СОКРОЙ Гали (Г. Сокорой)

sokroj-gali-ili-gali-sokoroj СОКРОЙ Гали (Г. Сокорой) БАШКИРИЯ

СОКРОЙ Гали или Гали Сокорой (Кийков Мухаметгали Габдессалихович, 1826, д. Ст.Чукурово Бирского уезда Уфимской губернии, ныне село Старочукурово Татышлинского района Республики Башкортостан, — 10.12.1889, там же). Башкирский поэт-суфий. Иногда пишут Чокрый Гали. Немецкий востоковед Михаэль Кемпер пишет: «Мухаммад Али бен Салих бен Абдаллах бен Шариф бен Кийик аль-Чукури принадлежал к старинному благородному роду, к башкирскому племени Иректы».

Родился в семье муллы в деревне Старочукурово. Начальное образование получил в Таныпском медресе Пермской губернии. По собственному признанию, стихи начал писать в 17 лет. Заметное влияние на него оказало творчество среднеазиатских поэтов-мистиков Ахмета Ясави, Аллаяр-Суфи, Фирдоуси, Саади и Хафизa.

В 1833-1847 гг. учился в Бирском и Мензелинском медресе, в 1849-1852 — в Стерлибашевском медресе Хариса Биктимирова. После окончания Стерлибашевского медресе преподавал там же, затем вернулся на родину. C 1852 г. — мулла в родной деревне.

Писал на тюрки, арабском и персидском языках. В творческом становлении поэта определенную роль сыграл Ш. Заки. Творчество Сокроя представлено многочисленными поэтическими и прозаическими текстами. Сохранилось около ста его произведений. Из них издано около десяти книг (пять — при жизни поэта). Это произведения на религиозные и светские темы. Цикл стихов “Фосули әрбаға” (“Четыре времени года”) считается одним из лучших образцов башкирской лирической поэзии XIX в.

В поэтических книгах “Дөрри Ғәли” (1873; “Жемчужины Гали”), “Шәмғ әз-зия” (1883; “Свет лампы”), “Мәдхи Ҡазан” (1889; “Хвала Казани”), “Дөрр әл-кәлам” (1900; “Слова-жемчужины”) господствуют мотивы прославления науки и знания, критики невежества, насилия и войн. Реалистические картины и детали жизни отчётливо проявились в хаджнаме “Нәсим әссаба” (1872; “Ветер утренней зари”), написанном после совершения хаджа в Мекку и Медину. В  трилогии “Тәүарихи Болғарийа, йәки Тәҡриби Ғари” (“Булгариевы истории, или Приближённый комментарий Гари”), созданном в традициях баш. таварихов, описана история культуры Урало-Поволжья.

Читайте также:  Русский марш в национальных республиках

je.zaripov.-portret-g.-sokroja-1980-e-gg.-bumaga-linogravjura СОКРОЙ Гали (Г. Сокорой) БАШКИРИЯ

Э. Зарипов. Портрет Г. Сокроя. Бумага, линогравюра

Четыре раза совершил хадж в Мекку, первое паломничество (1872 г.) описал в книге «Дастан Хаҗнаме» («Заметки о поездке в Хадж»). Занимался просветительством и краеведением, составил шежере башкирского рода кара-табын. Опубликовал пять сборников («Жемчужины Гали», «Луч светильника», «Хвала Казани» и др.).  В труде «История Булгарии» воссоздана многовековая картина жизни Урало-Поволжья. Много произведений осталось в рукописях, которые хранятся в музеях и библиотеках городов Казани, Санкт-Петербурга и Уфы.

Из рукописного наследия большая часть (рукописное собрание сочинений из девяти тетрадей) хранится в республиканской библиотеке. На родине Сокроя в селе Старочукурово в 2001 году, к 175-летию со дня рождения поэта Дом-музей поэта, где представлены экспонаты, которые знакомят посетителей с бытом, укладок народа, а также стенды с рукописями, фотографиями родственников, шежэре. Его именем названа улица в селе Верхние Татышлы.  В родной деревне открыт музей Г. Сокороя.

 

Свою биографию описал поэтически:

«Мы из лесных башкир. У хлебороба сын хлебороб,
у крестьянина — крестьянин. Основное наше занятие —
рубить лес, очищая место для пастбища и пашни.
Я все свободное время и силу свою отдал этой работе.
С трудом, получив указ „О назначении имамом“,
построил дом, приобрел необходимые для хозяйства
вещи и, подобно сыну бедняка, погряз в долгах.
В то же самое время открыл медресе, сам отремонтировал его
здание и после многих мытарств, обучая детей из деревни
в своем доме, а из рода в медресе, выполняя одновременно
и духовные обязанности, сделался самым многострадальным
человеком среди ирактинских башкир».

Читайте также:  Теракт в Уфе предотвратили сотрудники ФСБ

Основные сочинения и публикации:

«Правила орфоэпического чтения Корана», 1860
«Жемчужины Гали», сборник стихов, 1873
«Сияние свечи», сборник стихов, 1883
«Хвала Казани», поэма, 1889.
книги религиозных наставлений:
Добавление к книге «Конец света» Сулеймана Бакыргани,
«Почитание рамазана».
Путевой очерк «Ветер утренней зари» 1872.
«История Булгарии, или Приближенный комментарий Гари», 1879 г.    Описание истории культуры Урало-Поволжья.
«Стихотворный сборник Гали»
Цикл стихов «Четыре времени года».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 4 =

Next Post

СОБРАНИЯ ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ

Вс Ноя 25 , 2012
СОБРАНИЯ ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ, сосредоточены в Уфимском Научном центре РАН (в рукописном фонде Института истории, языка и литературы, Научной библиотеке и Научном архиве), Национальной библиотеке им. […]