ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

138 ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО Православие

ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

в с. Надеждино Белебеевского р-на РБ, архитектурный памятник. Время постройки 1776–1780, по др. источникам – 1799. Построена в родовом имении Аксаковых. В основе пространственной композиции каменной церкви лежит схема храма базиликального с примыкающей колокольней. При храме была церковноприходская школа. В 1991 церковь отреставрирована. В настоящее время является действующей. В с. Надеждино открыт Музей семьи Аксаковых. Значительную роль в восстановлении храма и открытии музея сыграли уфимский писатель М.А. Чванов, ст. научный сотрудник музея Т.Е. Петрова.

Лит.: Курбатова Н.И. Памятники архитектуры // Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

ДОПОЛНЕНИЕ

Музей семьи Аксаковых в с. Надеждино, филиал Национального музея РБ, входит в состав Аксаковского музея РБ. Находится в селе Надеждино Белебеевского района республики Башкортостан. 28 сентября 2002 года по Указу Президента РБ здесь был открыт Историко-культурный центр «Надеждино». Основу центра составили Дмитриевский храм и воссозданный усадебный дом писателя, в котором был открыт Музей семьи Аксаковых.

Фонды музея насчитывают около тысячи единиц хранения, из них основной фонд — более 500.

Село Надеждино Белебеевского района РБ неразрывно связано с именем замечательного русского писателя XIX века С. Т. Аксакова и его сыновей — Ивана и Константина, публицистов, общественных деятелей, литераторов, и внучки Ольги Григорьевны Аксаковой. Достаточно сказать, что именно в Надёжино (как в те времена называли это село) происходили самые драматические события «Семейной хроники» (в повести село называется Парашино).

В восстановленном усадебном доме рядом с Дмитриевской церковью, построенной еще предками Аксакова, воссозданы залы, в которых ведется рассказ не только об истории семьи писателя, но через судьбы ее обитателей и владельцев описывается история самой надеждинской усадьбы с XVIII по XX в.

Историческая привязанность рода Аксаковых к этому месту начинается с 70-х гг. XVIII в., когда М.М. Куроедов, муж двоюродной бабки С.Т. Аксакова, отправился «в Уфимское наместничество и купил у башкирцев примерно по урочищам более двадцати тысяч чернозему… Земля лежала по речке Усень и по речкам Сююш, Мелеус, Кармалка и Белебейка». Куроедов перевез сюда своих крепостных крестьян из Сибирской губернии и основал деревню, дав название в честь своей жены Надежды (ее отчество и фамилия стали названиями еще двух основанных им на башкирской земле деревень — Ивановки и Куроедово). Он-то и начал строительство усадебного дома и церкви.

Читайте также:  "Лукойл" нацелился на контрольный пакет акций "Башнефти"

Первые встречи юного Сережи Аксакова с деревней Надеждино относятся к последним годам XVIII века. Он не раз останавливался здесь по пути к дедушке в Оренбургское Аксаково. Детские впечатления, органично вводившие будущего писателя в мир сельской природы и крестьянского труда, стали материалом для его знаменитых книг «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».

Художественные экспонаты первого зала: герб рода Аксаковых, карта межевания земель, Уставная грамота, определявшая экономические условия освобождения аксаковских крестьян от крепостной зависимости, родословное древо, гравированные картинки из сельской жизни Гейслера и Карнеева — рассказывают об истории создания села Надеждино и его связи с родом Аксаковых. Особым украшением зала стали подлинные картины маслом художника Н.А. Протопопова, изображающие усадебный дом в Надеждино в 20-х гг. XX века.

После смерти двоюродной бабушки Н.И. Куроедовой село Надеждино перешло во владение отцу писателя Тимофею Степановичу. В 1821 г. он выделил усадьбу Надеждино Сергею Тимофеевичу под полную хозяйскую опеку. Уже женатым человеком приедет в село Надеждино Сергей Тимофеевич с женой и малолетними детьми Константином, Верой, Григорием.

Со всей страстностью, присущей его натуре, взялся он исполнять обязанности помещика. «Благодаря живости моего воображения и мечтательному легкомыслию, я раскрашивал радушными цветами будущую мою сельскую деятельность». Но совсем скоро он понял, что недостаточно одного желания и тех скромных навыков, которые были получены от отца. «Хорошо, что я скоро догадался не мешать старосте: все пошло по-прежнему, и хозяйственные дела пошли гораздо лучше».

Освободившись от «помещичьих» забот, С.Т. Аксаков всецело отдался любимым занятиям. «Ружейная охота, степная, лесная и болотная, уженье форели, переписка с московскими друзьями, чтение книг и журналов, и, наконец, литературные занятия наполнили мои зимние и летние досужие часы, оставшиеся праздными от внутренней, сельской жизни».

В Надеждино у Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны родились дети: Ольга, Михаил и Иван — будущий прославленный русский публицист, писатель, пламенный защитник интересов славян в Европе.

Здесь, в Надеждино, в семейном кругу много читали вслух и по памяти, устраивали детские костюмированные праздники, разыгрывали домашние спектакли. Излюбленным чтением в семье были книги по истории российского государства, Римской империи, библейские сюжеты, что во многом сформировало направление научных интересов и будущий ораторский талант старшего сына Константина.

Читайте также:  Выдуманный "Собор русских Башкортостана"

И потому художественное решение второго зала подчинено главной задаче — созданию образа семейного уюта и творческих занятий обитателей усадьбы. Именно таким запомнился этот дом Константину Аксакову:

Вот село, барский двор, деревянный забор,
На дворе сельский видится дом.
Тихий вечер, тепло, а в окошках светло,
В доме люди, дом жизнью кипит…

Надеждино действительно для всей семьи Аксаковых было родовым гнездом, где дети Аксакова получили свои первые жизненные впечатления, благотворно повлиявшие на формирование их «русского» мировоззрения.

В семье Аксаковых никогда не отделяли мир взрослых от детского, поэтому в художественном экспозиционном образе второго зала условно выделен мир женских и юношеских интересов.

Литографические картинки из Священной и русской истории, подлинные книги героического и исторического круга чтения всей семьи, акварели из дамских альбомов, карты для вышивания, гербарии — все это раскрывает посетителю духовный мир молодой аксаковской семьи.

Третий зал в экспозиции музея занимает особое положение. Он находится как бы в центре всего хода экскурсии, в него выходят двери трех других залов. Этот зал в общем ходе экскурсии становится  связующим звеном не только по месту положения, но и в смысловом плане: даже покинутая усадьба Надеждино продолжала жить в памяти, стихах и делах ее обитателей. В этом зале не предполагается интерьерных уголков. Экспозиция располагается в витринах и на стенах. Это книги Сергея Тимофеевича, его знаменитых сыновей Константина и Ивана, их портреты, портреты друзей и сослуживцев. Особо ценным экспонатом является подлинное издание газеты «День», редактором, издателем и автором многих статей которой был Иван Аксаков.

После смерти С.Т. Аксакова в 1859 году имение Надеждино унаследовал сын Григорий Сергеевич, а с 1892 года «владельцами Надеждинской усадьбы и близлежащих земель признаны наследники потомственного дворянина Г.С. Аксакова — Сергей Григорьевич и девица Ольга Григорьевна Аксаковы».

Поскольку Ольга Григорьевна была не только хранительницей родового имения, но и всего архива большой творчески одаренной семьи Аксаковых, то правомерно, что зал, ей посвященный, становится своеобразным хранилищем памяти обо всех выдающихся родственниках.

К 1890-м годам фотография прочно вошла в быт. Это позволило активно использовать их в экспозиции. Обилие фотографий многочисленных членов большой аксаковской семьи разных поколений как нельзя лучше работает на образ семейного хранилища. Разнообразят это «хранилище» всевозможные рамочки под фото: деревянные, картонные, мраморные, стеклянные, различных форм и размеров. Мелкие детали в убранстве комнаты ненавязчиво придают всему интерьеру черты дамского уголка: живые цветы, легкая ширма, настольная лампа под абажуром в форме цветка, шкатулки, книги, альбомы, чайный сервиз, саше.

Читайте также:  Село Перевозное (Удмуртия)

Последняя наследница и владелица Надеждино из рода Аксаковых — Ольга Григорьевна, пытаясь спасти имение, много раз перезаложенное в банке, от продажи с торгов (совсем в духе своего времени), построила в трех километрах от железной дороги дачные корпуса, где в 1890 году открыла кумысолечебницу для туберкулезных больных. Она сама будет руководить строительством корпусов, вникать во все подробности кумысного производства, чтобы обустроить лечебницу с наилучшими удобствами. И в скором времени сведения о кумысолечебнице Ольги Григорьевны Аксаковой будут помещены в справочные книги по Уфимской губернии. Уже после революции она передала бесценные реликвии советскому правительству.

В музее проходят концерты камерной музыки, на которых выступают солисты оперного театра из Уфы, музыканты из Белебея, проходят вечера поэзии, дважды в рамках праздника «Ильхам шешлере» (Родники вдохновения) в музее проходили круглые столы писателей и поэтов как профессиональных, так и самодеятельных из Татарии, Чувашии и Башкортостана. При музее уже два года плодотворно работает литературно-творческий кружок «Аксаковская тропинка»: ребята пишут исследовательские работы, сами пробуют сочинять. Сотрудник музея Соловов Г.Н., стажировавшийся в Абрамцевских художественных мастерских, организовал при музее «Школу прикладного мастерства», в которой мальчишки с увлечением учатся резьбе по дереву, столярному ремеслу, а еще у них есть желание освоить и гончарное дело.

Церковь во имя святого Великомученика Дмитрия Солунского построена в селе М. М. Куроедовым в 1799 году. При храме с 1879 года существовало церковно-приходское училище, которое имело собственный дом, построенный Г.С. Аксаковым. Церковь действовала до 30-x годов ХХ в., затем ее закрыли и отдали под зернохранилище. А с 70-x годов склад перевели в Малиновку, и церковь оказалась совсем заброшена. В 1991 г. к 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова восстановлен храм. Президентом Международного фонда славянской письменности и культуры В.М. Клыковым церкви была подарена храмовая икона Дм. Солунского, Аксаковским фондом — напрестольное Евангелие XVIII века, а администрацией г. Белебея — дом под воскресную школу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − четыре =

Next Post

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

Ср Ноя 7 , 2012
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ сопровождает службу в христианской церкви и исполняется во внеслужебные часы. Православная церковная музыка, в отличие от католической и протестантской, является исключительно вокальной. Самый древний жанр […]