Крестный ход местный — Уфа от А до Я

18-11 Крестный ход местный - Уфа от А до Я БАШКИРИЯ Православие

Крестный ход местный — Уфа от А до Я

Крестный ход по ул. Центральной (ныне Ленина) в Уфе

Крестные ходы местные, православные праздники, отмечаемые в Уфе и в крае с начала XVII в.; вплоть до начала XX в. они являлись существенной частью жизни горожан. Шествия с иконами и хоругвями вокруг уфимских церквей и монастырей совершались в дни престольных праздников, на праздники Успения Богоматери, Крещения, Пасхи, в пасхальную седмицу, а также в честь местных святынь. Была традиция ежегодных крестных ходов в дни праздников чудотворных икон. В Уфе особо почитали иконы Богородско-Уфимской, Табынской и Смоленской Божьей Матери, иконы святого Николая Чудотворца, или Николы Березовского. Им и посвящались местные праздники и крестные ходы.

Праздник Богородско-Уфимской иконы проводился в Уфе начиная с 1688 г. или, по другим сведениям, с 1708 г. О самой иконе известно следующее: по преданию, Богородско-Уфимская икона Божьей Матери явилась в 1621 г. рядом с древней уфимской слободой, известной с начала XVII века под именем Новой слободы, а впоследствии названной селом Кадомцевым (по имени первого поселенца).

После появления у жителей села Кадомцева иконы и постройки в 1622 г. деревянной церкви село стали называть по-новому – Богородское (сегодня промышленный район ИНОРС). На месте явления иконы находился родник, вода из которого считалась целебной (сегодня родник восстановлен, над ним возведена часовня). Крестный ход был установлен в память о прекращении нападений в 1670–1680-е гг. бунтарей из северных районов башкирского края. Жители села Богородское дали обет: если их село будет избавлено от бедствий, перенести почитаемую икону в Уфимский собор и принимать ее у себя и чествовать ежегодно. Село избежало разорения, и в выполнение данного обещания с 1688 г. установлен ежегодный крестный ход 7 июля по старому стилю, или 20 июля по новому.

Читайте также:  Уфимский епископ Иосиф Богословский

Другой чтимой иконой была икона Табынской Божьей Матери. Праздник в ее честь отмечали на девятую пятницу по Пасхе. Уфимцами праздновались и дни пребывания в городе иконы Николы Березовского.

Обычные крестные ходы в Уфе проводились из Воскресенского собора в Александровскую часовню перед Гостиным Двором. Это бывало 17 октября, в день спасения императора Александра II от покушения в 1888 г. На праздник Успения ход шел в Успенский мужской монастырь. Из Благовещенского женского монастыря в Воскресенский собор уфимцы совершали крестный ход на праздник иконы Владимирской Божьей Матери. Особо почиталась верующими икона Божьей Матери Смоленской. На ней Богоматерь была изображена с младенцем и святыми Василием Великим и Николаем Чудотворцем.

Кроме перечисленных, в Уфе и ее окрестностях случались «чрезвычайные крестные ходы». Их проводили по полям в связи с началом полевого сезона или неурожая, вокруг селений в связи со стихийными бедствиями – наводнением, лесными пожарами, эпидемиями («мором»). По домам жителей ходили крестные ходы с молебнами о здравии.

В 1946 г. в Уфе прошел последний в советское время крестный ход. Вскоре последовало запрещение этого обряда и только с начала 1990-х гг. крестные ходы в Уфимской епархии возобновились.

 

См. в качестве дополнения отрывок из работы

Михаил Сомов ОПИСАНИЕ УФЫ. 1864 год

Причина и время установления крестного хода. Письменных документов о времени явления этой иконы, кажется, не существует: предание же рассказывает только, что она явилась близ села Богородского, в лесу, на болотистом месте, где там теперь устроен колодезь. Крестный ход начался в 1677 году, в эпоху Сеитовского бунта, когда селу Богородскому грозила большая опасность. Жители его, устрашённые повсеместным разорением русских селений бунтовщиками, но исполненные надежды на милость и покровительство Божией Матери, положили тогда обет: если село их сохранится от грозящей опасности, отнести эту чудотворную икону в город и поставить в соборе с тем, чтобы каждогодно на 8 число Июля приносить её к себе в село для молебствия. Местное духовное начальство состояло тогда из одного протоиерея, который и дозволил ход, не испросив на то разрешения своего епархиального епископа, находившегося в Казани. Село Богородское уцелело и крестный ход укрепился и вошёл в обычай; однакож обыкновение это в последствии времени, по некоторым обстоятельствам, отменялось и потом снова возобновлялось. Так, на пример, однажды прекратилось оно по случаю убийства дьяконом священника, для исследования чего, с духовной стороны, был прислан Вятской епархии игумен Адам; но чем дело кончилось, – этого, говорит покойный Ребелинский, в архивах не отыскано. В последний раз крестный ход был приостановлен на несколько лет Оренбургским преосвященным Августином на том основании, что ещё не означен в расписании, изданном Правительствующим Сенатом; но преемником его, Феофилом опять возобновлён и с тех пор уже более не прекращался. Крестный ход совершается таким образом: 7 Июля, по совершении литургии в соборе, икона сопровождается архиереем со всем градским духовенством до часовни, находящейся за городом на пути к селу Богородскому, а оттуда несётся уже мирянами до самого села. К вечеру в село приезжает архиерей и совершив всенощную, там и ночует. 8 числа, после литургии, совершается крестный ход на колодезь, устроенный, как говорит предание, на месте явления иконы, у самой околицы села. Там служат молебен с водоосвящением, после чего желающие принимают образ к себе на дом; вечером же того числа он обратно, при подобной же церемонии, приносится в город. Во время крестного хода стечение народа бывает очень большое, если только погода тому благоприятствует; потому что, кроме городских жителей, приходят из окрестных деревень в город к этому дню много и крестьян, между которыми встречается не мало инородцев – мордвы и черемис. Подобный же крестный ход бывает при встрече и проводах чудотворной иконы Св. Николая.

Читайте также:  В 2024 году - 450 лет с основания Уфы

(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 9 мая)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =

Next Post

Крупской улица (Жандармская) - Уфа от А до Я

Ср Фев 12 , 2014
Крупской улица (Жандармская) - Уфа от А до Я Улица стала формироваться в 1860-е гг., первоначальное ее название – Жандармская или Старожандармская по расположенным на этой улице жандармским конюшням. В предреволюционное время полтора десятилетия именовалась улицей Суворова. В советское время была переименована в улицу Петра Гармонова,