Угроза теракта в гражданской авиации

911 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Мероприятия антитеррора на воздушном транспорте

Терроризм на объектах гражданской авиации — чрезвычайная форма терроризма. Этот тип терроризма сопровождается невольными жертвами сотен случайных людей, паникой, тревогой, страхом уязвимости, общественными волнениями и возможностью влиять на международные отношения.

Теракт совершается путем захвата, угона и взрыва самолета, которое приводит к серьезным человеческим жертвам, как на самом борту воздушного судна, так и людей, находящихся на земле в месте крушения воздушного судна.

Ежегодно во всех странах разрабатывают и ужесточают правила международной безопасности авиаперелетов. Они десйствуют в процессе регистрации, досмотра, передвижения. Причин авиакатастроф немало — неполадки двигателей, изношенность конструкции, несвоевременное техническое обслуживание, ошибки экипажа и авиадиспетчеров. Но все большее место среди причин авиакатастрофы занимают террористические акты, связанные с проносом взрывчатых и наркотических веществ на борт воздушного транспорта.

Ежегодно работниками российских аэропортов предотвращаются более одна-две сотни попыток проноса в аэропорт и на борт авиатранспорта огнестрельного оружия. Только в аэропорту Внуково за год контрольный досмотр проходят около двух миллионов человек. Число попыток проноса запрещенных объектов и наркотических средств варьируется. но больше десяти тысяч.

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-2 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Акты воздушного терроризма в период с 1938 по 2020 гг.

Преступники используют различные виды оружия, вещества взрывчатого характера, специальные механизмы взрывания, а также поражающие элементы. Кроме того, для осуществления преступных замыслов, в аэропортах могут применяться сжатые и сжиженные виды газового воздействия, объекты легковоспламеняющегося характера, ядовитые, отравляющие и наркотические вещества.

Пассажир, у которого при досмотре были найдены опасные взрывчатые или наркотические вещества, запрещенные предметы и другие элементы, за которые предусматривается уголовная ответственность, подлежит немедленному снятию с рейса и передается для дальнейшего расследования в органы внутренних дел. Найденные вещества подлежат изъятию и оформлению в соответствующей документации и актах. В дальнейшем решается вопрос о привлечении его к уголовной ответственности, согласно действующему законодательству.

Досмотр перед полетом в Российской Федерации предусматривает усовершенствование системы контроля и активное внедрение модернизированной техники для облегчения процедуры осмотра. Работникам милиции и аэровокзала помогают специально натренированные служебные собаки, которые обучены профессиональному поиску
наркотических веществ, оружия и взрывчатых предметов.

kontrol-v-grazhdanskoj-aviacii-3 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Предупреждение планируемого теракта

Предупреждение и ликвидация планируемого теракта в первую очередь зависит от структуры безопасности авиапредприятия.

1 этап — особенности режимных зон и контролирование подступов к аэровокзалу. Пресечение преступной деятельности и незаконного вмешательства в процесс авиаперевозок на этой территории осуществляют пограничная и таможенная службы, а также структуры МВД, территориально относящиеся к аэропорту.

Читайте также:  Мусульманское село Белозерье в Мордовии - оплот ИГИЛ

2 этап — контроль по периметру всего аэропорта, внимание к режимным зонам, исключение любого способа проноса взрывчатых веществ, опасных элементов, оружия, запрещенных и наркотических средств. Это достигается путем осмотра работников экипажей самолетов, почтовых и обычных грузов, бортпитания, пассажиров и перевозимого ими багажа, сферы обслуживания, тщательного осмотра стерильной области аэропорта. Разрешение провоза оружия, опасных объектов на борту самолета предусматривает соблюдение специально разработанного комплекса особых мер и правил предосторожности. Пресекаются попытки доступа посторонних лиц или прочих транспортных средств в
зону контроля аэровокзала и на расположенные на ней объекты.

3 этап — авиабезопасность осуществляется в следующих направлениях: грамотное обследование, тщательный контроль и обязательный осмотр всех подозрительных и посторонних элементов или вероятных источников, которые впоследствии могут использоваться для реализации теракта; сопровождение посторонних транспортных средств к борту авиационного судна; наблюдение и контролирование самолета при выезде на взлетную полосу.

terakt-v-grazhdanskoj-aviacii Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Все сотрудники службы авиабезопасности регулярно посещают тренинги, проходят курсы обучения, совершенствует технологию процесса осмотра экипажа, сферы обслуживания, пассажиров, полученного груза и багажа, питания. Процедура досмотра проводится с использованием специального оснащения, профессиональных методов и инженерно-
технических приборов охраны. Обеспечение современной безопасности авиаперелетов кардинально изменяется в лучшую сторону.

Происходит интеграция требований безопасности авиаперелетов с нормами и требованиями международной организации гражданской авиации ИКАО. Это мировые стандарты безопасности, включающие большое количество норм, комплексное сочетание правил и мер, призванных контролировать и решать проблемы безопасности в воздухе.

Чтобы держать под контролем процесс авиапередвижения, охранные службы вынуждены соблюдать крайние предупредительные меры и нормы предосторожности, а также осуществлять ужесточение порядка предпосадочного контроля пассажиров. Внедряются более совершенные электронные конструкции и инновационные системы авиабезопасности с учетом уже имеющихся трагических случаев и ошибок.

Противодействие террористам-смертникам на воздушном транспорте

Но проблема в том, что, несмотря на усиление мер безопасности, теракты в мире продолжают происходить. В первую очередь потому, что, как считают специалисты по антитеррору, используются террористы-смертники. таким образом, системное противодействие террористам-смертникам на объектах инфраструктуры транспорта — авиационного, автомобильного, железнодорожного и водного — сегодня особенно важна.

Есть в криминалистике принцип — чтобы бороться с угрозой, необходимо мыслить как преступник. То есть, необходимо в деталях логику преступника и используемые им методы.

Читайте также:  РУКОПАШНЫЙ БОЙ: МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ

kontrol-v-grazhdanskoj-aviacii Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Противопоставить терактам на воздушном транспорте должен авиационный персонал + эффективная оперативная работа специальных служб + тотальная поддержка населения.

С исторической точки зрения самолеты являются не случайным выбором для террористов всего мира. Главный инструмент воздействия для террористов вовсе не взрывчатка. Главное оружие террористов — предельная гласность, паника и страх. С этой точки зрения гражданская авиация — самое удобное для этого средство.

Крушение воздушного судна на высоте до 10 километров на огромной скорости не оставляет шансов выжить никому. Смерть практически неизбежна для всех на борту самолета. И счет жертвам каждый раз идет на десятки, а то и на сотни человек. Одним из методов проведения террористических актов, является метод, результат которого напрямую связан со смертью их исполнителей.

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-4 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор Террорист-смертник является безупречным средством совершения террористического акта, в том числе и на объектах гражданской авиации. В первую очередь это объясняется тем, что его можно снарядить в короткие сроки и без особых затрат.

Террористы-смертники чаше всего применяют самодельные взрывные устройства, при помощи которых производят самоподрыв на объектах гражданской авиации.

Кроме этого способа совершения террористического акта стали использоваться воздушные суда гражданской авиации в качестве орудия преступления для производства взрывов и тарана правительственных, административных, коммерческих, производственных объектов и жилых зданий. Данные преступления совершаются обычно террористами-смертниками и самоубийцами.

В Российской Федерации создалась нормативно-правовая база, которая способна регулировать общественные отношения в сфере противодействия терроризму на объектах гражданской авиации Российской Федерации, включая террористов-смертников. За исключением этого для обеспечения безопасности полетов гражданской авиации Российская Федерация руководствуется международными соглашениями в области правового обеспечения безопасности полетов гражданской авиации при помощи международно-правовых стандартов ИКАО.

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-5 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Для распознания и остановки террористов-смертников на объектах гражданской авиации на постоянной основе проводится анализ степени угрозы совершения терактов с тем, чтобы предсказать риски. В дальнейшем производится деятельность по контролю рисками. Она заключается в том, что вносятся повышенные меры безопасности и корректировка существующих мер антитеррора.

Данный метод позволяет оптимально рассредоточить человеческие ресурсы и специальные технические средства для проведения профилактических мер. Непосредственное определение и пресечение террористов-смертников на объектах гражданской авиации осуществляется силами службы авиационной безопасности при сотрудничестве с линейными отделами полиции на транспорте, которые находятся в каждом аэропорту страны.

Читайте также:  Исламские террористы в Волгоградской области

Для усиления уровня безопасности вносится предложение по внесению в предлагаемые меры безопасности для низкой, средней и высокой степени угрозы на объектах гражданской авиации, которые трактуются в Руководстве по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в дополнение. А именно в предлагаемых мерах безопасности в «Зоне внимания» прописать дополнительный пункт — «Степень координации действий САБ с другими силовыми структурами».

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-6 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Внедрение профайлинга на объектах гражданской авиации

Помимо традиционных способов организации безопасности на объектах гражданской авиации Российской Федерации по предотвращению террористических актов с участием террористов-смертников, которые заключаются в идентификации орудий преступлений (огнестрельного оружия, холодного оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств), предлагается использовать психологические методы, которые основаны на прикладной психологии, получившие название профайлинг.

Внедрение профайлинга должно способствовать повышению защищенности объектов гражданской авиации. Причем улучшение применения данного метода должно обеспечиваться за счет совокупного применения разносторонних подходов и технологий по предупреждению актов незаконного вмешательства, в том числе и использование специальных аппаратных средств, которые применяется для экспресс-диагностики потенциально опасного человека, кем является террорист-смертник.

Это понятие, обозначающее методы оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения. Профилирование личности за рубежом применяется в рамках ViCAP, программы задержания насильственных преступников, разработанной в 1985 году в ФБР с целью раскрытия серийных преступлений. На авиатранспорте профайлинг служит как технология наблюдения и опроса пассажиров в ходе предполетного досмотра с целью выявления потенциально опасных лиц.

kontrol-v-grazhdanskoj-aviacii-4 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Впервые специалисты-профайлеры были использованы для выявления опасных пассажиров с точки зрения террористической направленности в Израиле авиакомпанией Эль-Аль (El Al). Применение профайлинга привело к тому, что этой авиакомпании был присвоен статус одной из самых безопасных в мире. Опыт применения профайлинга этой авиакомпанией внедряется по всему миру, в том числе и в России.

Основами профайлинга являются исследования П. Экмана, В. Фризена, К. Шерера[6], М. Цукермана, Б. ДеПауло[7], В. А. Лабунской и О. Фрайя. Наиболее спорным аспектом профайлинга является этнический профайлинг, основанный на связи между этнической принадлежностью человека и возможностью противоправного поведения. Как бы то ни было, используются различные методы, демонстрирующие свою эффективность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + пятнадцать =

Next Post

Город Миньяр (Челябинская область)

Ср Апр 3 , 2024
Миньяр — небольшой городок в западной части Южного Урала (Ашинский район Челябинской области). Находится в 350 км от Челябинска, в 125 км от Уфы и […]
Город Миньяр (Челябинская область)