КУБАИР, жанр эпоса

kubair КУБАИР, жанр эпоса БАШКИРИЯ Народознание

КУБАИР — жанровая форма и тип стиха башкирского героического эпоса. Типологически близок русским былинам, украинским думам, кавказским нартам, казахским жырам, якутским олонхо. К. исполняются напевно или речитативом. В строфе от 4 до 30 и более рифмованных строк. Кубаир (и близкий к нему иртэк) можно отнести к произведениям народного творчества, где преобладает в них текстовое начало (музыкальная сторона, если и присутствует, играет подчиненную роль).

Наиболее значительные башкирские сказания-кубаиры — «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухы-лу», «Алпамыша и Барсын-хылу», «Кузыкурпяс и Маянхылу», «Кусяк-бий» и др. Среди кубаиров различают 1. эпические сказания («Урал-батыр», «Идукай и Мурадым» и др.), 2. лирические повествования («Смерть высокой горы», «Аи, Урал, мой Урал»), 3. дидактические сказания, кот создают путем слияния близких по содержанию однотипных по стилю пословиц.

К этой группе относятся древние сказания «Кузый Курпэс и Маян Хылу», «Алпамыша и Барсын Хылу», «Акбузат» и др., бытовавшие в форме иртэков и кубаиров. При исполнении народного эпоса улавливаются некоторые музыкально-поэтические закономерности. Поэтический текст кубаиров «сказывается» нараспев. Ритмика короткой, речитативного склада мелодии кубаиров подчинена метрике семисложного «кубаирского стиха».

В кубаирах, пожалуй, больше, чем в каком-либо другом жанре устно-поэтического творчества башкир, выявляется искусство красноречия и народная мудрость. В старину йыйыны (народные собрания), большие торжества и различные праздники были местом испытания находчивости и мастерства сэсэнов -там они состязались друг с другом. Сэсэны зачастую выступали от имени племени, рода, что повышало социальное значение кубаиров. Это ясно видим, например, в кубаире “Состязание Акмурзы-сэсэна с Кубагуш-сэсэном” (“Аҡмырҙа сәсән менән Ҡобағыш сәсәндең әйтешкәне”):

Читайте также:  ОСОРГИН Михаил Андреевич

Худое он не защищает,
С врагом он не мирится;
Хорошее любит он,
О горе страны говорит он;
На битву призывает он,
На тяжбу призывает он.

Кубаиры посвящались обычно наиболее важным вопросам общественной жизни. Знатоки обычного права, сэсэны нередко выступали в роли судей в тяжбах, различных спорных вопросах, были советчиками беев и предводителей родов.

В кубаирах большей частью отражены события, происходившие в истории края в XIV—XVIII вв. До конца XIV в. Южный Урал находился под властью Золотой Орды в подчинении у брата Батыя — Шейбана, его сыновей и внуков. Власть осуществляли также более мелкие ханы, беи и мурзы. В кубаирах этой эпохи встречаются мотивы стихийной борьбы против монгольских ханов и местных притеснителей.

В XV в. край был расчленен на три части — южные и юго-восточные районы находились в подчинении Ногайской орды, западные районы захватило Казанское ханство, а зауральские башкиры вошли в состав Сибирского ханства. Между тремя ханствами часто происходили столкновения, в результате которых потери несли башкиры разделенных сторон. Такие битвы, как в поэме “Кусяк-бей”, возникали и внутри одного ханства — между двумя племенами во главе с их предводителями — беями.

В кубаирах выражен дух времени, черты эпохи, а не документально достоверные факты или явления — от кубаира, как и от других произведений фольклора, нельзя ожидать фактологической точности. Достоверность достигается своеобразными средствами народной поэзии — исторический материал в поэтическом “сплаве”, поэтому кубаиры не могут подменить ни летопись, ни документ.

Читайте также:  Псевдоанализ ситуации в Республике Башкортостан

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 2 =

Next Post

КРУЛЬ Леонид Янович

Чт Ноя 29 , 2012
КРУЛЬ Леонид Янович, художник, родился 16 августа 1923 года в городе Уфе. Учился у П.М. Лебедева и А.Э. Тюлькина. В 1951 году окончил художественное отделение Уфимского […]