МЕЧЕТЬ, (араб, «маc джид» – «место поклонения» или «место, где простираются ниц»). Первая мечеть (масджид) была построена вскоре после переселения Мухаммада и его общины из Мекки в Медину, в предместье Куба. Она представляла собой простой двор квадратной формы с навесом вдоль стен, в котором последователи Пророка собирались на общую молитву. Имамом выступал сам Мухаммад. В 623 году рядом с домом Пророка в Медине была воздвигнута еще одна мечеть, ориентированная на Каабу. В перестроенном виде она существует до сих пор и является местом поклонения многочисленных паломников. В ней находится усыпальница Мухаммада.
Характерный облик мечети сложился к концу VIII века. К основному зданию примыкает минарет, с которого муэдзин (муаззин) призывает верующих на молитву. Существуют два основных типа минаретов – круглые и прямоугольные в сечении. Над центральным залом, по оси киблы, обычно возводится купол. Обязательным является наличие водоема для ритуального омовения. В одной из стен мечети делают михраб – нишу, обозначающую направление на Мекку. Справа от михраба ставится минбар – кафедра для проповедника.
В мечети запрещены какие бы то ни было изображения живых существ и других объектов возможного поклонения. Считается, что живые существа, которых изображает художник, накануне Страшного суда, сойдут с картин и будут требовать свои души, но он не сможет выполнить их требований, а потому обречен гореть в адском пламени. (Двоюродный брат Пророка Абдаллах ибн Аббас говорил: «Можно рисовать живых существ, но лиши их головы, дабы не походили они на живых, или старайся, чтобы они напоминали цветы».)
Территории мечетей нередко использовалась для решения светских или юридических вопросов на основании религиозных установлений. В знаменитой каирской мечети ал-Азхар разбирались судебные дела, затем при ней было открыто медресе, ставшее первым мусульманским университетом. Правители или наместники часто хранили в мечетях казну. В исламе отсутствует представление о святости храмового здания, нет и обряда его освящения, поэтому использование заброшенной мечети для светских нужд не считается кощунством.
Три мечети почитаются как священные: мечеть ал-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине и мечеть ал-Акса на горе Мориа в Иерусалиме. Все остальные подразделяются на две категории: большие соборные и небольшие квартальные (во дворцах и богатых домах, при медресе, в гостиницах, аэропортах и на вокзалах и т. п.).
Современная мечеть представляет собой крытое здание с куполом или со сводами, опирающимися на колонны. По ее углам с внешней стороны над крышей воздвигаются минареты – башни, с которых муэдзин призывает верующих на молитву. Внутри здания находится зал для молитвы, иногда с балконом. В одной из стен имеется ниша, михраб, указывающая направление в сторону Мекки. В эту нишу обычно кладут Коран, другие священные книги и молитвенники. С правой стороны от ниши находится кафедра, мимбар, с которой читаются проповеди. Некоторые мечети имеют открытый или снабженный навесом двор с колодцами или бассейном для совершения ритуала омовения.
Внутреннее убранство мечети по сравнению с православными или католическими храмами, как правило, очень простое. В ней нет мебели, дорогой утвари, музыкальных инструментов, так как ислам не допускает никакого музыкального или хорового сопровождения богослужения (хотя дух модернизма вносит свои коррективы: в передачах некоторых зарубежных радиостанций чтение-пение Корана поручается известным певцам, некоторые аяты положены на музыку и т.п.). Пол застлан коврами, а стены и потолки украшены орнаментом или расписаны изречениями из Корана.
Первые литературные источники, в которых упоминается о развитии культового мусульманского зодчества в крае, относятся к XVIII в. Н.П. Рычков писал, что, проезжая по Оренбургской и Казанской губерниям, он видел почти в каждом селе молитвенный храм. Подавляющее большинство молитвенных зданий представляли собой пятистенки. Почти все мечети в крае были деревянными – из сосны, дуба или лиственницы. Сооружались они на средства населения народными мастерами, становились архитектурным центром башкирских и татарских деревень. Основными критериями красоты мечетей считалось удобство внутренней планировки, масштабность, высота и стройность минарета. Значительное влияние на архитектуру мусульманских культовых сооружений оказало русское деревянное зодчество. Оно проявляется в тождестве общего плана здания (пятистенок), сходном решении основных конструкций, одинаковой посадке минаретов мечетей и глав церквей прямо на конек двускатной крыши и т.п. Первые мечети появились в Уфе в 1 -и пол. XIX в.
Лит.: Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917–1994. – Уфа, 1994; Калимуллин Б.Г. Башкирское народное творчество. – Уфа, 1978.