Храм Александра Невского в Уфе
Александровская церковь строилась на средства Уфимского Дворянского собрания по проекту столичного архитектора Висконти. Была открыта в 1836 г. Позднее обнесена чугунной оградой каслинского литья
Церковь на Александровской площади дореволюционной Уфы в начале улицы Приютской (ныне Кирова, 1) уфимцы называли Александровской. но полное название — храм Святого Благоверного Князя Александра Невского.
Первый камень в фундамент храма заложил император Александр I, посетивший Уфу в 1824 г. во время своего путешествия по Оренбургской губернии (Оренбург, Уфа, Стерлитамак, Бирск, Златоустовский и Саткинский заводы, Илецкая защита).
Строилась церковь на средства Уфимского Дворянского собрания, вероятней всего, по проекту столичного архитектора Висконти, была освящена в 1836 г. Была обнесена чугунной оградой каслинского литья. На колокольне находилось 8 колоколов. По названию храма площадь перед ним называлась раньше Александровской. Наряду с Соборной площадью, она была спроектирована в 1819 г. столичным архитектором В. И. Гесте как ансамбль зданий в стиле классицизма, а затем застроена в соответствии с проектом.
Этой площади была предназначена роль архитектурной доминанты северо-западной части города с тем, чтобы в северо-восточной его части располагалось ее зеркальное отражение – Приютская площадь, на которой В. И. Гесте был также запланирован храм (Рождество-Богородская церковь была здесь возведена лишь в начале XX в.).
Александровская церковь стала главным украшением площади, для строительства был использован естественный холм, позволивший на несколько метров поднять храм, сделать его удобным для обозрения со значительного расстояния. В результате в нарушение правил регулярного градостроительства XIX в., Александровская площадь оказалась расположена асимметрично к другим городским площадям, а улица Александровская (ныне К. Маркса), огибающая храм с запада, была искривлена полукругом. Александровская площадь архитектурно оформилась в 1840-е гг., когда был достроен храм и два двухэтажных корпуса казарм Уфимского линейного батальона (1833–1840 гг.). Отсюда еще одно название площади – «Казарменная».
Как считает архитектор С. Ю. Семенова, по генплану 1819 г. Александровская площадь должна была стать одной из периферийных, но после строительства казарм превратилась в одну из площадей административного значения, так как использовалась как место публичной казни преступников. Заметим, название «Казарменная» употреблялось в документах именно тогда, когда указывалось это ее назначение, деревянный эшафот, состоявший из помоста с перилами и виселицы, устанавливали в западной части площади у казарм.
Церковь была «невелика, архитектуры незатейливой; внутренняя обстановка, особенно иконостас, бедна, исключая некоторых, впрочем, образов в хороших окладах и киотах», – писал М. Сомов (1864 г.). Закрыта в 1931 г. В предвоенные годы на ее фундаменте начато строительство Дворца социалистической культуры (сегодня — Дом профсоюзов или Дом профсоюзных работников).
Сегодня выкладываю на posredi.ru малоизвестную статью уфимского краеведа и историка Руфа Гавриловича Игнатьева (1818–1886) «Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского, в г. Уфе», опубликованную 4 апреля 1859 г. в газете «Оренбургские губернские ведомости».
Р. Игнатьев
Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского, в г. Уфе
Безчисленны у нас, в православной Руси храмы Божии, и справедливо могут назваться не только памятниками благочестия, но даже роскошью Русского народа, в особенности же во времена более для нас отдалённые, и потому эти памятники, как звёзды небо украшают собой города и селения. Кроме того, нет ни одного храма Божьего в православной Руси, с основанием которого не было бы связано какое либо событие, начиная от важного, государственного до частного, из обыкновенного семейного быта происходящего. Обет, данный Богу среди дней счастия, славы и бедствия отечества, радость, печаль, всё это ознаменовано, увековечено построением храмов Божиих, и все эти безчисленные примеры представляют собою умилительную, вместе с тем поучительную летопись минувшего и незабвенного.
Примером в этом служит эпизод из жизни Государя, Царя Михаила Феодоровича. К нему в 1618 году возвращается долго страдавший в плену, доблестный родитель его, Митрополит Филарет. Царь-сын, встречает его 14 Июня того года в Москве, близ городского вала, на Успенском вражке, и забывая величие царского сана падает в ноги отцу, а вместе с тем, вспоминая день празднуемого тогда святого, даёт обет и воздвигает на месте встречи храм во имя Святого Пророка Елисея. Здесь царь не столько был обрадован миром с Польшею, как свиданием с родителем. Русской народ знает и верит в важность быть храмоздателем, и что, если о нём часто не знают люди, а по времени и совсем забывают, за то святая церковь вечно молит Бога; а это выше славы человеческой.
Слишком три века протекло с тех пор, как утвердилось владычество царей наших и вместе с тем положило твёрдой оплот свой православие в отдалённом Оренбургском крае, населённом чуждыми, полудикими и не всегда мирными племенами. Г. Уфа, начиная со времени основания своего, с 1586 года до XVIII века, был лишь свидетелем военных тревог; не менее того пострадал он в смутные времена Пугачёвского бунта, когда нынешние: Оренбургский край, Казанская и Симбирская Губернии были театром кровавого поприща этого дерзкого обманщика. После Пугачёвского бунта, хотя Государыня Императрица Екатерина II и преемник её Павел I обращали особое внимание и попечение о мирном благе здешнего края; но, это более, казалось, предоставлено было внуку Екатерины, Александру Благословенному, который к довершению всего благоволил осчастливить край своим личным прибытием – край, невидавший в пределах своих ещё ни одного из Венценосцев России.
Узнав о благом намерении Государя благородное Дворянство Оренбургской губернии, одушевлённое единой мыслию положило увековечить память Высочайшего посещения, построением в г. Уфе храма в честь ангела Государева, Святого Благоверного Князя Александра Невского. – Немедленно испрошено было разрешение, собрана достаточная сумма и приступлено к сооружению нового храма, для которого и место назначено было вне города, но где уже, согласно представленного Г. Оренбургским Гражданским Губернатором, Действительным Статским Советником Вражским и Высочайше утверждённого в Мае 1823 года плана, предположено было для увеличения города провести несколько новых улиц, и одна из них должна была получить название «Александровской».
Наконец общее желание, неизъяснимые примеры которого можно видеть только у нас на Руси, сбылось: Государь Император в Сентябре 1824 года изволил прибыть в г. Уфу в сопровождении Генерал Адъютантов: Барона Дибича и Соломки. Излишним было бы говорить с каким восторгом у нас везде встречают Государя, и как встречали его тогда жители Уфы. Августейший посетитель пожелал быть лично при закладке храма, и 18 число Сентября 1824 года было самым радостным днём для г. Уфы.
По окончании Божественной Литургии, соборне совершённой в присутствии Государя и при собрании местного Начальства, Дворянства и многочисленном стечении народа Преосвященным Амвросием, Епископом Оренбургским и Уфимским, начался из бывшего Кафедрального Собора, что ныне Троицкая приходская церковь, крестный ход к месту закладки, где были выстроены находившиеся тогда в г. Уфе войска, именно гарнизонный баталион и казачий полк. По прибытии сюда духовной процессии, Преосвященный Амвросий со всем городским духовенством совершил положенное по церковному чиноположению молебствие на основание храма, и Государь Император изволил собственноручно положить первый камень основания.
Окончанием этого, вечно памятного для Уфы торжества, был воинский парад, произведённый в Высочайшем присутствии. Вообще пребывание здесь Государя Императора Александра 1-го продолжалось несколько дней – и оно составляет лучшую страницу в истории здешнего края. К построению храма особенно усердствовал тогдашний Губернский Предводитель Дворянства Мордвинцов. – Однакоже Александро-Невская церковь, получившая по поводу её основания название: «Дворянской», строилась 12 лет, в продолжении которых успел осуществиться на самом деле Высочайше утверждённой в 1823 году план новым улицам значительно увеличившегося города1, из числа которых одна, по имени новой церкви, стала называться Александровской.
Освящение новой церкви происходило 26 Сентября 1836 года и совершено Преосвященным Иоанникием, Епископом Оренбургским и Уфимским, при державе в Бозе почившего Государя Императора Николая Павловича, в правление краем Оренбургского Военного Губернатора, Генерал-Адъютанта, Василия Алексеевича Перовского, при Оренбургском Гражданском Губернаторе И.Д. Талызине и Губернском Предводителе Дворянства Тимашеве, при первом настоятеле храма (ныне Протоиерее) Петре Григорьевиче Несмелове.
Александровская церковь построена крестообразно, с кумполообразным верхом, освещённом несколькими полукруглыми окнами или пролётами; на кумполе крыша круглая на четыре ската, на кумполе же устроена на глухом трибуне глава с медным осмиконечным крестом.
По наруже с Северной и Южной сторон находится по анфиладе из 6-ти Ионических колонн. Колокольня имеет вид четвероугольной, четырёхярусной башни с кумполообразной крышею, на которой на глухом же трибуне устроена глава, также как и на самой церкви, крытая листовым железом и с таковым же крестом.
Колокольня находится над входом в церковь с западной стороны, в 3-м ярусе в четырёх четверо угольных окнах и в средине помещаются 10 небольших колоколов, весом всего 202 пуда.
Вообще весь фасад церкви представляет тип современной архитектуры. Церковь освещается кроме окон в кумполе ещё 8 большими четырёхугольными окнами, из коих 4 в самой церкви и 4 в олтаре. – Внутренность церкви отличается величественной простотой: к чисто оштукатуренным её стенам очень идёт белым колером сделанный двух-ярусный иконостас, с позолоченными капителями и резьбой в некоторых местах. Царские двери отличной резьбы вызолочены по полименту. – В иконостасе не много икон и они все писаны новою подражательно Итальянскою школою, здешними художниками, братьями Иваном и Андреем Ивановыми Красовскими.
В числе икон наиболее отличаются живописью храмовая святого Благоверного Князя Александра Невского и святителя Митрофана Епископа и Воронежского Чудотворца.
За крилосами находятся точные копии с древних чудотворных икон Казанской Божией матери и святителя и чудотворца Николая, явившейся в XVII веке на р. Каме, близ села Берёзовки, ныне Мензелинского уезда.
Под обеими иконами сделана резная вызолоченная надпись, объясняющая историю построения церкви, которую здесь выписываем: «Градо-Уфимская Александро-Невская церковь заложена 1824 года, Сентября 18 дня в память незабвенного посещения город Уфу в Бозе почившим Государем Императором Александром I-м, собственными руками коего положен первый в основание этой церкви камень. Священно-действие совершал Преосвященный Амвросий 2, Епископ Оренбургский и Уфимский со всем Градским Духовенством, при Губернском Предводителе Дворянства Мордвинцове; сооружена она на сумму всего Оренбургского Дворянства. Освящена 1836 года, Сентября в 26 день Преосвященным Иоанникием, Епископом Оренбургским и Уфимским, при Губернском Предводителе Дворянства Генерал-Майоре, Георгие Николаевиче Тимашеве».
В 1846 году церковь обнесена каменной на цоколе оградою, с красивою чугунною решёткою, лицевая сторона которой обложена изразцом; в ограде трои двухстворчатых с чугунною решёткою ворот с Западного, Южного и Северного входов в церковь. – На устройство ограды израсходовано 3000 руб. серебром, пожертвованных Дворянством. – Жаль, что на церковной утвари, устроенной усердием же дворянства совсем нет надписей. Когда и кем что именно устроено: эти надписи, как уже дознано опытом, в последствии были бы важны для науки, не менее никак исторических актов.
Говоря о благолепии Уфимской Александро-Невской церкви, нельзя умолчать и о том, что устройству и благолепию этому, кроме жертв дворянских, обязаны мы многолетней, неутомимой ревности и истинно настоятельской заботливости в деле благолепного устроения храма, настоятеля оного Протоиерея Петра Григорьевича Несмелова. И не трудно объяснить эту сердечную привязанность настоятеля к своему храму: в глазах его не только соорудился храм, но заселилась и самая часть города, для которой храм соорудился. Он был очевидцем и отчасти участником события, совершившегося хотя в небольших размерах, но чрезвычайно верно изображающего собою первобытное распространение учения Христова в нашем крае и тесно соединённой с ним цивилизации. И если, при этих заботах настоятеля о внешнем благолепии храма, в храме этом удалось ему хотя немного воздвигнуть и внутренних благолепных храмов в сердцах чад своей паствы, то ещё более делается понятною эта настоятельская любовь к храму и эти заботы о его велелепии.
(Оренбургские губернские ведомости. 1859. 4 апреля)