43141235 Хакерская атака на Средний Урал Люди, факты, мнения Свердловская область

Хакерская атака на телефонию Среднего Урала

Абоненты одного из мобильных операторов на Урале несколько часов оставались без связи из-за аварии на сетях, сообщает Interfax.

Компания винит в произошедшем хакеров. Масштабная авария произошла на оборудовании мобильного оператора “Мотив”, в результате часть абонентов в четырех уральских регионах на полдня оказалась без связи.

В компании сообщили, что причиной аварии стала хакерская атака из-за рубежа, они периодически случаются и успешно купируются, но не в этот раз. Компания уже пообещала пересмотреть свою систему защиты и выплатить клиентам компенсацию. Эксперты напоминают, что сбои в работе происходят у всех компаний, но о проблемах именно из-за хакерских атак российские сотовые операторы ранее не заявляли.

Часть абонентов “Мотива” в Екатеринбурге, опрошенных Interfax-Russia, обнаружила, что у них нет связи с самого утра 12 октября. У других связь присутствовала, затем пропадала. В соцсетях некоторые пользователей пишут, что их телефоны не работали уже ночью. На официальной странице “Мотива” в “Вконтакте” сообщение о проблемах появилось в 8:28 утра по местному времени.

“Уважаемые абоненты! На сети произошла серьезная авария. В данный момент ведутся аварийно-восстановительные работы. К сожалению, сроки окончания работ назвать затруднительно”, – заявила компания.

Выяснилось, что проблемы возникли не только у жителей Екатеринбурга, но и у абонентов по всей Свердловской области, в соседней Курганской, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Информации о перебоях со связью в Пермском крае, где тоже присутствует компания, не поступала.

Спустя почти три с половиной часа после первого сообщения представители оператора написали, что подвергся DDoS-атаке.

“Технические специалисты компании делают все возможное, чтобы восстановить связь в кратчайшие сроки. Информация о 72 часах, которой успели “напугать” СМИ, не соответствует действительности. Это формальный норматив, максимально возможный срок устранения любой аварии. Естественно, что связь будет восстановлена гораздо раньше”, – отмечалось в сообщении.

В нем подчеркивалось, что всех абонентов, оставшихся без связи, ждет компенсация, о видах и сроках предоставления которой будет сообщено дополнительно.

Абоненты в свою очередь под постами о проблемах писали возмущенные комментарии и грозили перейти к другому оператору.

Впрочем, через полчаса в “Мотиве” заявили о восстановлении голосовой связи, а к пяти часам вечера оператор сообщил, что все неполадки устранены. “Приносим свои извинения, если чье-то утро началось не так, как вам хотелось. Спасибо всем вам за понимание!”, – отмечалось в сообщении.

Официальный представитель “Мотива” Алена Ярушина рассказала агентству “Интерфакс-Урал”, что сначала сеть “поднялась” в Свердловской области, а затем за ней подтянулись и другие регионы. “Примерно в 12:00 (10:00 мск) заработала частота GSM, а затем связь LTE”, – уточнила она, подчеркнув, что хакерская атака осуществлялась из-за пределов Российской Федерации.

Представители компании планируют найти преступников

Кроме того, представители компании планируют написать заявление в правоохранительные органы с тем, чтобы найти преступников. “На конкурентов не грешим, так как все мы работаем на одном рынке”, – ответила Алена Ярушина на соответствующий вопрос агентства.

Она подчеркнула, что подобные атаки иногда происходят, но их удается отбивать на ранних этапах. “Дело в том, что от хакерских атак не застрахована ни одна компания. В каких-то моментах мы пересмотрим систему безопасности и подумаем, как еще можно защищаться”, – добавила собеседница агентства.

Кратковременные сбои не влекут за собой репутационные издержки

О том, что системы защиты операторов периодически проверяются на прочность, говорят и эксперты. Аналитик департамента беспроводных технологий J‘son & Partners Сonsulting Анна Пономарева напомнила Interfax-Russia.ru, что кратковременные сбои работы сети мобильной связи случаются практически у всех операторов и поэтому не влекут за собой репутационные издержки и отток абонентов. Так, в январе-марте текущего года сообщалось о сбое сети “Билайн” в Москве и Кировске, МТС – в Санкт-Петербурге, “МегаФон” – в Москве.

“Нарушения обычно связаны с авариями на сети (например, повреждение кабеля) или неудачным обновлением ПО и оборудования и, как правило, устраняются в течение нескольких часов. В целом, российские операторы сотовой связи ранее не сообщали о сбоях сети из-за хакерских атак”, – констатировала Анна Пономарева.

У операторов квалифицированный персонал

“Как правило, у операторов развитые IT-системы и квалифицированный персонал. Думаю, большинство хакерских атак остаются незамеченными для абонентов”, – высказал свое мнение Interfax-Russia.ru финансовый аналитик Группы компаний “Финам” Тимур Нигматуллин.

“Сети обычно неплохо защищены. Случаи, когда в результате хакерской атаки происходят проблемы с мобильной сетью, довольно редкое явление. Ничего катастрофичного в этом нет, ни одна система идеально работать не может”, – также сообщил Interfax-Russia.ru аналитик “ТМТ Консалтинг” Константин Анкилов.

Сбой не приведет к оттоку абонентов

Он заметил, что, если случается что-то подобное, то компании разбираются в случившемся и ищут уязвимости для их устранения. “Важно, чтобы компания объяснила абонентам произошедшее и доложила: предприняты все необходимые меры, чтобы подобное не повторялось”, – отметил Константин Анкилов. Он полагает, что одноразовый, пусть и масштабный сбой, не приведет к серьезному оттоку абонентов.

Тимур Нигматуллин также считает, что репутационные потери “Мотива” в результате происшествия на несколько часов отключившего сеть будут несущественны. “При условии не повторения данного события на регулярной основе”, – подчеркивает аналитик “Финама”.

Сотовый оператор подвержен рискам

Однако по его словам, сотовый оператор подвержен совсем иным рискам. “По прогнозам некоторых участников рынка, в денежном выражении рынок мобильной связи в РФ в 2016 году впервые в истории сократится. Динамика будет связана с усилившейся ценовой конкуренцией из-за снижения реальных доходов населения и появлением крупного федерального игрока на основе Теле2 и активов Ростелекома. Таким образом, рыночные тенденции говорят о том, что абоненты сейчас больше отдают предпочтение цене, а не качеству связи”, – добавил Тимур Нигматуллин.

Обозреватель Александра Качалова

Служба новостейЛюди, факты, мненияСвердловская областьЕкатеринбург,интернет,информационная война,Свердловская область,УралХакерская атака на телефонию Среднего Урала Абоненты одного из мобильных операторов на Урале несколько часов оставались без связи из-за аварии на сетях, сообщает Interfax. Компания винит в произошедшем хакеров. Масштабная авария произошла на оборудовании мобильного оператора 'Мотив', в результате часть абонентов в четырех уральских регионах на полдня оказалась без связи. В компании...cropped-skrin-1-jpg Хакерская атака на Средний Урал Люди, факты, мнения Свердловская область