Ногайские поселения в районе Уфы

nogajcy_22 Ногайские поселения в районе Уфы БАШКИРИЯ Народознание

Молодая ногайская семья. Фото конца XIX в.

Поселения, ханские ставки и кочевья ногайцев в черте нынешнего города Уфы

Ногайцы – тюркский народ, гегемония ногайцев в Башкирии существовала в XV – первой четверти XVI в. После распада Золотой Орды юго-восточная Башкирия, включая северную часть вместе с территорией современной Уфы, оказалась во власти Ногайской Орды.

Первыми ногайскими феодалами, господствовавшими в крае, были хан Басман, имевший ставку на реке Сакмаре рядом с современным Оренбургом, а также его брат Тюря-хан, который, по словам историка П.И. Рычкова, «жил на самом том месте, где ныне город Уфа». О ногайцах напоминают и некоторые топонимы в городской черте — река Ногайка, Ногайский овраг и др. 

Завоевание Казанского ханства предопределило судьбу Ногайской Орды, попавшей в вассальную зависимость от Москвы. Но формально находясь в подчинении Москвы, ногайцы не собирались отказываться от территорий, находившихся под их властью.

nogajskij-pastuh-jpg Ногайские поселения в районе Уфы БАШКИРИЯ Народознание

Ногайский пастух. Рисунок Даниеля Шлаттера, 1822-1828 гг.

Некоторые ногайские улусы так и не покинули юг башкирского края, а откочевавшие ногайские мурзы продолжали периодически нападать на башкирские земли в районе нынешнего города. Для борьбы с ногайцами не хватало войск, втянутых в боевые действия на территории бывшего Казанского ханства.

Дважды, в 1560 и в 1570 гг., в Башкирию направлялись миссии думного дворянина Артемьева, который нашел место для крепости и провел предварительное межевание земель. Когда намерения московского правительства стали известны ногайским ханам, они разорвали вассальные отношения и заявили о непризнании договоренности московских властей с башкирами, но было уже поздно: к этому времени правительство имело в крае значительные военные силы.

Читайте также:  От Сенной площади до здания городской думы

В 1586 г. ногайский князь Урус получил первое извещение о строительстве крепости на р. Белой Волошке. Им был направлен протест, в котором Урус доказывал, что землями, на которых русские возводят город, «не владели ни отцы, ни деды московских государей». Ногайскому князю территории расселения башкирских племен представлялись как часть Орды: «Поставил де город для лиха и недружбы чтобы мне с башкурдов и с остяков дани никакие не имати и только дани пошлю своего человека данщика дани собирать с башкурдов и остяков и ты тех моих данщиков велишь побита».

nogajskaja-borba-jpg Ногайские поселения в районе Уфы БАШКИРИЯ Народознание

Ногайская борьба «Ак-билек». Караногай, начало ХХ в. Фото Ф.И. Капельгородского

Ногайским послам в Москве был дан ответ, что «Уфу на Белой Волошке государь велел поставить» в том числе и для защиты самих ногайцев от русских казаков – чтобы «беглые казаки с Волги на Белую Волошку не ходили и ногайским улусам убытков не чинили». Урус вынужден был удовлетвориться таким объяснением и оставить территорию края.

«А на Уфе на Белой Воложке государь велел город поставить, что беглый из Сибири Кучум, пришед в государеву отчину — Казанский уезд — в башкирцы, учел кочевали и ясак со государевых людей з башкирцев, почел бы имати. И нынче государь на Уфе велел город поставили и людей своих в нем устроили для оберегания Казанского уезда башкирцев и для того, что государевы люди юроды многие поставили в Сибирской земле. Из того города на Белой Воложке казанским людям многим ходить в Сибирь. А тот город стал на дороге, да и потому, чтоб казаки беглые с Волги на Белую Воложку не ходили и ногайским улусам убыток не чинили».

 

Читайте также:  Уфимский журналист Юнир Азнабаев

4351513513-jpg Ногайские поселения в районе Уфы БАШКИРИЯ Народознание

Группа детей-ногайцев. Начало XX в.

В начале XVII в. ногайцы, пользуясь тем, что военные силы русского государства оказались втянуты в войну с Польшей, возобновили набеги на башкирские земли в Зауралье, а затем вернулись на старые кочевья близ г. Уфы. На дознании, проведенном в 1643 г. уфимским воеводой М.М. Бутурлиным, было выяснено, что «ногайские мурзы приходили с кочевьями к Уфимскому городу и с уфимских башкир имели ясак лисицами, куницами и бобрами».

Возвращение ногайцев на прежние кочевья было временным, оно не сопровождалось столкновениями с уфимским гарнизоном. Вскоре ногайцы были вытеснены из Уфимского уезда окончательно. Угрозой для края и для города в XVII в. оставались калмыкские набеги.

Башкиры и ногайцы были тесно связаны между собой, поэтому авторы XVIII-XIX вв. (И.К. Кирилов, П.И.Рычков, В.Н.Татищев и др.) иногда не делали между ними особых различий (подробнее см.: Трепавлов В.В. Ногаи в Башкирии, XV-XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения. Уфа, 1997). Так, род «ногай» имелся в составе башкирских племен бурзян, юрматы, мин, рода миркит в составе племени мин, родовых подразделений «ногай» в составе почти всех юго-западных и юго-восточных племен и родов.

Существуют многочисленные башкирские предания о связях с ногайскими родоплеменными группами. Благодаря длительному господству Ногайской орды в Башкирии и этническому смешению башкир с ногайцами среднеазиатские тюркские народы иногда называли башкир «нугаями». Таким образом, при общей неразработанности в XVIII в. вопросов этнической истории башкирского народа у тогдашних исследователей были основания считать башкир потомками части ногайцев.

Читайте также:  Роберт Загреев осужден за оправдание терроризма

Ногайские поселения — Уфа от А до Я

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − тринадцать =

Next Post

Массовые беспорядки и их правовые последствия

Чт Янв 18 , 2024
Cтатья 212 УК РФ предусматривает массовые беспорядки в виде преступлений, которые должны сопровождаться уничтожением имущества, применением оружия, взрывными устройствами и отравляющими веществами, представляющих опасность для […]
Массовые беспорядки и их правовые последствия