Чем Су-35 превосходит F-22 Raptor?

55-1 Чем Су-35 превосходит F-22 Raptor? Защита Отечества Люди, факты, мнения

Американский истребитель F-22 Raptor

The National Interest, США

Дэвид Арчибальд (David Archibald)

Американский истребитель F-22 Raptor является одним из наиболее современных боевых самолетов в мире. Однако у него есть несколько слабых мест. Так, например, он ничего не видит в инфракрасном диапазоне, хотя некоторые его потенциальные противники обладают инфракрасными датчиками обнаружения и сопровождения (IRST), что, на самом деле, позволяет им улавливать тепловые сигнатуры боевых самолетов противника.

Последним из американских истребителей, на котором еще в процессе доводки были установлены инфракрасные датчики обнаружения и сопровождения, был F-14 Tomcat. На истребитель F/A —18 Super Hornet может быть установлен подвесной центральный контейнер с инфракрасными датчиками обнаружения и сопровождения, однако сбрасывания их в бою делает подобную опцию дорогой.

У истребителя F-22 отсутствуют также радары бокового обзора, позволяющие боевому самолету выстрелить ракету, требующую корректировки на полпути пути к цели с радара самолета и продолжить передачу данных сопровождения после отклонения более чем на 90 градусов от курса ракеты.

Без такого радара истребитель будет вынужден сохранять курс на сближение с вражеским самолетом — и сближаться таким образом с любой вражеской ракетой, которая может быть выпущена врагом.

Причина подобного недостатка связана с тем периодом, когда разрабатывался F-22 Raptor. Разработка истребителя F-22 началась 1981 году в рамках реализации программы по созданию перспективного тактического истребителя. Военно-воздушные силы США разместили в компаниях General Dynamics и McDonnell Douglas контракты по первоначальной разработке штурмовика. Требовалась способность летать со скоростью 2,5 Маха на больших и средних высотах. Также предполагалось нести на борту оружие, применяемое вне зоны действия ПВО, а также уничтожать танки и другие наземные цели.

Сначала из этой программы ничего не получилось. Истребитель F-16 Fighting Falcon, первоначально разработанный как истребитель воздушного боя в светлое время суток, «проник через заднюю дверь». Он был переориентирован для выполнения роли штурмовика и уничтожения наземных целей.

Su-35 Чем Су-35 превосходит F-22 Raptor? Защита Отечества Люди, факты, мнения

Российский истребитель Су-35

В конце 1985 года ВВС США внесли несколько изменений в свои требования. После этого работа над программой продолжилась. На этом этапе более серьезное внимание стало уделяться пониженной заметности. Кроме того, был изменен процесс выбора. Вместо предоставления 100 миллионов долларов каждой из четырех компаний, было принято решение предоставить контракты на 700 миллионов долларов двум компаниям для производства летающих прототипов.

Один из прототипов должен быть оснащаться двигателями Pratt & Whitney F119. Другой — двигателем General Electric F120. Примерно в это же время руководство ВВС США направило письма конкурирующим фирмам для того, чтобы поддержать работу в рамках команды.

Идея состояла в том, что ВВС США хотели привлечь к работе над такой крупной и дорогостоящей программой как можно больше талантов. В результате фирмы Boeing, Lockheed и General Dynamics сформировали одну команду. Rockwell и Grumman вошли в состав другой.

31 октября 1986 года ВВС США объявили победителями конкурса на этом этапе реализации программы по созданию перспективного тактического истребителя компании Lockheed и Northrop. Соглашение о формировании команды с участием сотрудников компаний Boeing, General Dynamics и Lockheed содержало призыв к тому, чтобы руководителем коллектива стала победившая компания. Таким образом эту роль взяла на себя фирма Lockheed. Победившим командам было дано четыре года для производства летающего прототипа.

Проект фирмы Lockheed на этом этапе предусматривал наличие вращающегося бомбового отсека, что заставляет выдвигать вперед двигатели и воздухозаборники, а это, в свою очередь, вызывает избыточное волновое сопротивление. Именно это и произошло с истребителем F-35, разработанным по программе создания унифицированного ударного истребителя с его поворотным соплом для вертикального взлета, делающего этот самолет слишком широким и неуклюжим. Поворотное сопло для вертикального взлета является первородным грехом в конструкции F-35.

ВВС США первоначально требовали, чтобы в основном, расположенном внутри фюзеляжа отсеке истребителя F-22 можно было разместить восемь ракет. Но затем их количество было сокращено до шести. Обе конструкторские команды пришли к выводу о том, что эффективным такое решение быть не может.

Одновременно были сняты требования по поводу реверсера тяги. Сделано это было после того, как было определено, что такого рода возможности не стоят той цены, которую нужно заплатить за счет снижения общих показателей.

Основной вызов истребителя F-22 состоял в следующем — интегрировать пониженную заметность, сверхзвуковую крейсерскую скорость, высоко интегрированную авионику и маневренность в самолете большего радиуса действия, чем F-15 Eagle, которого он должен был заменить.

Кроме того, по надежности он должен был в два раза превосходить F-15. А требования по обслуживанию должны были быть сокращены вдвое. Хотя на практике в течение последних нескольких лет боеготовность F-22 была повышена и приблизилась к показателям истребителей F-15, требования по обслуживанию у него оказались выше на 50%.

Модели фирмы Lockheed и фирмы Northrop имеют крылья ромбовидной формы. Длинная корневая хорда соединяющет их с фюзеляжем. Это обеспечивает распределение нагрузок. А также наличие большее количество перемычек, принимающих на себя изгибающую нагрузку. Большие крылья позволяют также иметь большее количество топлива.

Однако в январе 1989 года ВВС США ограничили стоимость авионики F-22 потолком в 9 миллионов долларов на производство одного самолета. В этот момент бумажный проект компании Lockheed предусматривал расходовать 16 миллионов долларов на авионику каждого самолета.

От системы инфракрасного обнаружения и сопровождения пришлось отказаться. Пришлось отказаться от целого ряда других систем. В том числе от устанавливаемых на линейных элементах фюзеляжа радаров бокового обзора.

Вычислительные мощности электроники и качество оптики были повышены в последнее десятилетие. Поэтому цена планера истребителя были снижена. Тем не менее, причина того, что у F-22 нет инфракрасной системы обнаружения и сопровождения, связана с ограничением расходов на авионику, введенным в 1989 году.

ВВС США не указали, какой системой нужно было пожертвовать для того, чтобы соответствовать установленному потолку. Сами компании принимали решение о том, что будет лучше сделать за эти деньги.

В результате спустя 27 лет главный конкурент F-22 российский Су-35 Flanker-E имеет инфракрасную систему обнаружения и сопровождения, а также дополнительные радары в линейных элементах фюзеляжа.

 

Справка

F-22 Raptor — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 является первым состоящим на вооружении истребителем пятого поколения.

F-22 вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, 480 снарядов, ракетами класса воздух-воздух: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder.
А также корректируемыми бомбами JDAM.

F-22 совместим с управляемыми высокоточными авиабомбами GBU-39 и SDB-53/B, выполнялись тестовые сбросы, однако, на 2015 год планов по интеграции их с F-22 заявлено не было. Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях. По информации от экспертов военно-аналитического журнала Armada international, истребитель F-22 несет внутри фюзеляжа весьма ограниченный запас топлива (всего 8,2 тонны), что делает его критически зависимым от возможности дозаправки в воздухе.

Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. Серийное производство самолёта началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис» в пустыне Невада. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть. 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.

В 2006 году планировалось закупить 384 самолёта для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства. В 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов. 127 из них были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость самолёта заставили правительство США отказаться от закупок данного самолёта.

F-22 — один из самых дорогих истребителей в мире. Себестоимость производства одного самолёта оценивается в 146,2 млн долларов. Полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства — 350 млн.

Иногда об F-22 говорят, что он «на вес золота». Это буквально соответствовало финансовым рынкам. Стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов. По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22 (с учётом стоимости программы разработки) достигла 411,7 млн долларов.

13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в Мариэтта, штат Джорджия покинул последний серийный истребитель F-22A. Он стал 195-м F-22A, выпущенным начиная с 1997 года. И последним, 187-м истребителем, переданным ВВС США.

 

Alex Zarubin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 2 =

Next Post

Русофобское издание Znak из Екатеринбурга

Чт Ноя 1 , 2018
Znаk (домен znаk.соm) — интернет-издание, освещающее региональные и федеральные события. Головной офис находится в Екатеринбурге При обсуждении средств массовой информации довольно часто приходится слышать, что […]
Русофобское издание Znak из Екатеринбурга