Хакерская атака на телефонию Среднего Урала
Абоненты одного из мобильных операторов на Урале несколько часов оставались без связи из-за аварии на сетях, сообщает Interfax.
Компания винит в произошедшем хакеров. Масштабная авария произошла на оборудовании мобильного оператора «Мотив», в результате часть абонентов в четырех уральских регионах на полдня оказалась без связи.
В компании сообщили, что причиной аварии стала хакерская атака из-за рубежа, они периодически случаются и успешно купируются, но не в этот раз. Компания уже пообещала пересмотреть свою систему защиты и выплатить клиентам компенсацию. Эксперты напоминают, что сбои в работе происходят у всех компаний, но о проблемах именно из-за хакерских атак российские сотовые операторы ранее не заявляли.
Часть абонентов «Мотива» в Екатеринбурге, опрошенных Interfax-Russia, обнаружила, что у них нет связи с самого утра 12 октября. У других связь присутствовала, затем пропадала. В соцсетях некоторые пользователей пишут, что их телефоны не работали уже ночью. На официальной странице «Мотива» в «Вконтакте» сообщение о проблемах появилось в 8:28 утра по местному времени.
«Уважаемые абоненты! На сети произошла серьезная авария. В данный момент ведутся аварийно-восстановительные работы. К сожалению, сроки окончания работ назвать затруднительно», — заявила компания.
Выяснилось, что проблемы возникли не только у жителей Екатеринбурга, но и у абонентов по всей Свердловской области, в соседней Курганской, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Информации о перебоях со связью в Пермском крае, где тоже присутствует компания, не поступала.
Спустя почти три с половиной часа после первого сообщения представители оператора написали, что подвергся DDoS-атаке.
«Технические специалисты компании делают все возможное, чтобы восстановить связь в кратчайшие сроки. Информация о 72 часах, которой успели «напугать» СМИ, не соответствует действительности. Это формальный норматив, максимально возможный срок устранения любой аварии. Естественно, что связь будет восстановлена гораздо раньше», — отмечалось в сообщении.
В нем подчеркивалось, что всех абонентов, оставшихся без связи, ждет компенсация, о видах и сроках предоставления которой будет сообщено дополнительно.
Абоненты в свою очередь под постами о проблемах писали возмущенные комментарии и грозили перейти к другому оператору.
Впрочем, через полчаса в «Мотиве» заявили о восстановлении голосовой связи, а к пяти часам вечера оператор сообщил, что все неполадки устранены. «Приносим свои извинения, если чье-то утро началось не так, как вам хотелось. Спасибо всем вам за понимание!», — отмечалось в сообщении.
Официальный представитель «Мотива» Алена Ярушина рассказала агентству «Интерфакс-Урал», что сначала сеть «поднялась» в Свердловской области, а затем за ней подтянулись и другие регионы. «Примерно в 12:00 (10:00 мск) заработала частота GSM, а затем связь LTE», — уточнила она, подчеркнув, что хакерская атака осуществлялась из-за пределов Российской Федерации.
Представители компании планируют найти преступников
Кроме того, представители компании планируют написать заявление в правоохранительные органы с тем, чтобы найти преступников. «На конкурентов не грешим, так как все мы работаем на одном рынке», — ответила Алена Ярушина на соответствующий вопрос агентства.
Она подчеркнула, что подобные атаки иногда происходят, но их удается отбивать на ранних этапах. «Дело в том, что от хакерских атак не застрахована ни одна компания. В каких-то моментах мы пересмотрим систему безопасности и подумаем, как еще можно защищаться», — добавила собеседница агентства.
Кратковременные сбои не влекут за собой репутационные издержки
О том, что системы защиты операторов периодически проверяются на прочность, говорят и эксперты. Аналитик департамента беспроводных технологий J‘son & Partners Сonsulting Анна Пономарева напомнила Interfax-Russia.ru, что кратковременные сбои работы сети мобильной связи случаются практически у всех операторов и поэтому не влекут за собой репутационные издержки и отток абонентов. Так, в январе-марте текущего года сообщалось о сбое сети «Билайн» в Москве и Кировске, МТС — в Санкт-Петербурге, «МегаФон» — в Москве.
«Нарушения обычно связаны с авариями на сети (например, повреждение кабеля) или неудачным обновлением ПО и оборудования и, как правило, устраняются в течение нескольких часов. В целом, российские операторы сотовой связи ранее не сообщали о сбоях сети из-за хакерских атак», — констатировала Анна Пономарева.
У операторов квалифицированный персонал
«Как правило, у операторов развитые IT-системы и квалифицированный персонал. Думаю, большинство хакерских атак остаются незамеченными для абонентов», — высказал свое мнение Interfax-Russia.ru финансовый аналитик Группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин.
«Сети обычно неплохо защищены. Случаи, когда в результате хакерской атаки происходят проблемы с мобильной сетью, довольно редкое явление. Ничего катастрофичного в этом нет, ни одна система идеально работать не может», — также сообщил Interfax-Russia.ru аналитик «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов.
Сбой не приведет к оттоку абонентов
Он заметил, что, если случается что-то подобное, то компании разбираются в случившемся и ищут уязвимости для их устранения. «Важно, чтобы компания объяснила абонентам произошедшее и доложила: предприняты все необходимые меры, чтобы подобное не повторялось», — отметил Константин Анкилов. Он полагает, что одноразовый, пусть и масштабный сбой, не приведет к серьезному оттоку абонентов.
Тимур Нигматуллин также считает, что репутационные потери «Мотива» в результате происшествия на несколько часов отключившего сеть будут несущественны. «При условии не повторения данного события на регулярной основе», — подчеркивает аналитик «Финама».
Сотовый оператор подвержен рискам
Однако по его словам, сотовый оператор подвержен совсем иным рискам. «По прогнозам некоторых участников рынка, в денежном выражении рынок мобильной связи в РФ в 2016 году впервые в истории сократится. Динамика будет связана с усилившейся ценовой конкуренцией из-за снижения реальных доходов населения и появлением крупного федерального игрока на основе Теле2 и активов Ростелекома. Таким образом, рыночные тенденции говорят о том, что абоненты сейчас больше отдают предпочтение цене, а не качеству связи», — добавил Тимур Нигматуллин.
Обозреватель Александра Качалова