Методы вербовки в экстремистские организации

dzhamaat-tablig- Методы вербовки в экстремистские организации Антитеррор Ислам

Методы вербовки в экстремистские организации

Составляющим элементом системы привлечения новых адептов, проповедников, боевиков, смертников-шахидов является пропагандистская работа специалистов, находящихся на службе в экстремистских организациях. Фактически каждая экстремистская религиозная организация стремится привлечь на свою сторону максимальное количество сторонников, для этого используются приемы пропаганды, похожие на первый взгляд, но имеющие свои особенности.

«Хизб ут-Тахрир» (Партия освобождения ислама)

В настоящее время члены «Хизб ут-Тахрир» концентрируют внимание общественности на исключительно мирных способах своей деятельности, в частности на распространении исламской литературы, не призывающей к джихаду. Первоочередной задачей сторонников «Хизб ут-Тахрир» является «завоевание умов религиозно неграмотных людей путем проведения всесторонней агитационной работы, склонения молодежи на свою сторону, с целью заручиться поддержкой различных слоев населения». Существует вероятность, что «тахрировцы» для достижения поставленных целей готовы взять в руки оружие и в качестве «воинов ислама» или «шахидов» и встать на путь «джихада».

Вербовка новых членов в ряды организации ведется поэтапно:

1 этап. Подбор и воспитание будущих членов партии, принесение клятвы на Коране в верности остальным «бурадарам» (братьям, единомышленникам);

2 этап. Создание материальной базы организации усилиями всех её членов, 1/5 дохода каждый член группы выделяет в общую казну, которая распределяется в виде помощи для многодетных адептов «Хизб ут-Тахрир», новобранцам, сочувствующим;

3 этап. Постоянные «духовные общения» со строго определённым (в целях конспирации) кругом братьев. Беседы и коллективные моления ведут «наибы» (заместители) главы местного отделения «Хизб ут-Тахрир»;

4 этап. Фактическая «легализация» общины во властных структурах путём «духовной вербовки» государственных чиновников, или внедрением своих людей. Этот этап считается самым ответственным в процессе расширения и легализации статуса общины;

5 этап. Установление контроля над обществом и переход власти к лидерам группировки.

Увеличение численности партии является одной из основных задач лидеров и участников партии. Привлечение в ряды осуществляется методом убеждения, при этом вербовщиками эффективно используются социально-бытовые проблемы населения, имеющиеся недостатки и упущения в деятельности официальных религиозных структур, в том числе моральную нечистоплотность отдельных духовных руководителей, их слабую религиозную подготовку.

Читайте также:  Совет муфтиев России обвиняtтся в экстремизме

Деятельность группировки выгодна различным международным террористическим организациям. Вербовка, обучение, идеологическая и психологическая подготовка будущих террористов-смертников. Жестких требований к будущим адептам «Хизб ут-Тахрир» не выдвигается, даже «неверный», принявший ислам может стать соратником «тахрировцев», обязанности возлагаются «на каждого по способностям».

«Нурджулар» (Люди света), турецкая религиозная секта

Развитие сетевых ячеек «Нурджулар» в условиях нелегальной работы и давления со стороны государства привело к формированию своеобразной спецслужбы. Организация занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах, в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы. Она использует методы жесткой конспирации, осуществляет внедрение и дальнейшее продвижение своих адептов в органы власти и управления непосредственно в Турции, странах СНГ и в России.

Особое внимание «Нурджулар» уделяет пропаганде пантюркистских идей в различных странах в ходе создания подконтрольных светских и религиозных учебных заведений различного уровня. Организация длительное время «осваивает» территорию государств Центральной Азии, Закавказья, субъектов Российской Федерации, где проживают тюркоязычные народы.

Характерной чертой движения «Нурджулар» является его активная общественная деятельность. Суть, которой заключается в учреждении учебных заведений – лицеев, школ и колледжей и полным контролем над образовательным процессом. В процессе обучении они применяют современные достижения, методики педагогической науки и психологии, широко используя английский язык. Все это создает респектабельный имидж нурджистов в обществе.

В Российской Федерации движение «Нурджулар» носит целенаправленный и четко структурированный характер. За каждым регионом страны закрепляется тот или иной фонд или фирма, которые являются ответственными за распространение в нем идеологии группировки. Вся территория России фактически поделена между структурными подразделениями на секторы. Деятельность их контролируется руководящими функционерами «Нурджулар».

Читайте также:  КУРБАН-БАЙРАМ, праздник

В ходе учебного процесса учащиеся подвергаются протурецкой обработке, для наиболее способных из них организуются выезды в Турцию за счет средств фондов, перед ними строятся перспективы получения высшего образования за границей.

«Джамаат Таблиг» (Странствующие проповедники)

С 1944 г. движение «Джамаат таблиг» распространилось в Индии. Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса с целью приблизить их к религиозной практике ислама.

Круг проповедников неоднозначен по своему составу: среди участников движения есть простые мусульмане, занятые физическим трудом или торговлей, преподаватели университетов, судьи, чиновники, общественные деятели и т.д. Часть из них из посвящают этому большую часть своего времени. Среди таблиговцев также много тех, кто принимает участие в разовых акциях. Этнический состав и география участников также различны.

В настоящее время «Джамаат Таблиг» является организацией проповедников ислама. Собираясь в группы таблиги направляются в разные регионы мира для осуществления проповедей, останавливаются в мечетях. В группах поддерживается жесткая дисциплина и строгое подчинение лидеру. Адепты «Джамаат Таблиг» подчиняют свою жизнь движению и становятся профессиональными миссионерами. От активистов партии требуется посвятить сорок дней в году, три дня в месяц, две вторые половины дня в неделю и два часа каждый день работе на организацию; кроме того, они обязаны неукоснительно соблюдать правила ежедневных молитв.

В идеологии таблигов существует положение, допускающее уход в экстремистские организации, — это Джихад. Джихад является одной из основ этого движения. Наиболее активных адептов начинают вербовать для выполнения экстремистских и террористических акций. В «Джамаате» может оказаться один специалист, имеющий связи с террористами, другие члены группы часто не подозревают о характере и целях его деятельности.

Читайте также:  Можно ли считать Раиса Сулейманова экстремистом

«Джамаат Таблиг» не признает государства в качестве легитимного образования, с исламской точки зрения. Вместо этого оно имеет дело со всем сообществом мусульман – уммой. Джамаат рассматривает объединение мусульман не как ближайшую задачу, а как «естественный результат» исламизации мира, не ставя в ближайшей перспективе более определенных задач по созданию «единой» политической структуры мусульман («Халифата» – теократического государства). К тому же внешняя стратегия распространения и внедрения таблигов в другие страны делая акцент на неконфликтонсти «на новом месте» с политическими структурами, правоохранительными органами или «иноверцами» не вызывает негативную реакцию в обществе.

В то же время, незнание специфики исламского вероучения, его течений и доктрин становится причиной того, что в оценке религиозной ситуации допускаются неверные выводы о деятельности той или иной организации или объединения в целом. Государственные структуры могут и должны вести диалог с мусульманским сообществом. Кроме того, при должном уровне религиозной просвещенности у официального духовенства для него стало бы возможным установление контактов с участниками рассматриваемых движений. В силу того, что основополагающие принципы идеологии имеют достаточно дискуссионный характер и вполне позволяют общественным организациям и специализированным учреждениям работать с ними и эффективно проводить профилактику религиозного экстремизма.

 

Автор: Моисеев С.В., доцент кафедры теории и истории права и государства Барнаульского юридического института МВД России, кандидат исторических наук (moiseev-tpg@rambler.ru). — ВЕРБОВКА В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ХИЗБ УТ-ТАХРИР, НУРДЖУЛАР, ДЖАМААТ ТАБЛИГ): ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ. — СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ И ВЫЗОВЫ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × два =

Next Post

Генплан застройки Челябинска испугал горожан

Ср Фев 5 , 2020
Каким видят архитектуры исторический центр Челябинска? Основатель и гендиректор градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин предложил восстановить Христорождественский собор на площади у оперного театра и застроить центр Челябинска небоскрёбами.
Генплан застройки Челябинска испугал горожан