Переаттестация мусульманского духовенства Татарстана

6785685 Переаттестация мусульманского духовенства Татарстана Ислам ТАТАРСТАН

Власти республики опробуют новую тактику вытеснения приверженцев исламского радикализма с религиозных постов

В Татарстане принимают санкции к имамам мечетей, заподозренным в симпатии к радикальным исламским течениям – духовные лица не могут пройти официальную переаттестацию и остаться на своем посту. Должности уже лишился имам соборной мечети Джамиг в Набережных Челнах Малик Ибрагимов, возглавлявший в свое время скандально известное медресе «Йолдыз», которое СМИ даже называли «кузницей ваххабитских кадров». Следом был понижен в должности популярный в Набережных Челнах проповедник Идрис Галяутдинов из местной мечети Тауба.

13213243 Переаттестация мусульманского духовенства Татарстана Ислам ТАТАРСТАН

При нынешнем муфтии Татарстана Камиле Самигуллине борьба с исламскими радикалами стала менее заметной

Сейчас среди мусульманского духовенства в Татарстане активно проводится переаттестация, в ходе которой имамы получают разрешение на право религиозной деятельности в своем приходе. Но, по данным источников «НГ», Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана планирует в ходе этого процесса убрать со своих постов часть ваххабитски настроенных имамов в крупных городах республики, на чем настаивают высокопоставленные функционеры аппарата президента республики Рустама Минниханова.
В черном списке муфтията, по данным источников, еще как минимум 10 фамилий.Эту информацию косвенно подтверждают прихожане Соборной мечети Набережных Челнов, выступившие с открытым обращением к мусульманской общественности Татарстана и РФ в поддержку Малика Ибрагимова. Они говорят, что отставке имама предшествовал визит в мечеть граждан «в черных костюмах», которые «проверяли праведность проводимых проповедей» и узнавали, «кто ваххабит, кто салафит».
«Вот какие теоретическо-теологические проблемы терзают наших странных посетителей», – горячатся авторы обращения, которое подписали 390 человек. К слову, Малик Ибрагимов, получивший религиозное образование в Саудовской Аравии и руководивший в свое время медресе «Йолдыз», в которой обучался организатор взрыва жилого дома на улице Гурьянова в Москве Денис Сайтаков, занимал пост шариатского судьи Восточного региона Татарстана и даже читал лекции силовикам в Набережных Челнах об основе религии и принципах толерантности.
Другим подтверждением проводимой в Татарстане второй волны деваххабизации стало интервью известного татарского журналиста Искандера Сиразиева, данное им одному из казанских изданий, в котором тот заявил о планирующемся смещении в ближайшее время со своих постов 20–25 имамов, некоторые из них были «районными мухтасибами, а в итоге оказались имамами в сельских мечетях или вторыми имамами». «А сейчас их просто по-черному стали убирать. И это под эгидой борьбы с ваххабизмом и салафизмом», – говорит журналист.
Любопытно, что интервью провисело на сайте издания не более часа, после чего его спешно сняли.Политика деваххабизации была впервые проведена в Татарстане с подачи прежнего муфтия Татарстана Ильдуса Файзова, который убрал с постов мухтасибов (руководитель районного объединения) Линура Сабирзянова в Буинском районе, Фидаиля Яруллина в Тюлячинском районе и Наиля Сахибзянова в Альметьевском районе. Кроме того, была предпринята попытка снять имама-мухтасиба Соборной мечети Татарстана Кул Шариф Рамиля Юнусова, однако за того вступились многочисленные сторонники.
После терактов в Казани в июле 2012 года Ильдус Файзов ушел в отставку и его заменил нынешний муфтий Камиль Самигуллин, при котором борьба с радикалами была менее заметна.По мнению эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова, светские власти Татарстана понимают, что присутствие на постах имамов мечетей людей, симпатизирующих исламистам или проповедующих радикальные течения в исламе, будет способствовать увеличению числа ваххабитов в Татарстане, поэтому кампанию деваххабизации проводить все же придется.
«Однако в Казанском кремле, видимо, решили поменять тактику. Если Файзов открыто снимал ваххабитов со своих постов, просто издавая указ и заставляя подчиняться ему, то при Самигуллине избрали более непубличную тактику. Например, через аттестацию имамов, когда все духовенство обязуют пройти курс повышения квалификации, в ходе которого ваххабитских имамов отсеивают. Соответственно ваххабитскому имаму говорят, что он не прошел аттестацию, и требуют снять его с поста под таким предлогом», – полагает эксперт.
Интересно, что сам Камиль Самигуллин, по словам Сулейманова, пока старается дистанцироваться от кампании деваххабизации кадров мусульманского духовенства, заявляя, что за снятием имамов со своих постов стоит не он, а аттестационная комиссия. «Впрочем, ваххабитские имамы, отстраненные от своих постов, начинают возмущаться. Однако это возмущение не принимает форму открытого бунта, как это было при муфтии Ильдусе Файзове. И это устраивает власти. Все-таки они понимают, что ваххабитов следует менять», – резюмирует эксперт.

Читайте также:  Духовные лица и духовные управления мусульман

Опрошенные имамы казанских мечетей в целом разделяют идею деваххабизации в Татарстане, однако говорят, что толку от нынешней политики будет немного, поскольку исповедующий нетрадиционный ислам имам при необходимости может «правильно» ответить на вопросы аттестационной комиссии и остаться на своем посту.

Казань

Автор: Глеб Постнов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − три =

Next Post

Репосты в соцсети привели жительницу Екатеринбурга на скамью подсудимых

Вс Мар 20 , 2016
Железнодорожный районный суд Екатеринбурга 20 февраля вынес обвинительный приговор местной жительнице Екатерине Вологжениновой, делавшей репосты в соцсети на тему украинского конфликта. Женщине назначено наказание в […]
Кибертерроризм - главная тема конференции в Челябинске