АБЫЗЫ, буквально – образованные, ученые люди. Во главе каждой сельской общины стояла группа стариков-аксакалов, обладавших значительным жизненным опытом и пользующихся влиянием на население, что делало решения совета старейших обязательными для всех членов общины. Кроме совета старейшин и общего собрания, во главе каждого селения стоял еще и абыз, буквально от арабского «хафиз» – знающий Коран наизусть. На деле же знания у абызов были разные, в каких-то деревнях абызом могли назвать и неграмотного человека, немного сведущего в шариате и знающего наизусть несколько молитв и аятов из Корана, но отличавшегося нравственными качествами или особыми заслугами.
Во всех спорных случаях, возникавших между отдельными людьми и семьями, сельское население обращалось за советом к абызам, которые утвердились в мусульманских общинах как постоянные представители местной власти, обладающие реальными возможностями влиять на события. Вне зависимости от уровня знаний и соответствия титулу, абазы становились вождями народного ислама с его культом святых-авлиев, с поклонениям могилам и мавзолеям, с представлением о граде Булгаре, как мусульманской святыни Урало-Поволжья. Именно абызы в изолированных от мира сельских общинах становились хранителями исламских традиций и защитниками прав махали.
Абызы являлись составителями писем, воззваний, прошений, челобитных в рамках делопроизводства и эпистолярной практики многих тюркских народов. Тексты могли приобретать яркую публицистическую окраску. Это касается, например, писем башкирских абызов к царствующим особам, к администрации края, принятых после обсуждения на йыйынах – собраниях башкир и выражающих умонастроения большого числа людей.