КАРИМ Мустай (Каримов Мустафа Сафич)

m-1-2_22-215x300 КАРИМ Мустай (Каримов Мустафа Сафич) БАШКИРИЯ Фигуры и лица

Мустай Карим, 1941 г.

КАРИМ Мустай (Каримов Мустафа Сафич, р. 1919), поэт, народный поэт Башкирии (1963), Герой Социалистического Труда (1979). Начал печататься в 1935. Первый сборник стихов «Отряд тронулся» и «Весенние голоса» посвящены судьбам молодежи. Участник ВОВ. На фронте им написаны три книги стихов и поэм. Он автор поэм о Великой Отечественной войне «Декабрьская песня» (1942), «Черные воды» (1961), сборника лирических стихов «Годам вослед» (1971; Государственная премия СССР, 1972), «Четыре времени любви» (1978) и др., автобиографической повести «Долгое-долгое детство» (1974–1978), сборника повестей «Деревенские адвокаты» (1989); произведений драматургии (в т.ч. трагедии «Не бросай огонь, Прометей!», издана в 1976, Ленинская премия в 1984). Драматургия Карима для башкирского театра стала этапом творческого обновления. В сценическом искусстве 40-х – начала 50-х преобладал героико-романтический стиль со свойственной ему помпезностью, излишней монументальностью, напыщенностью, бесконфликтным противостоянием «лучшего – хорошему», стандартными сюжетными ходами. Комедия Карима «Похищение девушки» стала этапом расставания театра со штампами и мелодраматизмом. Акценты с занимательной интриги перемещались на развитие сценических характеров современными методами актерского исполнения. Значительным явлением стала трилогия Карима «В ночь лунного затмения», «Салават», «Не бросай огонь, Прометей!». Сценические герои сталкивались не с единичными носителями зла, а с инерцией поступков, мышления, установившимся порядком вещей. «Во всех трех пьесах я пытался воплотить одну идею – раскрепощение человека, его духовное освобождение, – писал автор. – В каждой из трагедий эта идея раскрывалась по-разному: в пьесе «В ночь лунного затмения» – в плане личном, в «Салавате» – в национальном, в «Прометее»… в общечеловеческом». Публицистика М. Карима многообразна, остра, отличается философской глубиной осмысления судеб своего народа.

Читайте также:  Защитник Донецка арестован в Уфе по запросу Украины

См. дополнительно — очерк о Мустае Кариме «РОДНАЯ ЗЕМЛЯ И В ГОРСТИ МИЛА«. (Мустай Карим в монологах, стихах и воспоминаниях).

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − два =

Next Post

Караякуповская и кушнаренковская культуры

Чт Ноя 29 , 2012
КАРАЯКУПОВСКАЯ И КУШНАРЕНКОВСКАЯ КУЛЬТУРЫ, этими названиями объединяется большая группа памятников древней культуры, открытых в конце 1950-х–1960-е на территории Южного Урала. По мнению многих археологов, они […]
Караякуповская и кушнаренковская культуры