ДОМБРА

52652662-300x262 ДОМБРА Люди, факты, мнения ДОМБРА (думбыра), старинный двух- и трехструнный щипковый инструмент. Распространен в Казахстане, Узбекистане, в некоторых районах Республики Башкортостан. В отличие от казахской двухструнной, башкирская домбра имеет три струны. Под аккомпанемент домбры раньше исполняли эпические сказания и кубаиры. Домбра упоминается в башкирском эпосе «Заятуляк и Хыухылу». В нач. XX в. домбра вышла из обихода. Ее реконструкция и возрождение как сольного и ансамблевого инструмента связано с именами мастеров В.Ш. Шагаюпова, Г.С. Кубагушева и др. В древности домбру наряду с кыл-кубызом и ятаганом знахари применяли для изгнания духов при лечении больных. Имеет 2 жильные струны, настроенные в кварту, реже в квинту. Одна из них мелодическая. Длина инструмента 800-1300 мм. Д. делается из дерева (ели, сосны, ореха, тала, берёзы, кедра).

В Казахстане существуют 2 осн. разновидности Д. — зап.-казах, и вост.-казах. У первой — грушевидный долблёный (иногда клеёный) корпус, плоская верхняя дека с неск. резонаторными отверстиями, длинная узкая шейка; лады — навязные, жильные (14-17), диапазон до 27 1/2 октав. Вост.-казах. Д. имеет плоский клеёный (реже долблёный) корпус лопатообразной (или треугольной) формы, более короткую и широкую шейку, 7-9 ладов.

На Д., особенно зап.-казах., можно исполнять сложные виртуозные пьесы. Штриховая техника правой руки определяет ритмич. рисунок и динамику, отражает характер произв. Наиболее употребительны: одновременный удар 4 пальцами, быстрые чередующиеся удары, раздельный удар большим и указательным пальцами, скользящий удар подушками пальцев и др.; при скользящем задевании бурдонирующей струны возникает эффект косвенного двухголосия. Пьесы для зап.-казах. Д., как правило, целиком двухголосны. Для вост.-казах. — чаще одноголосны, что связано с иными штриховыми приёмами, преим. защипыванием струны. Зап.-казах. Д. используется гл. обр. как сольный инструмент (её репертуар составляют кюи), вост.-казах. преим. аккомпанирует пению. Существуют разл. домбровые школы, имеющие свои специфич. приёмы штриховой техники. 7 наиболее известных связаны с именами казах. домбристов 19 в. — Курмангазы, Даулеткерея Шигаева, Абула, Адаевских, Казангапа, Таттимбета, Байсерке. Одним из замечательных домбристов конца 19 — 1-й пол. 20 вв. была ученица Курмангазы — Дина Нурпеисова.

Совершенствованию домбрового исполнительства способствовали состязания музыкантов-домбристов. Многовековые традиции домбровой музыки получили развитие в Сов. Казахстане. В 1934 здесь на основе бытующего типа Д. созданы её орк. разновидности, вошедшие в состав Оркестра казахских нар. инструментов им. Курмангазы. Узбекская Д. имеет грушевидный корпус и шейку без ладов; выдалбливается из одного куска дерева. Используется в домашнем музицировании и пастушеском быту; на этом инструменте исполняются спец. пьесы, наигрыши, аккомпанемент к дастанам. Играют на Д. бряцанием и защипыванием; широко применяется двухголосие (ленточное, бурдонное, иногда имитационное).

Лит.: Башкирские народные музыкальные инструменты. – Уфа, 1989. Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963; Гизатов Б., Казахский оркестр им. Курмангазы, A.-A., 1955, Жубанов A., Струны столетий, А.-А., 1958; Кароматов Ф., Узбекская домбровая музыка, Таш., 1962.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × два =

Next Post

ДОМАШНИКОВ Борис Федорович

Вс Дек 2 , 2012
Борис Федорович Домашников. Псков. Синий день. 1969. Холст. Масло ДОМАШНИКОВ Борис Федорович (р. 1924), российский живописец, народный художник СССР, РСФСР, заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств БАССР. Лирические пейзажи, проникнутые […]