ДОМБРА (думбыра), старинный двух- и трехструнный щипковый инструмент. Распространен в Казахстане, Узбекистане, в некоторых районах Республики Башкортостан. В отличие от казахской двухструнной, башкирская домбра имеет три струны. Под аккомпанемент домбры раньше исполняли эпические сказания и кубаиры. Домбра упоминается в башкирском эпосе «Заятуляк и Хыухылу». В нач. XX в. домбра вышла из обихода. Ее реконструкция и возрождение как сольного и ансамблевого инструмента связано с именами мастеров В.Ш. Шагаюпова, Г.С. Кубагушева и др. В древности домбру наряду с кыл-кубызом и ятаганом знахари применяли для изгнания духов при лечении больных. Имеет 2 жильные струны, настроенные в кварту, реже в квинту. Одна из них мелодическая. Длина инструмента 800-1300 мм. Д. делается из дерева (ели, сосны, ореха, тала, берёзы, кедра).
В Казахстане существуют 2 осн. разновидности Д. — зап.-казах, и вост.-казах. У первой — грушевидный долблёный (иногда клеёный) корпус, плоская верхняя дека с неск. резонаторными отверстиями, длинная узкая шейка; лады — навязные, жильные (14-17), диапазон до 27 1/2 октав. Вост.-казах. Д. имеет плоский клеёный (реже долблёный) корпус лопатообразной (или треугольной) формы, более короткую и широкую шейку, 7-9 ладов.
На Д., особенно зап.-казах., можно исполнять сложные виртуозные пьесы. Штриховая техника правой руки определяет ритмич. рисунок и динамику, отражает характер произв. Наиболее употребительны: одновременный удар 4 пальцами, быстрые чередующиеся удары, раздельный удар большим и указательным пальцами, скользящий удар подушками пальцев и др.; при скользящем задевании бурдонирующей струны возникает эффект косвенного двухголосия. Пьесы для зап.-казах. Д., как правило, целиком двухголосны. Для вост.-казах. — чаще одноголосны, что связано с иными штриховыми приёмами, преим. защипыванием струны. Зап.-казах. Д. используется гл. обр. как сольный инструмент (её репертуар составляют кюи), вост.-казах. преим. аккомпанирует пению. Существуют разл. домбровые школы, имеющие свои специфич. приёмы штриховой техники. 7 наиболее известных связаны с именами казах. домбристов 19 в. — Курмангазы, Даулеткерея Шигаева, Абула, Адаевских, Казангапа, Таттимбета, Байсерке. Одним из замечательных домбристов конца 19 — 1-й пол. 20 вв. была ученица Курмангазы — Дина Нурпеисова.
Совершенствованию домбрового исполнительства способствовали состязания музыкантов-домбристов. Многовековые традиции домбровой музыки получили развитие в Сов. Казахстане. В 1934 здесь на основе бытующего типа Д. созданы её орк. разновидности, вошедшие в состав Оркестра казахских нар. инструментов им. Курмангазы. Узбекская Д. имеет грушевидный корпус и шейку без ладов; выдалбливается из одного куска дерева. Используется в домашнем музицировании и пастушеском быту; на этом инструменте исполняются спец. пьесы, наигрыши, аккомпанемент к дастанам. Играют на Д. бряцанием и защипыванием; широко применяется двухголосие (ленточное, бурдонное, иногда имитационное).
Лит.: Башкирские народные музыкальные инструменты. – Уфа, 1989. Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963; Гизатов Б., Казахский оркестр им. Курмангазы, A.-A., 1955, Жубанов A., Струны столетий, А.-А., 1958; Кароматов Ф., Узбекская домбровая музыка, Таш., 1962.