СЭСЭН

zhenshhina-sjesjen-rozalija-sultangareeva-jpg СЭСЭН БАШКИРИЯ История и краеведение Народознание

Женщина-сэсэн Розалия Султангареева

СЭСЭН (сесен) – народный поэт-импровизатор, певец у башкир. Аналоги из культуры других народов – ашуг, акын, бахчи, манасчи, сказитель, скальд, трубадур, шпильман, рапсод, аэд и т.д. У каждого народа есть художественно одаренные люди, способные объяснить и передать информацию в поэтической форме. Сэсэн импровизирует в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбры (думбыры). Состязания сэсэнов проводились на йыйынах (больших собраниях представителей башкирского народа для решения каких-то проблем).

В кубаирах часто выражался идеальный взгляд на С., который: «не защищает зло, не щадит врага, любит он справедливость, горе страны — на его устах, радость людей — в его песнях». Главными качествами сэсэна (кроме таланта поэта, певца, музыканта) считали мудрость, находчивость, остроумие.

История сохранила имена знаменитых сэсэнов: это Хабрау, Еренсэ, Кубагуш, Карас, Махмут, Баик Айдар – все они славили родную землю с 14 по 18 века.

Хабрау — жил на рубеже 14-15 веков. Происходил из племени кыпчак, жил в городе Сарайчик на реке Яик и был близок к ханскому дворцу Тохтамыша. В башкирском эпосе «Идукай и Мурадым» Хабрау представлен как мудрый аксакал в возрасте 100 лет и защитник народа. Он является автором включенных в этот эпос кубаиров: «Я ваш старец – аксакал», «О, Уралтау», «Смерть высокой горы» и др.

Еренсэ-сэсэн – годы жизни неизвестны, примерно 13-14 века, признан у разных народов, его считают своим поэтом казахи, каракалпаки, алтайцы. Его имя как поэта – импровизатора стало нарицательным, впрочем, так же, как и острослова. Его образ сохранился в фольклоре – в сказках, новеллах и притчах. Считалось, что он ясновидящий. Автор множества кулямасов (смешных, комических историй-притч). Прославился как герой сказок – анекдотов. У башкир есть кубаир «Еренсэ –сэсэн».

Читайте также:  Село Ширяево (Самарская обьласть)

Прославлена у башкир и жена Еренсэ – сэсэна – Бендэбике. Она известна тем, что не позволила разгореться вражде между башкирскими и казахскими родами.

Кубагуш жил в 16 веке. По легендам, возглавил борьбу башкир-минцев против ногайского мурзы Каракулумбета. Потерпел поражение и был вытеснен с долины Демы, жил на Урале. Долгие годы стоял во главе движения башкир против ханов. Одним из первых принял российское подданство.

Карас — жил в конце 17 – первой половине 18 веков. Батыр и сказитель. Вошел в башкирскую историю как защитник восточных земель от набегов казахских феодалов. О нем айтыш «Карас и Акма».

Махмут Пеший – конец 17 — начало 18 века. Легендарный кураист, поэт, импровизатор. Первые записи о нем сделал М. Бурангулов в 1912 году. Много преданий, текстов песен с его именем записаны позже. Мелодия его песни «Пеший Мухмут», которую он сочинил во время путешествия к русскому царю, вошла в репертуар башкирской классики.

Баик Айдар – (1710 год, д. Мухмутово – 1814 год). Преследуемый карателями, скрывался в казахских степях. К началу Отечественной войны 1812 года ему было 102 года, он своими стихами напутствовал вринов, а вернувшихся с войны встретил прославляющей песней «Баик».

Ему приписывают популярный танец «Баик». Нужно сказать, вообще-то «Баик» старинный башкирский танец, первоначально исполнявшийся во время эпических представлений. Начиная с 19 века в связи с замечательным исполнением этого танца Баик-сэсэном он становится как бы самостоятельным. Ныне существует несколько вариантов танца, но обязательно исполняют его пожилые башкиры ( а если молодые – то подражают старикам, имитируют их.). В танце «Баик» создан образ бывалого человека, не утратившего оптимизма в пожилые годы, обязательно с юмором).

Читайте также:  Крестьянский поземельный банк - Уфа от А до Я

Сэсэны Мурзакаев, Аргынбаев, Альмухаметов, Мухаметкулов, Аминев-Тимьяни, Кулембетов жили и творили в 19-20 веках, после великой Отечественной войны (1941-1945) прославили свое имя Бурангулов, Давлетшин, Исмагилов, которым присвоены звания народных сэсэнов.

Активно занимается возрождением традиции Розалия Султангареева женщина-сэсэн (профессор, фольклорист, зан. организацией айтыщ – соревнований сэсэнов). Народ тоже выразил свое отношение к ним в пословицах и поговорках: Придержи язык в присутствии сэсэна. Величие сэсэна – в его слове. Слово сэсэна – для всех.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + тринадцать =

Next Post

СЫРОМЯТНИКОВ Василий Степанович

Вс Ноя 25 , 2012
СЫРОМЯТНИКОВ Василий Степанович (1885–1979), живописец и педагог. Один из основоположников профессионального изобразительного искусства Башкирии. Родился 14 августа 1885 года в деревне Зильдярово Белебеевского кантона Уфимской […]
СЫРОМЯТНИКОВ Василий Степанович