МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, область эстетического воспитания; приобщение личности к музыкальной культуре. Задачи музыкального воспитания – научить понимать музыку, развить музыкальный слух и вкус, музыкальные способности, привить простейшие исполнительские навыки (пение, музицирование). Основные средства – слушание музыки, хоровое пение, импровизации, музыкальные игры, музыкальные теле- и радиопередачи, книги и лекции о музыке. Применительно к детям различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное и внешкольное. Музыкальное воспитание было частью традиционного дворянского образования (см. музыкальные традиции европейского типа). Общему музыкальному воспитанию значительное место уделялось в гимназиях, а в нач. XX в. и в медресе («Галия» и др.). В 1920-е в Уфе открываются Уфимская детская музыкальная школа № 1, Башкирский музыкальный техникум, в 1932 – Башкирское отделение при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. В 1968 открылся Уфимский институт искусств. Все это стало основой для подготовки профессиональных музыкантов. Музыкальные училища открылись в гг. Учалы, Салавате, Октябрьском и др. В 1995 в РБ работало 145 музыкальных школ и школ искусств.
Лит.: Атанова Л. Музыкальная культура Башкирии // Композиторы Башкирии. — Уфа, 1982.