Уфимский тепловозоремонтный завод — Уфа от А до Я

34211 Уфимский тепловозоремонтный завод - Уфа от А до Я История и краеведение

Уфимский тепловозоремонтный завод — Уфа от А до Я

Административный корпус Уфимского тепловозоремонтного завода на улице Вокзальной. Фото Сергея Синенко

Уфимский тепловозоремонтный завод, старейшее предприятие Уфы, возникло в 1886 году как ремонтные мастерские при железнодорожном вокзале «Уфа». Главные мастерские Самаро-Златоустовской железной дороги и депо вступили в строй в 1888 г. Они состояли из трех отдельных зданий, в которых размещалось пять цехов и четыре отделения. В 1889 г. в них трудилось 167 рабочих, в дальнейшем их число резко возросло. В 1890 г. мастерские были оснащены передовой по тому времени техникой и производили работы по капитальному ремонту и сборке паровозов, вагонов и котлов.

7 декабря 1905 г. в Москве началась всеобщая политическая забастовка, которая затем переросла в вооруженное восстание. Эти выступления московских рабочих поддержали в других городах, в частности в Уфе. Уфимские железнодорожные мастерские Самаро-Златоустовской железной дороги к тому времени были самым крупным предприятием Уфы.

В декабре 1905 г. две тысячи рабочих под руководством И. С. Якутова подготовили вооруженное выступление. В сквере тепловозоремонтного завода на улице Вокзальной сооружен обелиск рабочим Уфимских железнодорожных мастерских, погибшим в годы революции и Гражданской войны с перечислением их имен. На здании заводоуправления около заводской проходной в память о вооруженном выступлении уфимских рабочих установлена литая бронзовая мемориальная доска с барельефом рабочего.

В период Гражданской войны мастерские были разграблены и разрушены.

Частично восстановлены в 1927 г., реконструированы – в 1930 г. В 1940 году мастерские переименованы в Уфимский паровозоремонтный завод.

Читайте также:  Кавказская (Блохинская) улица - Уфа от А до Я

SH10797522 Уфимский тепловозоремонтный завод - Уфа от А до Я История и краеведение

Вплотную к железной дороге подступают здания железнодорожных мастерских и паровозного депо постройки конца XIX — начала XX вв. Фото Сергея Синенко

Во время Великой Отечественной войны на территории завода были размещены эвакуированные Гомельский вагоноремонтный завод, Станиславский паровозовагоноремонтный завод, Изюмский паровозовагоноремонтный завод, Запорожский паровозовагоноремонтный завод. На заводе в 1942 г. были построены бронепоезда «Полководец Суворов», «Александр Невский». Их экипажи составили заводчане. В 1943 г. построены бронепоезда «Уфа» и «Салават Юлаев».

 В 1968 году в связи с началом ремонта тепловозов завод С 1968 г. завод перешел на ремонт тепловозов ТГК1 и ТГК2.

Он получает наименование Уфимский тепловозоремонтный завод. С начала 1980-х гг. здесь ремонтируются электровозы серии ТЭМ2. В настоящее время завод производит ремонт тепловозов серий ТГМ23, ТГМ40, ТЭМ1, ТЭМ2, ТГМ4, ТГМ6.

С 2002 г. после восстановления вновь открыт заводской музей.

Более подробно — см. очерк-прогулку по вокзальному району Уфы

Читать далее…

 

Сергей Синенко Уфа от А до Я (Интернет-вариант книги «Уфа старая и новая»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − 4 =

Next Post

Уфимский цирк - Уфа от А до Я

Вт Окт 30 , 2012
Уфимский цирк - Уфа от А до Я Строительство Уфимского государственного цирка Уфимский государственный цирк, на проспекте Октября, 73, был открыт в 1968 г. Стеклобетонное здание цирка выполнено в характерной для 1960-х годов манере. В отличие от временных павильонов-балаганов на Верхнеторговой площади, цирка-шапито
Уфимский цирк - Уфа от А до Я