БАШКИРЫ

gaskarova-ansambl БАШКИРЫ БАШКИРИЯ Народознание

БАШКИРЫ (самоназвание – башкорт),

народ в Российской Федерации, живут в Республике Башкортостан (864 тыс. чел.), а также в Казахстане (42 тыс. чел.), Узбекистане (35 тыс. чел.) и др. (в СССР в 1989 их было 1449,2 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации ок. 1345,3 тыс. чел. (1992). Национальный язык – башкирский.

Часть башкир РФ говорят на татарском и русском языках. Верующие – последователи ислама, мусульмане-сунниты. Расовый состав неоднороден, представляет смешение европеоидных и монголоидных типов. Формирование башкирского этноса – многовековой процесс объединения отдельных близкородственных племен и родов в единый народ с общей территорией, процесс возникновения языковой и культурной общности башкир. Начался этот процесс с формирования в недрах печенежского племенного союза древнебашкирских племенных объединений башкурд и бурджан.

Происходило это в V–VII вв. н.э. в долине реки Сырдарьи и Восточном Приаралье. Именно в эту эпоху стали складываться традиции круглогодичного кочевания племен башкурд и бурджан на Южный Урал и обратно. Древнебашкирские племена появились в степях Причерноморья и Приазовья вместе с печенегами, тюрками, хазарами и берендеями. К X веку южноуралъские степи становятся местом кочевок большей части башкурдов и бурджан (см. первые письменные свидетельства о башкирах). В X – нач. XI в здесь появляются айлинцы и другие племена, входившие в состав огузского племенного объединения.

na-brevne БАШКИРЫ БАШКИРИЯ Народознание Смешавшись с угро-финским (древние венгры и др.) и сармато-аланским населением Южного Приуралья и Зауралья, они положили основу консолидации древнебашкирских и местных племен в единый народ. На территорию формирования башкирской народности в X–XI вв. начинают проникать кыпсакско-половецкие племена.

Первоначально контакты башкир с кыпсаками были незначительны. В XIII в. башкиры были покорены монголами и вошли в состав Золотой Орды. В этот период влияние кыпсаков на формирование башкир, а также татар, казахов и других народов региона становится решающим.

В состав башкир входят племена, связанные с кып-сакско-половецким миром, – кыпсак, табын, мин, катай и другие. Это влияние изменило внешний облик многих современных тюркских народов, которые в домонгольскую эпоху принадлежали большей частью к европеоидам. С вхождением в состав башкир кыпсакских племен здесь стали преобладать монголоиды.

Татаро-монгольское нашествие приостановило процесс консолидации башкирских племен. Территория, занятая башкирами, сначала вошла в состав Золотой Орды, а затем была поделена между Казанским и Сибирским ханствами, а также Ногайской Ордой.

Читайте также:  ДЖАДИДИЗМ

Окончательное объединение башкирских племен, формирование башкир в народность произошло в XIV–XVI вв , когда они были воссоединены в составе Российского государства. К этому времени вполне определились основные черты этнокультурного облика башкир В последующие века продолжался процесс внутренней консолидации башкирских племен и поглощения ими некоторых более мелких Так, в XVII–XVIII вв. в составе башкир растворилась небольшая часть калмыков и среднеазиатских сартов.

В XII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды.

В августе 1391 года при реке Кондурче состоялась «Битва народов». В сражении столкнулись армии двух мировых держав того времени: хана Золотой Орды Тохтамыша, на стороне которого выступили башкиры, и эмира Самарканда Тимура (Тамерлана). Битва, закончившиеся поражением золотоордынцев, положила конец Золотой Орде.

После распада Золотой Орды территория исторического Башкортостана входила, частично, в состав Казанского, Сибирского ханств и Ногайской Орды. Установление московского сюзеренитета над башкирами не было единовременным актом. Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними (в 1554—1557 годах) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой. Зауральские башкиры были вынуждены пойти на соглашение с Москвой в 80-90-х годах XVI века, после развала Сибирского ханства.

Разгромив Казань, Иван Грозный обратился к башкирскому народу с призывом добровольно прийти под его высочайшую руку. Башкиры откликнулись и на народных собраниях родов решили перейти под московский вассалитет на основе равноправного соглашения с царем. Это был второй случай в их многовековой истории. Первым был договор с монголами (XIII в.) . В соглашении чётко были оговорены условия. Московский государь сохранял за башкирами все их земли и признавал вотчинное право на них (примечательно, что кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю). Московский царь обещал также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию («…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…»). Таким образом, Москва пошла на серьёзные уступки башкирам, что, естественно, отвечало её глобальным интересам. Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак — поземельную подать.

Читайте также:  По инвестиционному климату Башкирия на 40-й позиции

О добровольном присоединении к России и получении башкирами жалованных грамот говорится и в хронике старшины Кидраса Муллакаева сообщенной П. И. Рычкову и опубликованной затем в его книге «История Оренбургская»:

«…не только те земли, где они прежде подданства своего …жили, а именно — за Камою рекою и около Белой Волошки (коя после Белою рекою названа), им, башкирцам, подтверждены, но сверх того и другими многими, на которых они ныне жительствуют, пожалованы, как это свидетельствуют и жалованныя грамоты, которыя у многих поныне имеются».

Рычков в книге «Топография Оренбургская» писал: «Башкирский народъ въ подданствожъ Россiйское пришелъ».

s-kudelyu-418x640 БАШКИРЫ БАШКИРИЯ Народознание

Исключительность отношений башкир и России отражено в «Соборном Уложении» 1649 года, где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать».

С 1557 до 1798 годы — в течение более чем 200 лет — башкирские конные полки воевали в рядах Русской армии; будучи в составе ополчения Минина и Пожарского, башкирские отряды приняли участие в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Самой значительной из реформ по отношению к башкирам, проведённых царским правительством в XVIII в., было введение кантонной системы управления, действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 года. По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России. В административном отношении были созданы кантоны. Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды), 3-го (Троицкий уезд) и 4-го (Челябинский уезд) кантонов. 2-й кантон находился в Пермской, 3-й и 4-й — в Оренбургской губерниях. В 1802—1803 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон. В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов. Бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) — 5-м.

Читайте также:  Неужели закончился период "надувания щёк"?

Крупные изменения системы кантонного управления были предприняты в 30-х годах XIX в. Из башкирского и мишарского населения края было образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов.

Последние были объединены в попечительства. Башкиры и мишари 2-го (Екатеринбургский и Красноуфимской уезды) и 3-го (Шадринский уезд) кантонов входили в первое, 4-го (Троицкий уезд) и 5-го (Челябинский уезд) — во второе попечительства с центрами соответственно в Красноуфимске и Челябинске. Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску.» от 22 февраля 1855 г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-Мещерякского Войска. Позднее название было изменено на Башкирское Войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском. 31 октября 1855 г.»

igra-na-kubize-4-640x426 БАШКИРЫ БАШКИРИЯ Народознание

С присоединением казахских земель в 1731 г. к России Башкирия стала одной из многих внутренних областей империи, и необходимость привлечения башкир, мишарей и тептярей к пограничной службе отпала. В ходе реформ 1860—1870-х гг. в 1864—1865 гг. кантонная система была отменена, и управление башкирами и их припущенниками перешло в руки сельских и волостных (юртовых) обществ, аналогичных русским обществам. Правда, за башкирами оставались преимущества в области землепользования: норматив для башкир был 60 десятин на душу населения, при 15 десятинах для бывших крепостных.

На протяжении XVI–XX вв. в их состав включились различные группы татар-тептярей. Взаимосвязи с татарами и мишарями были сложны: растворяясь в башкирской среде, они способствовали изменениям в культурно-бытовом укладе и языке башкир. Происходило сближение башкирского и татарского народов, стирание различий в зоне активных контактов. Определенное воздействие на этнокультуру башкир оказали финноязычные народы Урало-Поволжья. Большую роль в культурном общении народов края начиная с XVI в. играет русское население.

Лит.: Руденко С.И. Башкиры. – М.; Л., 1955; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – М., 1974; Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. – М., 1981; Его же. Башкиры: Краткий этноисторический справочник. – Уфа, 1995. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + 1 =

Next Post

БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК

Вс Дек 2 , 2012
БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК, национальный язык башкир, относится к кыпчакской группе тюркских языков. Исторически входит в северо-западную (кыпчакскую) группу тюркской семьи наряду с татарским, казахским, киргизским, каракалпакским, […]
БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК