт). Дебютировал на сцене Мариинского театра. В классическом репертуаре исполнял пар­тии: Арлекина, Базиля, Солора, Зигфрида, Дезире и др. Позднее исполнял партии в собственных поста­новках. Поставил балеты: «Павильон Армиды», «Умирающий лебедь», «Египетские ночи», «Шопениана», «Жар-птица», «Нарцисс», «Видение розы», «Петрушка», «Дафнис и Хлоя», «Золотой петушок» и др. В 1909 – 1912 и 1914 художественный руководи­тель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. С 1921 жил в США. В 1934 – 1935 работал в Парижской Опере. В 1936 – 1939 в труппе «Балле рюс де Монте-Карло». В 1923 – 1942 руководил студией в Нью-Йорке. Фо­кин был крупнейшим хореографом-реформатором.

Фонтейн Марго (настоящие имя и фамилия Маргарет Хукем) (1919 – 1991) –

английская бале­рина. Одна из ведущих балерин Великобритании. Училась у Г. Гончарова и С.А. Астафьевой; с 1934 в школе «Сэдлерс-Уэллс Балле» в Лондоне. С 1934 в труппе «Сэдлерс-Уэллс Балле» (с 1957 – Королев­ский балет). Исполняла ведущие партии – Жизель, Аврору, Одетту-Одиллию и др. Много лет сотруд­ничала с балетмейстером Эштоном, выступала в ве­дущих партиях его балетов: «Ноктюрн», «Дафнис и Хлоя», «Сильвия», «Ундина» и др. Была первой ис­полнительницей ведущих партий во многих балетах других хореографов: Р. Хелпмена, Р. Пти, К. Макмиллана, Дж.Кранко и др. С 1954 Фонтейн была президентом Королевской академии танца.

Хайтауэр Розелла (род. 1920) –

американская балерина, балетмейстер, педагог. Училась у Д. Перкинса. С 1938 солистка трупп «Балле рюс де Монте-Карло» (1938 — 1941), «Балле Тиэтр» (1941 — 1945), «Орижиналь Балле рюс» (1945 – 1946), «Гран Балле дю марки де Куэвас» (1947 – 1962), Балет Парижа (1963) и др. Среди ее партий: Жизель, Одетта-Одиллия, Аврора, Уличная танцовщица («Петрушка»), Гера («Елена Троянская») и др. В 1962 основала в Каннах Центр классического танца. В 1969 – 1972 руководила балетной труппой Мар-сельской оперы. С 1980 руководит балетной труп­пой Парижской Оперы.

Чабукиани Вахтанг Михайлович (1910 – 1992) –

грузинский танцовщик, балетмейстер, педа­гог. В 1924 окончил балетную студию М.И. Перини в Тбилиси и поступил в Театр им. Палиашвили. В 1926 – 1929 учился в Ленинградском хореографиче­ском училище (педагоги В.А. Семенов, В.И. Поно­марев, А.В. Ширяев). В 1929 – 1941 в труппе Кировского театра. Чабукиани стал одним из созда­телей героического стиля мужского классического танца. Среди его лучших партий: Базиль, Альберт, Зигфрид, Андрий. В 1941 – 1973 возглавлял балет­ную труппу Театра им. Палиашвили. Поставил там балеты: «Сердце гор», «Синатле», «Лауренсия», «Отелло», «Демон», «Шопениана», «Жизель», «Дон Кихот», «Эсмеральда» и др. Преподавал в Тбилис­ском хореографическом училище, с 1950 по 1973 возглавлял училище. В 1965 – 1970 был руководите­лем балетмейстерского отделения Театрального института им. Руставели.

Шелест Алла Яковлевна (род. 1919) –

русская балерина. Окончила Ленинградское хореографиче­ское училище (педагог Е.П. Гердт). В 1937 – 1963 в труппе Кировского театра. С успехом исполняла классические партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Жизель, Раймонда, Никия и др. Не менее блестяще выступала в современном репертуаре. Среди ее партий: Лауренсия, Зарема, Гаянэ, Хозяйка Мед­ной горы и др. Создала несколько выдающихся об­разов в балетах Л.В. Якобсона. С 1967 по 1976 была главным балетмейстером Куйбышевского театра. Преподавала в Ленинградском хореографическом училище.

Шелков Валентин Иванович (1906 – 1980) –

русский танцовщик, педагог. Окончил Ленинград­ское хореографическое училище (педагог А.И. Пушкин). В 1933 – 1934 в труппе Ленинградского Малого театра. В 1934 – 1951 в труппе Свердлов­ского театра и преподавал в Свердловском хорео­графическом училище. В 1951 – 1976 педагог и директор Ленинградского хореографического учи­лища.

Шовире Ивет (род. 1917) –

французская бале­рина, балетмейстер, педагог. Училась в балетной школе Парижской Оперы (педагоги Куа, Н. Гуэрра, Р. Маури и др.). В 1935 – 1972 ведущая солистка ба­летной труппы Парижской Оперы. Выступала так­же в труппах «Нуво Балле де Монте-Карло», «Лондон Фестиваль Балле», во многих театрах ми­ра. Исполняла ведущие партии в классических ба­летах: Одетта-Одиллия, Аврора, Жизель, Сванильда и т.д., а также в балетах современных хо­реографов – С. Лифаря, Дж.Кранко, Т. Гзовской и др. Шовире – член Международной академии тан­ца в Париже. Искусство Шовире принадлежит к вершинам классических исполнительских тради­ций во французском балете.

Эйли Алвин (род. 1931) –

американский актер, танцовщик, хореограф. Учился классическому тан­цу у К. Шука, танцу модерн у Л. Хортона, М. Грэ­хем, Д. Хамфри, А. Соколовой и др., драматическому искусству – у С. Адлер. В 1950 де­бютировал в труппе Хортона, а в 1953 возглавил эту труппу. В 1958 создал труппу «Алвин Эйли Амери-кан Дане Тиэтр». В 1960-е выступал и как драмати­ческий актер, снимался в кино. Среди постановок Эйли: «Сюита блюзов», «Откровения», «Квинтет», «Язык Мазекелы», «Ручьи», «Тайные обряды». Эйли в своих постановках ищет новые пути соединения танца модерн и классического танца.

Эштон (Аштон) Фредерик (1904 – 1988) –

ан­глийский танцовщик, балетмейстер. Учился у Л.Ф. Мясина и М. Рамбер. В 1926 и 1928 – 1935 танцевал в труппе «Балле Рамбер». В 1928 высту­пал в труппе И.Л. Рубинштейн. С 1926 начал ста­вить балеты. С 1935 в труппе «Сэдлерс-Уэллс Балле», где был ведущим балетмейстером и одним из художественных руководителей. В 1963 – 1970 балетмейстер и художественный руководитель Ко­ролевского балета (Лондон). Среди его постано­вок: «Симфонические вариации», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Тщетная предосторожность», «Ундина», «Загадочные вариации» и др. Со­здал много балетов для М. Фонтейн. Исполнял ве­дущие партии во многих своих постановках. Всего поставил свыше 80 балетов.

 

* Составлено на основании материалов энциклопедии «Балет» (М , 1981), энциклопедии «Русский балет» (М., 1997) и др. справочников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × три =

Next Post

ШАКША: от Уфимки до Касимово

Пт Апр 20 , 2012
Сразу же за автодорожным мостом начинается «градообразующее предприятие» Шакши – исправительная колония. За стеной – «Три пингвина», так неофициально называется режимная зона. Фотографировать ее вблизи […]
ШАКША: от Уфимки до Касимово