Гаскаровский ансамбль народного танца. Фото Наиля Галеева (Уфа)
НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ БАШКИР, традиционное танцевальное искусство башкир, в котором находят свое воплощение образное восприятие ими окружающей природы, обряды и верования. Тематика башкирских танцев разнообразна: охотничьи, воинственные, трудовые, свадебные и т.д.
В мужских охотничъе-воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки лошадей, джигитовки, скачек, иноходи, бегу, различным движениям коня и поведению всадника. Степные традиции кочевников закрепили в народной хореографии воинственность, скульптурность поз, фиксированные жесты, подчеркнуто мужественную осанку.
Наиболее развитыми формами народной хореографии башкир были одиночные танцы: охотничьи, воинственные, эпические («Охотник», «Вороной иноходец»), трудовые («Прядение»), свадебные («Невестка», «Медвежья шуба»), игровые («Девичий танец», «Женский танец», «Танец стариков» и т.п.). Были распространены и дуэтные танцы-соревнования («Лицом к лицу»), танцы-трио («Три пня») и др. Основой построения коллективных танцев являлся замкнутый круг, в котором держались за руки («Круговой танец»).
Танцы на башкирской деревенской свадьбе. Фото 1975 г.
В составе различных ритуальных обрядов исполнялись пляски с чертами древнеязыческого культа птиц («Воронья каша», «Кукушка», «Глухариная игра», «Мать-гусыня», «Птица Самре»). Среди обрядовых плясок большое место занимали свадебные («Пляска с кадкой», «Жалобы невесты», «Танец невестки» и др.).
В исполнении танца человек проявлял свой характер, внутренний мир, темперамент, эмоциональность. Например, по народным представлениям считалось, что свадебный танец невестки демонстрировал способность молодухи быть женой и хозяйкой (трудолюбивой, покладистой или ленивой, не способной к ведению хозяйства). Судить об этом позволяли координация движений головы, корпуса, рук, ног, четкость и ритмичность дробей, плавность хода.
Лит.: Гаскаров Ф.А. Башкирские танцы. – Уфа, 1978; Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. – М., 1981.