Село Рысаево Учалинского района Башкирии

selo-rysaevyo-uchalinskij-rajon-bashkirija- Село Рысаево Учалинского района Башкирии БАШКИРИЯ Провинция

Село Рысаево Учалинского района Башкирии

Ясачные татары, в лице старшины Ильтабана Степанова, сотников Минлибая Ишменева, Юсупа Байметова и рядовых Аита Юсупова, Рысая Банящева, Юсупа Надырметова, Аита Аштаванова, Уракая Греева, Алексея Илмаева, Ишметя Надырметова, Азамата Якунина, Бака Алеметева, Саита Аитова, Биктимира Уразметова 16 июля 1743 г. обратились в Исетскую провинциальную канцелярию с прошением о выделении им земельных угодий башкир Кара-Табынской волости, старшины которых Алиш Муксинов, Аккузя Кулембетов, Юсуп Арыков были казнены или наказаны. Эти Кара-Табынские земли считались “бунтовщичьими”, а старшины и сотники этих ясачных татар, просившие земли Учалинского района, были противниками восстания, и сами до переселения на территорию Кара-Табынцев проживали по р. Багаряк Исетской провинции.

Таким образом, ясачные татары, переселившись с р. Багаряк в течение 1743-1750 гг. основали здесь свои деревни, и образовали новую этносоциальную группу — тептяр. За период 1744-1747 гг. было основано на Учалинской земле 13 тептярских деревень. Следовательно, и деревня Рысаево было основано тептярями на вотчинной земли, конфискованной у Кара-Табынцев за то, что последние приняли участие в восстаниях 1735-1740 гг.

Что представляло собой данная деревня Рысаево в первое время своего основания?

Во-первых, данный тептярский аул вошел в состав Оренбургской губернии, который был образован в 1744 г., затем в 80-е г. XVIII в., Оренбургская губерния была реорганизована в Уфимское наместничество, которое состояло из двух областей: Уфимской и Оренбургской. Оренбургская губерния состояла из четырех уездов: Оренбургский, Сергеевский, Бузулукский и Верхнеуральский. Известно, что с 1730-х годов из тептярей создали команды (99), состоящая каждая из нескольких населенных пунктов во главе старост и старшин.

В ЦГИА РБ обнаружен документ, в котором сказано, что «в Оренбургской губернии Верхнеуральском уезде в состав Учалинской волости входят три тептярские команды: к первой команде относятся тептярские деревни – Учалы, Сафарово; ко второй команде относятся — Ильчино, Кунакбаево, Мулдаш; к третьей команде – Калкан, Рысай, Ильтебаново, Минлибаево, Имангулово». Причем указано, что «в деревни Рысая Банящева проживало на тот момент 268 д.о.п.».

С самого момента своего основания село Рысаево делилось на три части: это центр – Рысай, дальше деревня Акбулат и выше от Рысая – Шишма аулы. Возникает вопрос: почему?

Известен из работы А.З. Асфандиярова следующий факт: «В 11 верстах от Учалов возникла деревня Рысаево. Носит имя одного из тех, кто подписал прошение с просьбой о предоставлении им земли башкир – бунтовщиков. Звать основателя деревни Рысаем Банящевым. Второе название Акбулат». Следовательно, рядовой Рысай Банящев есть основатель деревни Рысаево.

selo-rysaevo-uchalinskogo-rajona-bashkirii Село Рысаево Учалинского района Башкирии БАШКИРИЯ Провинция В школьном музее рысаевцев хранится важный источник – это папка А.Б. Зарипова, в которой собран материал по данному селу в 1972 году. В ней имеется следующая информация: «В XVIII в. на современную территорию села Рысаево прибыл рядовой мариец Рысай Банящев со своими братьями – Ишмурзой и Ишкильдой. Ишмурза с Рысаем основались в центре, то есть аймак их расположился на современной территории деревни Рысаево, в нижней части. А Ишкильда обосновался на территории, где был родник – Шишма, это в верхней части села – дав название своему аймаку Шишма аулы».

В работе Анвара Закировича указано, что «1744-1747 гг. было основано 13 тептярских деревень, самой последней по счету и быстро исчезнувшей была деревня Ишмаметово». Если мы знаем, что данная деревня была основана в последнюю очередь, а определенной даты основания Рысаево нет, то можно взять 1744 год как год официального основания тептярей на Учалинской земле. Следовательно, год образования села Рысаево – это 1744 год.

Читайте также:  Отечественная война 1812 г. и Первая мировая война 1914 г. в башкирской словесности

Каков же был этнический состав рысаевских тептярей? Тептяри села Рысаево, по утверждению А.Б. Зарипова, это до 90 % башкиры, а остальной процент составляют марийцы, удмурты и чуваши.

Из той же работы А.Б. Зарипова выясняется, что «на территории чуть дальше влево от деревни Рысая Банящева, одновременно прибыл и старик Акбулат, который основал здесь свой аймак», поэтому дальнюю часть или арьяк села Рысаево называют деревней Акбулат. В начале деревни Акбулат при въезде справа расположился аймак чувашей, основал его чуваш, прибывший из Аравии. В самом начале деревни Рысая Банящева поселились удмурты, а в конце – марийцы. Аймак марийцев основал парнишка, вернувшийся со службы с женой марийкой. А Шишма аулы оставалось чисто башкирским, Ишкильда не разрешал никому из пришлых народов заселяться в его аул.

Таким образом, село Рысаево и по сей день состоит из трех частей, но во все времена три аймака составляли и составляют единый народ – тептярей, называя себя потомками рядового Рысая Банящева.

К концу XVIII в. деревня Рысая Банящева стала разрастаться, появились новые дома, рождались дети. Так в 1795 г. по всему селу Рысаево было 30 дворов, в которых проживало 240 д. о. п.. По 10 ревизии в 111 дворах 628 д. о. п. В 1891 г.: 120 дворов, 418 д. м. п. и 396 д. ж. п., всего 814 д. о. п., имеется одна мечеть; 1900 г.: 138 дворов, 939 д. о. п., имеется одна мечеть.

В конце того же XVIII века произошло изменение и в сфере системы управления башкирским краем, которые коснулись и тептярских деревень. Так по указу от 10 апреля 1798 г., который издан в сборнике «Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях» в главе VI §1 Д.1. «Ведение кантонной системы управления башкирами и мещеряками. Именной, данный генералу от инфантерии барону Игельстрому, с приложением примечания на описание Оренбургской линии» сказано, что в Башкортостане вводится кантонная система управления, то есть башкиры, мишари и в том числе тептяри были переведены в военное сословие. В ЦГИА РБ в том же документе 366 написано, что «деревня Рысаево находится в составе второй команды Учалинской волости Тамьян-Катайского кантона Верхнеуральского уезда, Оренбургской губернии». Таким образом, и на плечи рысаевцев легла военная повинность, так как по указам от 18 апреля 1790 гг. Д.205. и от 23 июля 1791 гг. Д.206, был дан приказ о формировании из тептярей и бобылей особого пятисотенного полка, который был назван Уфимским казачьим полком, а в 1798 г. полк был разделен на две части. Затем как было уже сказано в первой главе данный полк был причислен к Башкиро-мещерякскому войску, а после ликвидации кантонной системы управления, тептяри были переведены к обычным сельским обывателям.

Какова была численность тептярей деревни Рысаево в XX веке?

В 1919 году только в деревне Шишма насчитывалось 41 двор, а в 1972 г. численность дворов сократилась до 21. Число хозяйств на 1925 г. составляет 188. По переписи 1926 г. в Рысаево 260 дворов, 1380 д. о. п.; и в данной переписи отмечено, что местные жители по национальной принадлежности названы тептярями. В 30-х г. XX в. по селу насчитывалось 1209 д. о. п. По переписи 1989 г. всего численности населения села составляло 508 д. о. п. из них 246 д. м. п. и 262 д. ж. п. За 2002 г. 610 д. о. п. из которых 301 д. м. п. и 309 д. ж. п. На 2008 год в селе Рысаево 219 дворов, в которых проживают около 800 д. о. п.

Читайте также:  Бактериология на Южном Урале (1941-1945 гг.)

В последний раз тептяри как народ упоминаются в переписи 1926 года. После данной переписи они просто были причислены к башкирам, татарам, марийцам.

Нужно сказать и несколько слов о хозяйстве тептяр села Рысаево.С давних пор, еще до момента основания села Рысаево, проживавшие на этой территории башкирские племена табынцев занимались разведением скота, круглый год уходили на летовку, кочевали от Уральских гор до предгорья Алтая.

Когда эти места стали основывать тептяри, здесь начало быстро распространяться земледелие. Жители аула рядового Рысая Банящева из поколения в поколение ведут смешанное хозяйство: скотоводческо-земледельческое.

В музее хранятся интересные записи о баях деревни: например «проживал один богач в ауле Рысаево – старшина Исхак, который в 1850-60-х гг. имел 200 голов лошадей, 40-50 голов дойных коров, 50 голов дойных кобыл, 200 га засеивал земли, 200 голов мелко рогатый скот держал. Занимался производством кумыса. Кроме старшины Исхака были еще несколько баев: Абдельгафар Рахимов, который держал 25 голов лошадей, 10 голов дойных кобыл, засеивал 60 га земли пшеницей; Кадар карт засеивал 40-50 га земли пшеницей, имел 10 голов дойных кобыл; Загидулла Ахметшин держал 10 голов дойных кобыл, засеивал 10-15 га земли; Сагидулла карт разводил овец, держал батраков, засеивал 40-50 га земли, держал 40-50 голов лошадей…он же продавал овец мясникам, в то время в каждом ауле имелись мясники, которые перепродавали мясо в Миасс, Верхнеуральск, Златоуст, Белорецк. Многие баи торговали своими продуктами на Учалинском базаре».

Издавна в Рысаево жители славились своим ремеслом: занимались пчеловодством, рыболовством и охотой. Например, жил в Рысаево охотник и рыбак – Хафизов Сабирьян, который поставил специально на берегу Яик юрту, чтоб подолгу ловить рыбу, уж очень он любил этот промысел; были и свои прославленные пчеловоды – это Насибуллин Ахмадулла агай, Динмухаметов Ахат агай. Жители Рысаево занимались и изготовлением ювелирных изделий из серебра. Была своя кузница, которая была построена в первой половине XX в. Первый кузнец деревни был Сагитов Хакимьян.

Необходимо отметить, что на хозяйственное развитие деревни оказало влияние и богатая природными ресурсами Учалинская земля. В наших краях боле 4-5 тысяч лет ведется добыча руды. Мощное развитие горного дела началось в XVIII в. В это время на территории Учалинского района открываются около 100 залежей медных руд. В 60-70-х гг. XVIII в. было добыто много меди, которую начали отправлять на Белорецкие заводы на лошадях. Руду добывали на территории и близ деревни Рысаево. Были и свои рудознатцы: Ибрай Рысаев, Урымай Ярмаков, Тарми Юсупов.

С 1823 г. на территории Учалинского района ведется добыча золота. Все прииски находятся в руках Жемчужникова, который создает специальную компанию по добычи золота – «Жемчужников и К.». Золотые прииски были открыты впервые на территории современных сел Ахуново и Рысаево. За время своего существования данная компания получила самое большое количеств золота — 2 тысячи 500 кг, и только 2 тонны получены из приисков открытых на территории Шартымки и Мансурово. На территории Рысаево было открыто 14 приисков, из них в восьми приисках руководителями были женщины: это Быкова, Пономарева, Сахарова, Севастьянова, Степанова, ЧерниловскаяСоколова, Федорова, Юрьева. Таким образом, земля рысаевцев была прославлена как край богатый природными ресурсами, которые эксплуатировались не самими жителями, а пришлыми богачами.

Читайте также:  Село Дуван и Дуванский район (Башкирия)

В 1929 году был создан колхоз в деревни Рысай. За периоды 1928-1929 гг. в составе Совета «Рысай» имелось 228 хозяйств с 1209 д. о. п. В 1937 г. число хозяйств составило 231 с 1096 д. о. п. Отметим, что деревенский Совет расположился в здании первой школы. Колхоз получил название – «Рысай». Первым председателем стал Набиуллин Хакимьян, далее председателем был назначен Тажетдинов Фаттах. В колхозе численность рабочих была большой, все трудились на благо колхоза. С 1930 по 1940-е гг. показатели урожая были следующими: рожь — по 200 пудов с каждого гектара земли; зерна и овес по 100 пудов с каждого гектара; с мест посадки «Ташйер» — 300 пудов зерна, овес и рожь по 350-400 пудов с каждого гектара земли. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. было собрано: по 150-200 пудов зерна с каждого гектара земли, засеяно 7-8 гектаров земли; с место посадки «Ташйер» — 4-5 гектаров засеяно и получено 250-300 пудов зерна, из которых 2 га – пар, 3 га – озимь.

В 1951 году колхоз «Рысай» был переименован в колхоз им. Маленкова, в состав которого вошли две деревни Рысаево и Калканово, председателем был назначен Аюпов Абдрахман Шамилевич. В 1963 г. был переименован в колхоз «Башкирия», в состав которого вошли деревни Рысаево и Ильчино. Председателем был назначен Искужин С. С.

С 1991 г. колхоз стал именоваться СПК «Рысай». В конце 90-х г. XX в. колхоз был переименован в СПК «Башкирия», которое в скором времени обанкротился и преобразовался в КФХ «Ак Чишма».

Рысаевцы издавна были трудолюбивым народом, патриотичными и во всех войнах они выступали мужественно и героически. Велик их вклад и в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. На фронт из села Рысаево ушли 213 человек. Из них 139 погибло во время выполнения боевых действий. 74 односельчанина вернулось домой.

Таким образом, в данной статье на примере тептяр села Рысаево, мы показали, насколько глубока историческая связь всех пришлых народов – тептяр, мишар и многих других этнических групп с Башкортостаном и башкирами. Пришлые народы башкирского края шли одной тропой с башкирами, не теряя при этом своей культурной и этнической самобытности. Этому служит доказательство истории села Рысаево, и всех тептярских деревень Учалинского района, в которых можно и сегодня услышать, из уст самих жителей, “что они тептяри”. Так в селе Рысаево каждый называет себя тептярям, и относит данный этноним к национальности (хотя это социально-экономическая группа с некоторыми этническими признаками). Если даже советская власть пыталась уничтожить тептярей как отдельный народ, то сами тептяри никогда не прерывали связи со своей самобытной историей и культурой.

Рысаевцы гордятся, что они тептяри и потомки рядового Рысая Банящева. Они также мужественны и сильны, как их предок. Они помнят и чтят его заветы, и заветы старины.

 

Автор: Ахмедьянова А. Х. История тептярей села Рысаево Республики Башкортостан. — ЭТНОСЫ И КУЛЬТУРЫ УРАЛО — ПОВОЛЖЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых

Публикуется на posredi.ru в сокращении.

One thought on “Село Рысаево Учалинского района Башкирии

  1. Вот как искажаются исторические события и факты!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + семь =

Next Post

В Игил по решению суда убивают детей

Пн Дек 14 , 2015
В Исламском государстве по решению шариатского суда убивают детей ИГИЛ* выпустил фетву**, предписывающую уничтожать детей с синдромом Дауна. Об этом сообщает арабский блог Mosul Eye […]
В Игил по решению суда убивают детей