КУРАЙ

okt-r1 КУРАЙ БАШКИРИЯ Народознание

Фонтан «Утренняя песня» на площади перед кинокомплексом «Искра». Уфа. Фото Сергея Синенко

КУРАЙ, башкирский народный духовой инструмент типа открытой продольной флейты. Свидетельством древности является упоминание о курае в башкирских эпосах «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу», «Кунгыр буга». Традиционный курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения «курай». Стебель отмеряют от 8 до 10 раз шириной ладони, затем подрезают. Вырезают отверстия, первое – на расстоянии 4 пальцев снизу, следующие – на расстоянии 2 пальцев, последнее – на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от 4-го отверстия. Длина курая варьируется от 570 до 810 мм. В военно-походных условиях башкирами иногда использовался металлический курай. С 1976 народным мастером Вакилем Шугаюповым изготавливается курай из деревянного шпона, звук настраивается с помощью камертона на определенную тональность.

kuraisti-u-dereva КУРАЙ БАШКИРИЯ Народознание

Интонационный диапазон курая значителен, в традиционном исполнении присутствует грудной гортанный звук, придающий напеву оригинальность. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент. Принято считать, что мелодии на курае по своей природе импровизационны. Но импровизационность – лишь конечный результат, достичь которого достаточно трудно. Оценить уровень сложности подготовки кураистов позволяет предание о соревнованиях исполнителей в мастерстве, которые проводились на всенародных собраниях – йыйын.

По легенде, начальник кантона Тамьян-Катай решил провести состязание музыкантов и певцов, а лучший кураист должен был получить «дунена» – коня 3–4 лет. «Первое условие кураистам: каждый должен сыграть два кюя – протяжный и короткий. Слушатели скажут, что нужно сыграть еще. Если кураист правильно исполнит все три наигрыша, то он поднимется на «вторую ступеньку» (пройдет во второй тур). Условия второй ступеньки: музыканту предложат без подготовки исполнить один протяжный кюй и рассказать историю другого, после чего определить, какую песню сыграет другой кураист. Условия третьей ступеньки: кураисту предложат сыграть три новых кюя, причем первый – приемом «узляу» (искусство горлового пения), второй – приемом «грудью», да так громко, чтобы музыку было слышно как на горе, так и человеку, идущему отсюда в десяти верстах по ветру».

Читайте также:  Улица Правды

Из легенды видно, что соревнования проводились по очень сложной программе. Исполнители должны были знать легенды и мелодии (практически весь репертуар). Чтобы победить, играть нужно было виртуозно. Необходимо было убедить в своем мастерстве всю общину. Для участия в таких конкурсах требовалась постоянная и длительная подготовка, знание многообразных и сложных приемов музицирования.

Лит.: Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. – М., 1962, Сулейманов Р. Жемчужины народного творчества Урала. – Уфа, 1995.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + 2 =

Next Post

Культура народов Башкортостана

Пт Ноя 30 , 2012
Данный справочник является интернет-вариантом печатных изданий — книг и статей: Сергей Синенко Культура народов Башкортостана. Словарь-справочник. — Уфа, ГУП Уфимский полиграфкомбинат, 2003. ISBN-5-85051-260-80. Тираж 10000 экз. […]
КУРАЙ