ИВАН IV ГРОЗНЫЙ

4141555 ИВАН IV ГРОЗНЫЙ БАШКИРИЯ Фигуры и лица

ИВАН IV ГРОЗНЫЙ (1530-1584)

— великий князь «всея Руси» (с 1533), первый русский царь (с 1547). При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник, проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы), установились торговые связи с Англией, создана первая типография в Москве, покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581). При Иване Грозном произошло добровольное присоединение Башкирии к России.

По приказу царя в 1574 был направлен для сооружения Уфимского острога воевода Иван Нагой, который и стал основателем современной столицы Башкирии. Род Нагих был хорошо известен, состоял в родственных отношениях с царем. Мария Федоровна Нагая была женой Ивана Грозного. Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян.

Но Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богатой эрудицией. Грозный – автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу и др. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади.

В башкирских преданиях о присоединении к русскому государству (предания Тамьян-Тангаурского племени, предания о Кулумбет-батыре, ходоке-охотнике Булаке и др.) образ Грозного многолик, но чаще всего он выступает как дружественная фигура, щедро одаривающая башкирских послов и воинов, которые, в свою очередь, клянутся царю в верности: «Прадеды наши поклялись царю: будем биться с твоими врагами до последней капли крови, до тех пор, пока души наши маленькими мухами-невидимками не покинут тела. Затем договор скрепили подписями и тамгами русский царь и башкирские ходоки. И каждый родоначальник возвратился домой с начертанной на собачьей шкуре копией того договора». Эти предания далеки от исторической точности, но они, в некоторой степени, восполняют отсутствующие документальные данные, имеют значение как отражение народных представлений об общем прошлом русского и башкирского этносов.

Читайте также:  Дежневская гора - Уфа от А до Я

Лит.: Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989; Скрынников Р.Г. Царство террора. – СПб., 1992; Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1988; Ахметшин Б.Г. Предания о присоединении Башкирии к русскому государству // Фольклор народов РСФСР. – Уфа, 1985.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =

Next Post

ИБРАГИМОВ Галимджан Гирфанович

Сб Дек 1 , 2012
ИБРАГИМОВ Галимджан Гирфанович (1887–1938), татарский писатель, общественный деятель, публицист, ученый. Родился в д. Султан-Муратово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Аургазинский р-н РБ) в семье муллы. […]
ИБРАГИМОВ Галимджан Гирфанович