Казань: крестный ход и русский марш прошли без эксцессов
4 ноября, в День народного единства, в Казани состоялись крестный ход и «Русский марш». Маршрут крестного хода пролегал от Благовещенского собора Казанского кремля, где в девять часов была проведена торжественная литургия, к Крестовоздвиженскому храму. «Русский марш» прошел в парке «Крылья Советов».
Фото Александра Герасимова
Казань: крестный ход и русский марш прошли цивилизовано
«Русский марш»-2015 в Казани: «татары — это часть Русского мира»
Открыл митинг председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов, который обозначил основные вопросы, с которыми вышли участники акции. «В Татарстане по-прежнему не решена проблема сокращения часов на изучение русского языка в школах: уже есть случаи, когда в Казани в ряде средних учебных заведениях 6 часов языка и 3 часов русского языка в неделю», — отметил выступающий, подчеркнув, что «русский язык должен в Татарстане изучаться в том же объеме, что и по всей России, и преподаваться в качестве родного языка для русских детей» (в Татарстане русский язык изучается по программе неродного языка, что сказывается на методике и качестве преподавания. — прим.). Затем Щеглов отметил, что на этом «Русском марше» впервые была поднята проблема положения православия в Татарстане: «Сегодня с утра был крестный ход в центре города, в котором я принимал участие, и на литургии наш новый казанский митрополит Феофан произнес очень сильное архипастырское слово», — продолжил свое выступление русский общественник. «К нам пришел настоящий боец за православие, и мы, русские, надеемся, что ему удастся обратить внимание властей Татарстана, что это просто позор, когда видишь в каком состоянии находятся православные храмы в регионе. Посмотрите, до сих пор Дворцовая церковь в Казанском Кремле используется под музей государственности Татарстана и татарского народа — это же ненормально. Причем некоторые оправдывают использование православного храма под татарский музей тем, что, дескать, она раньше якобы была мечетью — полный абсурд! Мы еще раз говорим, что православные храмы должны быть возвращены церкви и использоваться как православные храмы, а не под что-то иное», — заявил Михаил Щеглов.
Председатель регионального отделения Национально-демократической партии Анатолий Кузнецов свою речь посвятил проблеме фальсификации истории в Татарстане. «У нас встречаются в Казани такие люди, которые хотят переписать историю, при этом русские изображаются в роли оккупантов в Поволжье», — рассказал общественник. «Региональная вольница привела к тому, что историю России трактуют с русофобских позиций, Россию стараются изобразить в качестве поработителей ее народов», — считает Кузнецов, который видит возможность преодоления этого в создании единого учебника истории, однако «власти Татарстана категорически против такого единого учебника».
Депутат Азнакаевского горсовета Рустем Салахов, стоявший с плакатом «Татары — это часть Русского мира», взял слово: «Я сам татарин, но поддерживаю идеологию Русского мира, считаю, что мы, татары, — его составная часть». «Я считаю, что Русский мир — это русский язык общения, идея справедливости и Пушкин как его символ», — объяснил собравшимся, что он, как татарин, понимает под «Русским миром». «Но в Татарстане идею справедливости, как составной части идеологии Русского мира, отчего-то нивелируют: у нас в республике клановая система, когда если ты не принадлежишь к семье на буквы «М» и «Ш» (намек был на нынешнего президента Татарстана Рустама Минниханова и его предшественника Минтимера Шаймиева. — прим.), то вход наверх тебе закрыт», — заявил народный избранник.
Уроженец из Луганска Олег Скоморохов в своем выступлении коснулся ситуации в Новороссии. Эту тему развила активистка движения «Помогаем Новороссии» Елена Бобрикова: «На Украине тоже начиналось с ограничения русского языка в школах, а потом все это привело к войне. Зачем же по пути ограничения русского языка в объеме преподавания идут в Татарстане?»
После выступления на митинге участники «Русского марша» выстроились в колонну и прошли шествием под бой барабанов по парку, держа в руках флаги и растяжку «Наш родной язык — русский!». Во время процессии участники скандировали речевки: «Татарстан — это Россия», «Русские, вперед!», «Татарлар, алга!» (в переводе: «Татары, вперед!»), «Пока мы едины — мы непобедимы!», «Один за всех и все за одного!», «Татары — часть Русского мира!»
Стоит отметить, что получившее массовое распространение в среде русской национально ориентированной общественности акция «Русский марш», организуемый с 2005 года в начале в Москве, а затем и в других городах России, в Казани стал проводиться с 2009 года. Масштаб, форма проведения и характер менялся от года в год, но неизменным организатором «Русского марша» в Казани всегда выступало Общество русской культуры Республики Татарстан — старейшая русская общественная организация в регионе (создана в 1993 году). Если в 2009-2012 гг. мероприятие проводилось на центральной улице Баумана в виде пикета и сбора подписей (2009), «русской пробежки» (2010), митинга (2011) и шествия (2012), то впоследствии власти Татарстана, хоть и противились проведению «Русского марша» (например, в 2012 году 74 его участника были задержаны полицией, на них были наложены административные наказания, что делалось местными властями с целью устрашения русской общественности дабы она не смела поднимать и публично озвучивать национальные проблемы русских в Татарстане), но решили с этим смириться, найдя для себя выход: «Русский марш» запретили проводить в центре города, позволив проводить акцию в парке «Крылья Советов», расположенном на севере Казани. И в 2013-2015 гг. «Русский марш» в Казани стал проводиться именно в форме шествия и только в этом месте. Для русской общественности Татарстана эта акция стала важным фактором общественно-политической самоорганизации и возможностью публично озвучить национальные проблемы русских этой национальной республики. Если в 2009-2014 гг. на «Русском марше» в Казани поднимался преимущественно вопрос о русском языке в школах Татарстана, то с 2015 года к этой теме прибавилось положение православия в регионе. Социальная база «Русского марша» также расширялась: это не только активисты русских общественных и политических организаций, но и родители русских детей, студенты казанских вузов, а с 2014 года пророссийски настроенные татары, которые не стесняются четко заявить, что «Татары — это часть Русского мира».