Село Сакмара (Оренбургская область)

kazaki-orenburgskogo-kazachego-vojska-2 Село Сакмара (Оренбургская область) ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Провинция

Казаки Оренбургского казачьего войска

Сакмара — большое село в Оренбургской области, административный центр Сакмарского сельсовета и Сакмарского района. Сакмарский район расположен в центральной части Оренбургской области и граничит: с Оренбургским, Переволоцким,Октябрьским, Тюльганским и Саракташским районами области. Площадь территории — 2061 км². 

По территории района протекают реки Салмыш, Сакмара и левый приток р. Юшатырь. Район образован в 1935 г. В 1960-х гг. упразднялся, в 1965 г. восстановлен. Райцентр Сакмара — бывшая станица Оренбургского казачьего войска, в разное время именовалась — Сакмарская крепость, Сакмарская станица, Сакмарск, Сакмарка, Сакмара.

s.-sakmara Село Сакмара (Оренбургская область) ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Провинция

Строительство Сакмарской крепости

В 1713 г. атаман Фома Тимофеевич Сибиряков и есаул Гаврила Лукьянович Шугай собрали 14 казаков из Яицкого городка (ныне г. Уральск) и выдвинулись на место немного выше слияния рек Сакмара и Яик. Здесь, на правом берегу Сакмары они основали поселение с названием Сакмарск.

В 1720 г. отряд казаков выбрал место ниже по течению. Здесь, объединившись с исетскими казаками атамана Ивана Гореванова, общими усилиями была возведена крепость с названием Сакмарск. В центре укрепления располагались смотровая вышка и рубленная деревянная церковь. Все казаки относились к старообрядцам. Сход сакмарских казаков обратился к Императрице с просьбой о включении в служилое казачье сословие и строительстве Сакмарской крепости. 

Летом 1724 г. в челобитной, поданной атаманом Василием Араповым, который считается основателем села, в Военную коллегию Сената, он просил о позволении ему и другим казакам «на устье реки Сакмары, близь башкирцев поселение иметь и крепость строить, проезды чинить и крепкие караулы держать». При этом Арапов просил предоставить для отпора от оных неприятелей «четыре пушки и к ним ядра и порох».

Указом от 4 июня 1725 г. Военная коллегия разрешила Арапову получить из Москвы 5 чугунных пушек, ядра, порох к ним. В грамоте об основании крепости, выданной императрицей Екатериной I атаману Василию Арапову 19 июня 1725 г., предписано: «Дабы уберечь Россию от нападения и разорения соорудить крепость оную на реке Сакмаре и вооружить её пушками чугунными да ядрами. А посему повелеваю, чтоб крепость была построена».

На холме, называемом «Могильной горой», была возведена крепость, ограждённая рвом, деревянным заплотом с проездными воротами, возле которых стояли пушки. Внутри укрепления находилась вышка, дом атамана, где собирались казаки для принятия важных решений, и улицы казачьих изб. Деревянный храм в селе постройки 1733 г. был освящён в 1751 г. в честь Казанской иконы Божией Матери.

Казаки из Сакмары участвовали в шведском походе Петра I, в турецкой войне 1735–1739 гг., в Семилетней войне с Пруссией 1756–1763 гг., в походах на Хиву, в усмирении бунтовавших башкир. В 1760 г. в селе случился большой пожар — почти все деревянные постройки, включая церковь, сгорели. Казаки в это время находились в берлинской экспедиции (шла Семилетняя война), поэтому пожар остановить было некому. Село стали отстраивать заново.

reka-sakmara-orenburgskaja-oblast Село Сакмара (Оренбургская область) ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Провинция

Река Сакмара в Оренбургской области

Село Сакмара в XVIII в., описание современника

В 1773 г. Федор Полунин в своей книге «Географический лексикон российского государства или словарь описующий по азбучному порядку, реки, озера, моря, горы, города, крепости, знатные монастыри, остроги… и т.д.» писал о Сакмарске:

«Сей городок лежит на высоком мысу, которой с двух сторон неприступен, и никакого укрепления не требует, а где надлежит иметь деревянное укрепление и артиллерию. Оный заселен еще лет 30 прежде города Оренбурга охотниками из Яицкого корпуса, может быть в рассуждении тамошних весьма хлебородных и лесом достаточных против Яицкого городка мест. Отселе до Яицкого городка считается 298 верст.

В нем по последней переписи находится казаков российских 200, да из иноверцев до 50 человек, которые имеют своего атамана и старшин. Службы они общий с Яицким войском за отдаленностью не служат, а употребляют к разным делам и нарядам по Оренбургу. Содержание свое имеют по удобным к пашни местам от хлебопашества, и имея в близости лес, оной в Оренбурге сплавляют а особливо весной на заводы медных руд промышляют.

В семи верстах от сего городка за рекою Сакмарою по дороге к Оренбургу есть гора не малой высоты, называемая Гребень, и состоящая из известного камня, где с начала Оренбурга и поныне известь жгут, и для архитектурных украшений вырубают камни такой величины, какие кому надобны».

Читайте также:  Доходные дома - Уфа от А до Я

hram-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi-s.-sakmara Село Сакмара (Оренбургская область) ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Провинция

Храм Казанской иконы Божией матери с. Сакмара

Сакмарский городок в эпоху Крестьянской войны 1773-1775 гг.

К началу Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева Сакмарский городок являлся крупным для того времени населенным пунктом. Он состоял из двух частей — Нового и Старого городка (он находился на высоком мысу правого берега Сакмары и имел деревянное укрепление  и пушки). В обоих городках насчитывалось свыше 150 дворов и 250 служивых казаков.

Вести о крестьянском восстании быстро дошли до жителей Сакмарска. Они подтвердились приказом Оренбургского  Губернатора генерала-поручика И.А. Рейнсдорпа, по которому атаману Даниле Донскому предписывалось отправить сто двадцать казаков для несения сторожевой службы. Остальному населению предлагалось уйти в Красногорскую  крепость. Однако жители городка не позволили разрушать мост через реку Сакмару и остались дома.

Находясь в Сеитовой слободе, Пугачев попытался пополнить свое войско казаками Сакмарского городка. Пугачевский секретарь Почиталин написал именной указ Пугачева к Сакмарскому казачьему атаману Донскому и казакам и направил его в Сакмарск с яицкими казаками М.Г. Шигаевым и П. Митрясовым.  Собрав казачий круг, они объявили, что прибыли с указом от государя Петра  Федоровича и велели зачитать его местному священнику И. Михайлову.

Однако священник возразил, что указ недействителен, так как государь давно скончался. Пугачевские посланцы на это «со свирепостью» кричали «Врешь, батька! Он жив, а  вместо его погребен вить другой». Таким образом посланцы Пугачева смогли переубедить местных казаков.

2 октября жители Сакмарского городка  торжественно встретили Пугачева и приняли присягу. Вскоре Пугачев направил коменданту Красногорской крепости капитану Б.С. Уланову, всем Сакмарским казакам и населению крепости указ, в котором призывал казаков служить новому царю верой и правдой, за что обещал жаловать «крестом и бородою, рекою и землею,  травами и морями, и денежным жалованьем,  и хлебным провиантом, и свинцом, и порохом, и вечной вольностью».

Впоследствии сакмарские казаки активно участвовали в крестьянской войне. На допросах Пугачев показывал, что они были при нем неотлучно.

orenburgskie-kazaki. Село Сакмара (Оренбургская область) ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Провинция

Преодоление раскола между старообрядцами и единоверцами

В 1825 г. на центральной площади была возведена каменная Казанско-Богородицкая церковь, которая была освящена 21 июля 1828 г. Службы в храме совершались еженедельно. Казаки перед каждым военным походом приходили в храм взять благословение. Престольными праздниками храма являлись 21 июля и 4 ноября – Казанской иконы; 12 февраля – день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; 8 ноября – вмчн. Димитрия Солунского.

Кроме каменного в селе был деревянный Богородицкий храм. Он горел несколько раз из-за несовершенства отопления – в 1832 и в 1850 гг. Из дела Оренбургской духовной консистории о «церкви Пресвятой Богородицы в Сакмарском городке» 1751 г. узнаем: «имевшаяся Сакмарского городка церковь Божия во имя Пресвятыя Богоматери сгорела по вине, взявшего бремя отопления печи. Образа иконостаса и все вещи из той церкви Божьей вынесены. Повелеваем атаману Сакмарского городка Василию Тамбовцеву построить вместо той сгоревшей на том же месте деревянную церковь Божью».

Согласно Указу Святейшего Синода от 19 сентября 1861 г. № 1650 сакмарским казакам нового обряда была разрешена постройка молитвенного дома, а затем церкви. Службы временно совершали в молитвенном доме. Как свидетельствует прошение 1870 г. «жителей Сакмарской станицы к Оренбургскому губернатору о превращении молельного дома в церковь» строительству храма нового обряда мешали старообрядцы-раскольники. 

«Жители Сакмарской станицы ещё в 1861 г. выходили с просьбой к Пресвященному Антонию устроить молитвенный дом, потом и церковь на одинаковых правах со старообрядцами. В силу того, что «Сакмарская станица, принадлежавшая вместе с церковью Уральскому казачьему войску, в 1869 г. 8 марта с населением в 3812 душ была отчислена в состав Оренбургского казачьего войска», часть жителей просили построить в Сакмарске церковь «нового обряда».

Возведению второго храма в Сакмарске препятствовал и тот факт, что «Сакмарская станица в 1869 г. от Уральского казачьего войска отошла в управление атамана Оренбургского казачьего войска. Наконец, в ноябре 1869 г. единоверческая Казанско-Богородицкая церковь Сакмарской станицы была отчислена от Уральского благочиния и передана в ведение Оренбургской Духовной Консистории.

Читайте также:  Стерлитамак в середине XIX века

Таким образом произошло объединение православных старообрядцев и последователей нового обряда в один единоверческий приход. Так был преодолён раскол жителей села, когда в Казанский храм не пускали новообрядцев, а в молитвенный дом – старообрядцев.

С появлением церковной школы в 1832 г. количество грамотных жителей Сакмарска по переписи 1872 г. увеличилось до 70 %. В Сакмарске действовали две школы — казачья мужская и женская. Местный священник отец Прокофий Учаев являлся одновременно законоучителем и заведующим школой.

Церковная школа находилась в частной квартире казака Скородумова. Учились по прописям (хранятся в школьном краеведческом музее села). Также в школе преподавала учительница, окончившая курс в епархиальном училище.

С начала основания крепости жители входили в состав яицкого казачьего войска. 18 марта 1869 г. приказом военного министра «Сакмарскую станицу  уральского казачьего войска, с принадлежащей ей землею, отчислить от сего войска, причислить к оренбургскому казачьему войску, подчинив его к порядку управления и пребывания воинской повинности, какой установлен в последнем войске». Первым станичным атаманом по присоединении ее к оренбургскому войску стал Воронжев.

Население станицы Сакмарской в 1869 г. составило 1859 человек. Со временем казаки расселялись по рекам и речушкам вокруг станицы, основав хутора. Здесь же обязательно становились водяные мельницы (некоторые еще действовали в войну 1940-1950 гг.).

Из истории Казанско-Богородицкой церкви

В 1825 г. на центральной площади была возведена каменная Казанско-Богородицкая церковь, которая была освящена 21 июля 1828 г. Службы в храме совершались еженедельно. Казаки перед каждым военным походом приходили в храм взять благословение. Престольными праздниками храма являлись 21 июля и 4 ноября – Казанской иконы; 12 февраля – день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; 8 ноября – вмчн. Димитрия Солунского.

Кроме каменного в селе был деревянный Богородицкий храм. Он горел несколько раз из-за несовершенства отопления – в 1832 и в 1850 годах. Из дела Оренбургской духовной консистории о «церкви Пресвятой Богородицы в Сакмарском городке» 1751 г. узнаем: «имевшаяся Сакмарского городка церковь Божия во имя Пресвятыя Богоматери сгорела по вине, взявшего бремя отопления печи.

Образа иконостаса и все вещи из той церкви Божьей вынесены. Повелеваем атаману Сакмарского городка Василию Тамбовцеву построить вместо той сгоревшей на том же месте деревянную церковь Божью».

Казанская Богородицкая Единоверческая церковь по описанию была «каменная, не исключая и пола, с каменной колокольнею и деревянною оградою на каменном фундаменте. Престолов в храме три: во имя Казанской иконы Божией Матери; во имя святого великомученика Димитрия Солунского; во имя Трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста». 

Церковь дважды горела, церковные документы не сохранились. Уцелела и хранится в Сакмарском школьном музее печать храма Казанской иконы Божьей Матери, которую использовали для подтверждения документов по церковным делам.

Последним священником Казанского храма при Советской власти являлся Михаил Алексеевич Горбунов, служивший 2 года (1927–1929 гг.). О нём рассказала его дочь, Мария Михайловна: «В церкви не было батюшки, и наши сельчане поехали в Оренбург просить, чтобы нашего отца рукоположили в сан священника. Папу вызвали в Оренбург, уговаривали принять священство. Бабушка, его мать, не хотела этого, отговаривала, мама тоже – такое смутное время! Но отец принял сан. Став священником, отец Михаил духовно сплотил рассыпавшийся приход.

В 1929 г. церковь закрыли. По воспоминаниям дочери священника М.М. Тиховой, «её решили взорвать, но взрыв не получился. Пытались маломощным трактором стянуть крест – не удалось. Пригнали из Оренбурга более мощный трактор. Путём расшатывания снесли крест, затем разгромили колокольню, сняли шесть колоколов. Самый большой был сильно поврежден. В лесу, напротив Виселичной горы, вырыли траншею, и всё в нее сбросили, закопали трактором. Жителей не допустили, была усиленная охрана. Боясь наказания, люди украдкой разобрали по домам иконы. Верх церкви сломали, жители села разобрали камень».

В храме в предвоенные годы был устроен зерносклад, позднее — кинотеатр «Родина». После закрытия церкви отец Михаил стал работать кузнецом. Кто-то из односельчан позавидовал семье Горбуновых, которые недавно приобрели дом, стал писать доносы. В них говорилось, что священник Горбунов ведет антисоветскую пропаганду.

В 1930 г. отец Михаил был арестован, отбывал наказание в исправительно-трудовых лагерях, включая Беломорканал. Срок был равен 8 годам, но за «хорошую дисциплину и ударный труд» отца Михаила отпустили на 2 года раньше. В 1937 г. на отца Михаила вновь написали донос, обвинив во вредительстве и контрреволюционной деятельности — повреждении железнодорожных рельс, был расстрелян. В 1960-е гг. был реабилитирован.

Читайте также:  Зенцова (Вавиловская) улица - Уфа от А до Я

1 августа 1992 г. здание храма было возвращено православным. Двадцать жителей села образовали приходское управление — Петров Пётр Григорьевич, Петрова Нина Семёновна, Щуплова Антонина Алексеевна и другие. Восстановительные работы возглавил Олег Борисович Ступичкин.

21 ноября 1998 г. в храме произошёл пожар, который оставил лишь голые стены от здания. Из летописи Сакмарского храма: «Мы вызвали пожарных, а сами с молитвой на устах стали выносить иконы и церковную утварь. Пожарные, безуспешно пытавшиеся погасить огонь, вышли следом, и сразу рухнула крыша на то место, где только что были люди. Выгорело всё, остались одни обгорелые каменные стены. Митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий тогда сказал: «Сгорела не церковь, а место, которое оскверняли».

Храм отстраивали почти заново. 9 ноября 2008 г. состоялось торжественное освящение и подъём главного купола церкви, которое было совершено митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином. Здание восстановленной церкви трёхнефное, разделено четырьмя столпами. Центральный неф завершается барабаном с 8 оконными проёмами, которые украшены фигурными полуциркульными наличниками, шеей с эмитированными 6 оконцами и золочёной главкой в форме луковицы.

На западном фасаде надстроена ярусная колокольня с большим золочёным куполом. Всего у церкви имеется 8 колоколов: 4 маленьких (зазвонных), 3 средних и 1 большой (набатный). Под колокольней находится крестильня и воскресная школа.

selo-sakmara Село Сакмара (Оренбургская область) ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Провинция

Село Сакмара в XX в.

К 1 января 1900 г. в селе находились 18 каменных и 1179 деревянных домов. В 1915 г. в Сакмарской станице при сильном ветре выгорело 347 дворов. В огне погибло много скота, хлеба, картофеля и прочих сельских продуктов, которыми станица снабжала город. Убыток превысил 500000 рублей (Уральские войсковые ведомости № 75 от 24 сентября 1915 г.).

В период Гражданской войны в апреле 1919 г. 4-й Оренбургский казачий полк под командованием генерала Бакича оборонялся в районе хутора Архипова против 277-го полка Красной Армии. Между устьем рек Салмыш и Сакмара в ходе четырёхчасового боя станица Сакмарская была занята красноармейцами.

В станице Сакмарской по переписи 1926 г. проживало в 809 дворах 3408 человек.

В 1929 г. в Сакмаре впервые услышали радио, в 1936 г. село было радиофицировано. С 1937 г. стала использоваться электроэнергия, вырабатываемая стационарными  двигателями. С начала 1930-х гг. промышленные артели и цеха выпускали в Сакмаре продукцию различного типа — кирпич, сани, обувь, одежду, мыло, конную упряжь.

В окрестностях села добывали торф. Пищекомбинаты производили с использованием водяных мельниц производили муку, кондитерские изделия, напитки, разводили скот и птицу.

В годы Великой Отечественной войны более 8000 человек было призвано на войну. Свыше 5000 из них принимали участие в боях, проявляя при этом мужество и героизм. Четверых героев Советского Союза дала Родине сакмарская земля. Это Барсуков Александр Яковлевич, Иванищев Георгий Степанович, Сибирин Семен Александрович, Файзуллин Ханиф Шакирович.

Полным кавалером орденов славы стал Белов Федор Антонович. Более 2600 сакмарцев осталось лежать на полях сражений, далеко от родных мест. Многие сакмарцы навечно занесены в областную Книгу Почета.

В 1952 г. в райцентре начали строительство водопровода. В 1964 г. по территории Сакмарского района прошла линия электропередачи высокого напряжения.

В 1981 г. через реку Сакмару построен постоянно действующий мост, начато развитие станции Сакмарской, которая является узловой, соединяющей железной дорогой Оренбуржье с Башкирией. В 1981 году в с. Сакмара пущены первые газовые котельные. С 1985 г. газифицируются личные жилые дома.

Кроме Казанско-Богородицкой церкви, из достопримечательностей села можно назвать районный краеведческий музей и краеведческий музей в Сакмарской средней школе (примечательна скульптурная композиция «Династия хлеборобов Чердинцевых» Н. Г. Петиной).

Обелиск Славы установлен в 1967 г., на мемориальных досках выбиты 234 фамилии сакмарцев, участвовавших в Великой Отечественной войне. В окрестностях села на горе Янгизской стоит обелиск участникам Салмышского боя. Установлен 26 апреля 1968 г., основание 6×8 м, высота стелы 9 м. В 2008 г. к 90-летию Гражданской войны обелиск восстановлен в первоначальном виде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 12 =

Next Post

Что делать, если пропали деньги

Пн Янв 9 , 2023
Это были времена, когда не то что закрывать рабочие кабинеты на ключ, сумки и кошельки можно было спокойно оставлять безо всякого присмотра. Но что-то пошло […]
Что делать, если пропали деньги