МЕЧЕТЬ — НЕ «ХРАМ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА»

sh106776_2 МЕЧЕТЬ - НЕ «ХРАМ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА» БАШКИРИЯ Ислам

Строительство «Муслим-сити» запланировано на площади 20 гектаров. «Мусульманскими кварталами» со своими законами и своим дресс-кодом собираются застроить пространство от проспекта Салавата Юлаева (на фото  — за строящейся мечетью) между улиц Мингажева и Коммунистической вплоть до улицы Бехтерева (на фото — уличный фонарь)

5253636464 МЕЧЕТЬ - НЕ «ХРАМ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА» БАШКИРИЯ Ислам

МЕЧЕТЬ — НЕ «ХРАМ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА»

Islamreview пытается разобраться в вопросе

Многие жители Уфы недоумевают, почему же грандиозный проект Духовного управления мусульман Башкортостана, поддержанный такими крупными благотворителями, как «Башнефть» и фонд «Урал», так долго не может быть воплощен в жизнь. Сегодня на портале «Ислам и общество» были обнародованы возможные причины — их приводит писатель Сергей Синенко в своем открытом письме на имя председателя Центрального ДУМ России Талгата Таджутдина. Автор проливает свет на многие вопросы, касающиеся ситуации вокруг строительства в башкирской столице Соборной мечети.

Сергей Синенко, автор трудов по истории ислама в России, художественных биографий многих российских муфтиев, решил донести до Талгата Сафы Таджутдина мнение православного населения республики, а также священнослужителей и «просто жителей Башкирии» в открытом письме, так как Верховный муфтий не ответил на направленное на его имя предыдущее письмо.

Обращение касается строительства Соборной мечети и мусульманского квартала вокруг нее. По мнению жителей Башкирии, «проект строительства в городе Уфе делового и досугового мусульманского центра «Муслим-сити», предлагаемого ДУМ РБ, является антиконституционным, направленным на разжигание межнациональной и межконфессиональной розни».

Писателя настораживает заявление представителей мусульманского духовенства Башкирии о том, что в новых кварталах будут действовать «свои законы» и определенный дресс-код.

«Означает ли это, что другие религиозные организации также могут претендовать на выделение для себя собственной зоны в городе? Тогда вся территория Уфы будет расчленена на зоны. Разве это будет способствовать миру между религиями и конфессиями?» – спрашивает автор, подчеркивая, что эти вопросы задают простые люди, которые встревожены перспективой появления в Уфе кварталов, предназначенных только для мусульман.

Сергей Синенко просит Верховного муфтия дать оценку проекту «Муслим-сити» с точки зрения ислама. «Строительство мечетей относится к трате на пути Всевышнего Аллаха, – напоминает он. – Следовательно, если мечеть была построена на халяльные (дозволенные) деньги – ее возведение является халялем, а если мечеть была возведена на харамные (запретные) деньги, ее строительство – харам и его не примет Всевышний Аллах. При этом на человека, построившего мечеть, ложится грех. Беспокоит то, что на всех этапах строительства новой уфимской мечети присутствовали серьезные нарушения закона».

Читайте также:  Должна ли жена прислуживать мужу?

Далее автор письма перечисляет некоторые факты – «ключевые этапы». В частности то, что башкирское руководство загорелось идеей масштабного строительства после празднования 1000-летия Казани. Открывшаяся к празднику мечеть Кул Шариф была построена на деньги более чем 35 тыс простых людей, а также 600 организаций, и обошлась в 400 млн рублей.

Но Соборная мечеть в Уфе должна была стать «больше и выше» Кул Шарифа и даже возводимой тогда грозненской мечети «Сердце Чечни». Планировалось, что башкортостанский проект будет стоить не менее 1,5 млрд рублей.

Синенко пишет: «В Духовном управлении РБ говорят: «Изначально мечеть возводилась на деньги, пожертвованные верующими». Это не так. У верующих таких денег нет».

Далее в тексте раскрываются истинные источники финансирования проекта: «Как выяснила прокуратура, 16 октября 2006 г. ООО «Жилстройкомплектснаб» (заказчик) и Духовное управление мусульман РБ (благополучатель) заключили договор о строительстве мечети с Уральской горно-металлургической компанией (благотворитель) из города Верхняя Пышма (Свердловская область — прим. IslamReview) в лице гендиректора Андрея Козицына. Из материалов следствия ясно – щедрая благотворительность связана с тем, что руководством республики в доверительное управление УГМК были переданы горно-добывающие предприятия Зауралья – Сибайский медно-серный комбинат, Хайбуллинская горная компания и Бурибаевский горно-обогатительный комбинат. Учалинский ГОК, крупнейший и богатейший в России, был УГМК продан. В отличие от «Башнефти», о незаконной приватизация которой услышала вся страна, горные комбинаты «ушли» тихо и незаметно…».

3453550748-innerresized600-600-uchaligok МЕЧЕТЬ - НЕ «ХРАМ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА» БАШКИРИЯ Ислам

Медно-рудный карьер Учалинского горно-обогатительного комбината

Ценность Учалинского ГОК – не только в добываемых здесь драгоценных металлах, таких как золото, платина или серебро, других редкоземельных металлах, но и в медном и цинковом концентрате, которые являются основной продукцией комбината. УГОК занимает свыше 70 процентов в производстве цинка в стране, на него приходится около 1/3 добываемой в России меди. Этот комбинат позволил УГМК выйти в лидеры в РФ как по добыче цинка, так и по меди, опередив в последнем знаменитый «Норильский никель».

По словам писателя, плата за аренду данного предприятия (150 млн рублей в год) Уральская горно-металлургическая компания вкладывала в социальную сферу и программы в поддержку экологии тех районов Башкирии, где стояли ее предприятия. Из этих же денег финансировалось строительство мечети. Примечательно, что подписание договоров с УГМК и выделение земли происходили тихо, без оповещения прессы.

Читайте также:  «Ляля-Тюльпан», мечеть-медресе - Уфа от А до Я

В 2007 году заговорили о проекте строительства Соборной мечети и опубликовали счета для перечисления благотворительных средств. Среди спонсоров значились крупнейшие компании республики: «Башнефть», «Уфанефтехим», «Уфаоргсинтез», «Башкирнефтепродукт», «Башкирэнерго». От них шли по несколько миллионов рублей. Были и частные лица.

Чуть позже проведенная Контрольно-счетной палатой РБ проверка выяснила, что крупные суммы денег были попросту разворованы («нецелевое использование»), в 2009 году было возбуждено уголовное дело по статье 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). С тех пор о будущей мечети пресса перестала писать, остановилось и строительство.

В 2010 году дело было прекращено, но «остался осадок». После такого громкого скандала с исчезновением пожертвований меценаты уже не желали вкладывать в возведение новой супер-мечети.

Но в прошлом году финансирование строительства возобновилось. За дело взялся благотворительный фонд «Урал», возглавляемый бывшим президентом Башкирии Муртазой Рахимовым. Экс-глава РБ озвучил сумму финансирования – 5-6 млрд рублей, что в несколько раз выше ранее заявленной суммы.

Тут Сергей Синенко снова возвращается к своему вопросу – имеют ли право мусульмане строить храм – дом Аллаха на средства, имеющие сомнительное происхождение. Ведь счета фонда «Урал» заблокированы в связи с уголовным делом против нового владельца «Башнефти» Владимира Евтушенкова. Сын Муртазы Губайдулловича Урал Рахимов в международном розыске. Совсем недавно – в октябре 2014 г. Басманным судом Москвы арестованы банковские счета дочерней фирмы фонда «Урал» – ООО «Урал-инвест», в уставный капитал которой внесено 50,85 млрд. руб. от продажи предприятий башкирского ТЭКа.

«Сколько томов уголовных дел уже накопилось, а ведь стройка еще не окончена и даже намечается новый этап. Что люди об этом должны думать? Может ли религия идти под руку с нарушением закона? Можно ли Храм Божий превращать в Храм Золотого Тельца? Ведь, с точки зрения Шариата, цель не оправдывает средства, если средства не являются законными» – пишет автор письма.

 

sh106759_2 МЕЧЕТЬ - НЕ «ХРАМ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА» БАШКИРИЯ Ислам

Так выглядит Соборная мечеть сейчас

По его мнению, здесь не выполнено одно обязательное условие – чтобы приблизиться ко Всевышнему с помощью имущества, оно должно быть добыто путем честным, благим и дозволенным. Об этом говорит хадис, приведенный имамами Муслимом и ат-Тирмизи: «Поистине, Всевышний Аллах – благой и принимает только благое». Поэтому любой храм, предназначенный для приближения к Аллаху, должен быть построен на дозволенные средства.

Читайте также:  Почему жители Башкирии уезжают в другие регионы?

К тому же, совершение молитвы в храме, построенном на харамные средства, запрещено и тоже является харамом. На Востоке такие мечети превращают в постоялые дворы или молятся рядом со зданием, не заходя внутрь, напоминает Сергей Синенко.

«И вот вопрос – насколько строительство здания, средства на которые были получены с нарушением закона, соответствует нормам и правилам мусульманского права и мусульманской морали? Можно ли правоверному мусульманину в такой мечети молиться, не станет ли это макрух-тахрим?» – спрашивает он.

Нарекания вызывают и архитектурные решения. Позолоченные купола мечети совершенно не соответствуют мусульманским традициям. «Купола мечетей обычно покрывают зеленой или бирюзовой крышей. А это золото – просто понты спонсора – благотворительного фонда «Урал». Подозреваю, что такая агрессивная и пафосная архитектура хочет составить конкуренцию мировым достопримечательностям, но пока получается какая-то дубайская ерунда», – цитирует он художника и архитектора Наиля Байбурина.

Автор письма уверен, что те огромные средства, что потребуются для завершения проекта «Муслим сити», поступают из стран Ближнего Востока, ближайших союзников и сателлитов США.

Писатель утверждает, что многие жители Башкирии восприняли строительство «Муслим-сити» как удар в спину России в тяжелое для страны время. А представители православия, хоть они и за равенство конфессий, считают неправильным строительство мечети в непосредственной близости от православных церквей. «Да и название «Муслим-сити» некорректно звучит в контексте местности, где исторически располагались православные храмы. По заявлению авторов проекта, комплекс призван символизировать толерантность и межконфессиональное согласие. На мой же взгляд, поощряя создание в исторически православной части города мусульманского квартала, городские власти выказывают предпочтение одной религии перед другой», – приводятся в тексте слова протоиерея отца Евгения (Шерышева), настоятеля Свято-Сергиевского собора в Уфе.

Этническое и конфессиональное многообразие России всегда пытались использовать против нее враги, пишет автор, и теперь цель врага – Башкирия, «мягкое подбрюшье» России.

«Не сюда ли нацелены стрелы, уже породившие межконфессиональную напряженность? Не является ли конечной целью долговременный межконфессиональный конфликт? Не связано ли все это, в совокупности с долгожданной и наконец-то начавшейся национализацией незаконно присвоенной госсобственности, первой ласточкой, которой стало возвращение государству акций «Башнефти»», — резюмирует писатель Сергей Синенко свое письмо Верховному муфтию.

Источник: Islamreview. Подготовила Алия Рамазанова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 13 =

Next Post

Исламисты из Башкирии готовили теракты в Московской области

Сб Дек 20 , 2014
Накануне заместитель генерального прокурора России Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух уроженцев Стерлитамака — 42-летнего Юлая Давлетбаева и 53-летнего Роберта […]
Исламисты из Башкирии готовили теракты в Московской области