Запись мунажат из книги С.Г. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». Спб, 1897.
МУНАЖАТ (от араб, «религиозный гимн, псалом»), «песнь истинного пути», поэтические произведения религиозного характера в литературах стран Востока и некоторых тюркоязычных народов, в частности, татар, башкир, казахов, узбеков и др. Сочетает в себе элементы панегирической поэзии (хвалебной, восхваляющей) и светского реалистического начала. Бытование жанра среди башкир и татар тесно связано с певческой традицией, с особым напевным произнесением текста. Стихи содержали жалобы на судьбу, назидания, наставления, которые вытекали из какого-то трагического события, обращения к Аллаху с признанием покорности и выражением любви, о своей близкой кончине и т.п. По функциям жанр относится к той же группе, что и буддийские сургаалы, индийские чарья гити, христианские и иудейские псалмы, русские покаянные стихи. Воспевание божества, изложение мусульманского понимания греховности и добродетели, молитвы-просьбы людей об отпущении грехов – основное содержание стихов («Мольба богу», «О боже, единственный мой», «Читай Коран, соверши намаз» и т.п.). Автор мунажат передает свои мысли и чувства в форме монолога, обращения к самому себе, к внутреннему «я», исполняя стихи напевной речью, речитативом. Авторские суждения основываются на религиозно-философском учении, а в некоторых мунажатах используются народные представления и мораль. Тесная связь наблюдается и с народными лирическими песнями (образы фольклорного типа, замена сложных конструкций легкими песенными, рифмовок в форме рубай или газели рифмами народного стиха и др.). Не случайно исследователи башкирского фольклора Р. Игнатьев, И. Покровский, С. Рыбаков рассматривали мунажат как образец народной песенной поэзии. Однако в большинстве образцов жанра преобладают элементы книжной поэтики. Наблюдается тесная связь с сурами, аятами, хадисами из Корана. В XVIII – нач. XIX в. происходит постепенное обособление этих стихов от религиозной традиции. К жанру обращаются видные поэты («Душа – только гость в моем теле» А. Каргалы, «О боже, направь меня на верный путь» X. Салихо-ва, «Влечение к богу» Г. Усмана, «О боже, о боже!» Г. Сокроя и др.). В к. XIX – нач. XX в. мунажат постепенно теряет свои традиционные признаки, уходит из литературной практики.
Лит.: Кунафин Г.С. Мунажат: теория и история жанра // Проблемы развития башкирского языка и литературы. – Уфа, 1996; Нигмедзянов М. Татарские народные песни. – Казань, 1984.