Власти республики опробуют новую тактику вытеснения приверженцев исламского радикализма с религиозных постов
В Татарстане принимают санкции к имамам мечетей, заподозренным в симпатии к радикальным исламским течениям – духовные лица не могут пройти официальную переаттестацию и остаться на своем посту. Должности уже лишился имам соборной мечети Джамиг в Набережных Челнах Малик Ибрагимов, возглавлявший в свое время скандально известное медресе «Йолдыз», которое СМИ даже называли «кузницей ваххабитских кадров». Следом был понижен в должности популярный в Набережных Челнах проповедник Идрис Галяутдинов из местной мечети Тауба.
При нынешнем муфтии Татарстана Камиле Самигуллине борьба с исламскими радикалами стала менее заметной
Сейчас среди мусульманского духовенства в Татарстане активно проводится переаттестация, в ходе которой имамы получают разрешение на право религиозной деятельности в своем приходе. Но, по данным источников «НГ», Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана планирует в ходе этого процесса убрать со своих постов часть ваххабитски настроенных имамов в крупных городах республики, на чем настаивают высокопоставленные функционеры аппарата президента республики Рустама Минниханова.В черном списке муфтията, по данным источников, еще как минимум 10 фамилий.Эту информацию косвенно подтверждают прихожане Соборной мечети Набережных Челнов, выступившие с открытым обращением к мусульманской общественности Татарстана и РФ в поддержку Малика Ибрагимова. Они говорят, что отставке имама предшествовал визит в мечеть граждан «в черных костюмах», которые «проверяли праведность проводимых проповедей» и узнавали, «кто ваххабит, кто салафит».«Вот какие теоретическо-теологические проблемы терзают наших странных посетителей», – горячатся авторы обращения, которое подписали 390 человек. К слову, Малик Ибрагимов, получивший религиозное образование в Саудовской Аравии и руководивший в свое время медресе «Йолдыз», в которой обучался организатор взрыва жилого дома на улице Гурьянова в Москве Денис Сайтаков, занимал пост шариатского судьи Восточного региона Татарстана и даже читал лекции силовикам в Набережных Челнах об основе религии и принципах толерантности.Другим подтверждением проводимой в Татарстане второй волны деваххабизации стало интервью известного татарского журналиста Искандера Сиразиева, данное им одному из казанских изданий, в котором тот заявил о планирующемся смещении в ближайшее время со своих постов 20–25 имамов, некоторые из них были «районными мухтасибами, а в итоге оказались имамами в сельских мечетях или вторыми имамами». «А сейчас их просто по-черному стали убирать. И это под эгидой борьбы с ваххабизмом и салафизмом», – говорит журналист.Любопытно, что интервью провисело на сайте издания не более часа, после чего его спешно сняли.Политика деваххабизации была впервые проведена в Татарстане с подачи прежнего муфтия Татарстана Ильдуса Файзова, который убрал с постов мухтасибов (руководитель районного объединения) Линура Сабирзянова в Буинском районе, Фидаиля Яруллина в Тюлячинском районе и Наиля Сахибзянова в Альметьевском районе. Кроме того, была предпринята попытка снять имама-мухтасиба Соборной мечети Татарстана Кул Шариф Рамиля Юнусова, однако за того вступились многочисленные сторонники.После терактов в Казани в июле 2012 года Ильдус Файзов ушел в отставку и его заменил нынешний муфтий Камиль Самигуллин, при котором борьба с радикалами была менее заметна.По мнению эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова, светские власти Татарстана понимают, что присутствие на постах имамов мечетей людей, симпатизирующих исламистам или проповедующих радикальные течения в исламе, будет способствовать увеличению числа ваххабитов в Татарстане, поэтому кампанию деваххабизации проводить все же придется.«Однако в Казанском кремле, видимо, решили поменять тактику. Если Файзов открыто снимал ваххабитов со своих постов, просто издавая указ и заставляя подчиняться ему, то при Самигуллине избрали более непубличную тактику. Например, через аттестацию имамов, когда все духовенство обязуют пройти курс повышения квалификации, в ходе которого ваххабитских имамов отсеивают. Соответственно ваххабитскому имаму говорят, что он не прошел аттестацию, и требуют снять его с поста под таким предлогом», – полагает эксперт.Интересно, что сам Камиль Самигуллин, по словам Сулейманова, пока старается дистанцироваться от кампании деваххабизации кадров мусульманского духовенства, заявляя, что за снятием имамов со своих постов стоит не он, а аттестационная комиссия. «Впрочем, ваххабитские имамы, отстраненные от своих постов, начинают возмущаться. Однако это возмущение не принимает форму открытого бунта, как это было при муфтии Ильдусе Файзове. И это устраивает власти. Все-таки они понимают, что ваххабитов следует менять», – резюмирует эксперт.Опрошенные имамы казанских мечетей в целом разделяют идею деваххабизации в Татарстане, однако говорят, что толку от нынешней политики будет немного, поскольку исповедующий нетрадиционный ислам имам при необходимости может «правильно» ответить на вопросы аттестационной комиссии и остаться на своем посту.
Казань
Автор: Глеб Постнов
Вс Мар 20 , 2016
Железнодорожный районный суд Екатеринбурга 20 февраля вынес обвинительный приговор местной жительнице Екатерине Вологжениновой, делавшей репосты в соцсети на тему украинского конфликта. Женщине назначено наказание в […]