musulmanskie-sajty Сайты мусульманской тематики Ислам Татарстан

Сайты мусульманской тематики

В российском интернет-пространстве найдется несколько сотен сайтов мусульманской тематики, от информационно-аналитических агентств и просветительских инициатив до порталов официальных мусульманских организаций, фондов и медресе. Но только 19 из 100 ссылок по запросу “ислам” в поисковом сервисе ведут на мусульманские ресурсы. 57% из них не обновлялись более 30 дней. 12 посетителей в месяц – показатели Rambler и LiveInternet некоторых известных мусульманских сайтов, позиционирующих себя как крупные исламские информационные агентства.

Таковы данные анализа медиа, проведенного автором этих строк в период с 18 марта по 18 апреля с.г. За этот период популярные информационные порталы предложили читателю 3 оригинальных интервью, 6 аналитических статей и ни одного репортажа.

Среднее число читательских комментариев к материалам, размещенным ими в социальных сетях “ВКонтакте” и Facebook, достигло отметки 2.

Поразительная неэффективность мусульманских электронных СМИ объясняется просто: 9 из 10 информационных агентств в Интернете аффилированы с каким-либо из многочисленных российских духовных управлений мусульман (ДУМ): дагестанским, нижегородским, татарстанским или проч. И это напрямую отражается и на тематике контента, и на качестве.

Так, 64,9% информации из мусульманских новостных лент посвящены деятельности духовных управлений, встречам Владимира Путина и борьбе с терроризмом, как того требуют “стандарты” официальных отчетов перед властью. В то же время социальным темам и благотворительности отводится 3,9%, развивающейся халяль-индустрии и мусульманскому бизнесу – 2,3%, проблемам простых людей – 1,7%.

Закрытость, жесткая модерация, дистанцированность авторов – все это говорит о нежелании работать с запросом читателя, вступать с ним в полемику или отслеживать обратную связь. Формализм публикаций свидетельствует о давно не актуальной информационной политике большинства изданий. Кроме того, 93% новостей пяти крупнейших исламских информационных агентств – рерайт или простая перепечатка с других ресурсов. Иными словами, имитация деятельности.

Читайте также:  Исламский экстремизм в Поволжье

Создавать видимость активной работы есть ради чего. Например, один нижегородский издательский дом, выпускающий, как следует из анонсов на его официальном сайте, газеты, журналы, альманахи, сборники и книги мусульманской тематики, получает немалые средства от Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, о чем открыто говорится на всех его ресурсах. Издательский дом аффилирован с рядом сайтов, таких как ИА “Ислам в Российской Федерации”, Официальный сайт Духовного управления мусульман РФ, ИА “Ислам в СНГ”.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что, например, ИА “Ислам в Российской Федерации” за месяц произвел на свет лишь три оригинальные новости и четыре статьи.

Газета “Медина аль-ислам”, мертвым грузом лежащая в точках бесплатного распространения, состоит главным образом из текстов, уже напечатанных в других сборниках. А всероссийская газета мусульман “Минбар ислама” заполнена сообщениями пресс-служб Совета муфтиев России, ДУМ РФ и Московского исламского института, дублируя то, что уже многократно опубликовано в Интернете.

“Миграция” материалов с одного портала на другой, из одного СМИ в другое удачно создает иллюзию непрекращающейся работы во благо общества. Такой “работой” занят и медиахолдинг дагестанского ДУМа, в состав которого входят два информационных агентства, сайт муфтията, газета “Ас-Салам” и собственный телеканал.

Так, в прошлом один из самых популярных сайтов “Ислам Ру”, ныне находящийся в ведении ДУМ Дагестана, представил за месяц семь оригинальных новостей и одну аналитическую статью, заполнив остальное пространство религиозными сочинениями местных студенток и доморощенных “алимов” и ответами на вопросы вроде таких: “Выходить или не выходить замуж?” (ответ: “25 – это уже возраст… поэтому надо выходить замуж, не раздумывая”) и “Что делать, если муж эгоист?” (ответ: “Может, вы просто не замечаете неправильного поведения со своей стороны?”).

Читайте также:  Кряшены Башкирии - часть кряшенского народа

Впрочем, профессиональный уровень подконтрольных дагестанскому муфтияту изданий давно вызывает интеллектуальную оторопь у искушенного читателя. Отсутствие сколько-нибудь адекватной аналитики, информационное бессилие, примитивный прозелитизм и ограниченность – прямое следствие монополизации муфтиятом рынка религиозных СМИ на всем пространстве республики.

Повторить “дагестанский сценарий” сегодня пытается и ДУМ Татарстана.

Созданный при татарстанском муфтияте издательский дом “разросся” сразу несколькими медианаправлениями: после того как было налажено книгоиздание, запущено радио и заработал информационно-аналитический портал, было объявлено и о запуске собственного телеканала – федерального значения.

И хотя сам муфтий Татарстана просил не критиковать молодой телеканал, за месяц вещания зрители успели оценить его контент как “свадебное видео”, отметили засилье скучных проповедей и большое количество передач, заимствованных у других телеканалов. Утверждается, что телеканал уже достиг более миллиона просмотров, хотя никто, конечно, не замерял количество минут или секунд, проведенных зрителями перед “говорящей головой” муфтия.

Разрекламированная в социальной сети “ВКонтакте” группа медиаресурса этого ИД при заявленном количестве подписчиков более 260 тыс. набирает в лучшем случае 20 лайков под постами.

Как и в случае с дагестанскими и нижегородскими “коллегами”, сайты татарстанского холдинга и официальный сайт самого ДУМ Татарстана бесцеремонно копируют контент друг друга, так что бывает невозможно определить первоисточник новости.

Надо сказать, что не только в сферу СМИ, но и в другие мусульманские инициативы – будь то бизнес, образование, медицина или книгоиздание – муфтияты вторгаются все грубее, требуя “канонического согласования” или иным образом пытаясь контролировать деятельность своей “паствы”.

Ведь попытка муфтиятов сращиваться с властью в государстве, которое отделено от религии, закономерно приводит к тому, что у “чиновников от религии” растут аппетиты: запрашиваются новые и новые суммы, вводится цензура, качество услуг неуклонно падает вместе с рейтингами руководства. Так что власть время от времени вынуждена указывать функционерам ДУМов на место, которое следует занимать скромным служителям культа.

Читайте также:  Американский информационный плацдарм

Простым же мусульманам остается читать немусульманские газеты и порталы, которые профессионально освещают жизнь представителей второй по численности религии в России просто в силу своего журналистского долга, а не оглядываясь на дотации от фондов и засекреченных меценатов. Например, дагестанские светские СМИ сегодня включают в повестку мусульманские темы чуть ли не в обязательном порядке.

Остаются блогеры, которые не лишены права свободно критиковать деятельность и “реформы” мусульманских VIP-персон, несмотря на то что критика эта редко наносит урон репутации последних и в целом никак не покушается на симбиоз власти и духовенства.

Хотя муфтиятами порой предпринимаются попытки пресечь сотрудничество иных мусульманских организаций с блогерами и независимыми СМИ, пока осуществить столь тотальный контроль им не удается. Но при общей пассивности мусульманского журналистского сообщества это всего лишь вопрос времени.

Автор: Галина Бабич

Источник: Независимая газета

Сарвай НуретдиновИсламТатарстанинтернет,ислам в России,исламизация,СМИСайты мусульманской тематики В российском интернет-пространстве найдется несколько сотен сайтов мусульманской тематики, от информационно-аналитических агентств и просветительских инициатив до порталов официальных мусульманских организаций, фондов и медресе. Но только 19 из 100 ссылок по запросу 'ислам' в поисковом сервисе ведут на мусульманские ресурсы. 57% из них не обновлялись более 30 дней....
cropped-logo_ru-700 Сайты мусульманской тематики Ислам Татарстан