Сергиевская церковь в Уфе

SH107209_22 Сергиевская церковь в Уфе БАШКИРИЯ Православие

Кому мешала Сергиевская церковь? Старинный храм закрыли от обзора серым офисным зданием, полностью уничтожив исторический пейзаж Сергиевского холма. Уфа. Фото Сергея Синенко

СЕРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ — Уфа от А до Я

Свято-Сергиевская, или церковь Сергия Радонежского в Уфе

Свято-Сергиевская церковь, или церковь Сергия Радонежского, была построена на ул. Малой Сергиевской (ныне ул. Бехтерева, 2) в 1868 г. на месте старого храма, основанного еще в XVI в. и являвшегося третьим по времени постройки после «обыденной» Троицкой церкви и храма во имя иконы Казанской Божьей Матери внутри Уфимского кремля. Основали ее, судя по всему, стрельцы и пушкари, а назвали в честь российского подвижника Преподобного Сергия Радонежского, своего покровителя.

Приход церкви традиционно состоял из жителей Золотухинской слободы и старой усольской части города по левому берегу р. Сутолоки (жители правого берега относились к приходу Покровской церкви).

Это единственная из церквей Уфы, которая официально никогда не закрывалась.

Церковный историк К.П. Херувимов считал, что церковь возвели прибывшие из Москвы стрельцы, казаки и пушкари из «особого уважению их к сему святому, который с древних времен считается на Руси покровителем артиллерии, а также потому, что Преподобный Сергий считался небесным покровителем Москвы».

Но есть по этому вопросу и другие мнения. Историк, краевед А. А. Пекер считал, что церковь построена переведенцами из подмосковного Троицкого Сергиевского посада и освящена во имя преподобного Сергия Радонежского в память о покинутых родных местах. Историк П. Ф. Ищериков же утверждал, что церковь основали монахи Уфимского Сергиевского монастыря, сожженного ордынцами. Как бы то ни было, но в приход церкви входили, преимущественно, стрельцы из числа пушкарей, покровителем которых считался именно Сергий Радонежский, так что версия Херувимова кажется довольно правдоподобной.

S-Sergi-cer22 Сергиевская церковь в Уфе БАШКИРИЯ Православие

Свято-Сергиевская церковь. Фото 1910-х гг.

Первая Сергиевская церковь на этом месте сгорела в 1774 г., вторая церковь с таким названием простояла с 1777 по 1865 г., существующий ныне храм построен в 1867–1868 гг. В строительстве и внутренней отделке храма принимали участие многие замечательные уфимцы. Иконостас вырезан в 1894 г. резчиком Трапезниковым, деньги на работы дал уфимский купец Ф.И. Чижев. Протоиреем Федором Троицким позолочены киоты и иконостас, написаны несколько икон для иконостаса.

Художником М.В. Нестеровым для храма написаны два холста с фрагментами жития Сергия Радонежского.

На церковной колокольне было остановлено шесть колоколов. Достопримечательностью являлась древняя икона Святого Сергия Радонежского, ею был благословлен адмирал Колчак во время своего пребывания в Уфе 13 и 14 мая 1919 г.

Небольшой холм над Сутолокой по имени храма прозвали Сергиевской горой. Приход церкви традиционно состоял из жителей Золотухинской слободы и старой усольской части города по левому берегу р. Сутолоки (жители правого берега относились к приходу Покровской церкви). Это единственная из церквей Уфы, которая официально никогда не закрывалась.

На территории Сергиевской церкви, на том месте, где находился престол старой деревянной церкви, сгоревшей в конце XVIII в., в 1900-х гг. была сооружена каменная часовня с изображением архангела Михаила.

С 1933 г., после закрытия, а затем и уничтожения Воскресенского кафедрального собора, церковь именовалась Сергиевским кафедральным собором, являлась главным храмом Уфимской епархии.

В храме служили известные священники: архимандрит Ксенофонт, Димитрий Логачевский, Николай Бурдуков, Николай Кушков, Леонид Кравец и др.

Читайте также:  УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ

e01-0188_22 Сергиевская церковь в Уфе БАШКИРИЯ Православие

Сергиевская церковь, вид со стороны ул. Менделеева, бывшей Большой Сергиевской

С 2000 г. на Духов день в Уфе проводится ежегодный  крестный ход вокруг города, посвященный его основанию города в день Святой Троицы 1574 года.  Крестный ход начинается от Сергиевского храма, а через пять дней, обогнув город и посетив ряд пригородных церквей, возвращается к Сергиевской церкви.

В 2008 г., после окончания реставрационных работ в Рождество-Богородской церкви и начала в ней архиерейского служения, к ней перешли функции главного кафедрального собора Уфы, а Сергиевская церковь стала приходской.

При Сергиевской церкви находится дом Шепелевых, построенный не ранее 1880 г. памятник архитектуры и истории (ул. Бехтерева, 4).

4-31022 Сергиевская церковь в Уфе БАШКИРИЯ Православие

Историческая застройка улицы Менделеева сохраняется лишь в южной ее части на Сергиевской горе.  Фото Сергея Синенко

1-028122 Сергиевская церковь в Уфе БАШКИРИЯ Православие

Сергиевская церковь, вид со стороны автодорожного моста. Фото Сергея Синенко

 

Литература:

О. В. Васильева, В. В. Латыпова и др. Дорога к храму. История религиозных учреждений г. Уфы. – Уфа, 1993.

А. Р. Ширгазин. Православные храмы Башкирии. История и архитектура (каталог-справочник) – Уфа: Башкортостан, 1995.

Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справочник-путеводитель / (авт.-сост. Егоров П. В., Рудин Л. Г.). – М, 2005.

Сергей Синенко. Уфимская епархия. Художественно-документальное повествование. — Уфа, 2009.

 

Приложение

В качестве дополнения привожу статью, опубликованную 16 Ноября 1868 года в «Уфимских губернских ведомостях». Ее автором, предположительно, является уфимский  краевед Руф Игнатьев, подписавший статью псевдонимом «Сутолокин».

 

Освящение церкви Св. Преподобного Сергия Радонежского чудотворца, в г. Уфе

В воскресенье 10 Ноября, в г. Уфе совершено Преосвященным Филаретом, Епископом Уфимским и Мензелинским, с старшим духовенством, торжественное освящение вновь сооружённой деревянной церкви св. Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, на Сергиевской улице. Близ ныне вновь сооружённой церкви недавно ещё стояла тоже деревянная же церковь св. Сергия, построенная в 1775 году; теперь же, по случаю постройки нынешней церкви, прежняя перенесена в дер. Новые Сулли, Белебеевского уезда.

Так исчезают год от году памятники Уфимской старины; остаётся покуда одна только церковь св. Троицы или старый Смоленский собор.

Часть города, где церковь св. Сергия, зовётся «старой Уфой»; это первый город времён Царя Иоанна Грозного, построенный по просьбе башкирского народа, для обороны от набегов татарских и киргизских и для сбора с башкир дани или ясака. Первые жители г. Уфы были люди служилые – дети боярские, стрельцы и пушкари, выселенные из разных городов, между которыми было не мало Москвичей, и памятью последних остались две улицы – Московская и Будановская, проходящие близ Сергиевской церкви. – Семён Буданов был Москвич – стрелецкий сотник; ему, как видно из хранящейся в архиве Уфимской Палаты Гражданского Суда выписи 1768 года (по описи № 411) на отведённые земли под домовое строение Уфимским служилым людям, прирезана под дворовое строение земля близ церкви св. Сергия, – значит эта церковь, недавно перенесённая в дер. Сулли, не первая в г. Уфе в честь св. Сергия, а построена в 1775 году на место прежней, существовавшей в XVII столетии.

Читайте также:  Зенцова (Вавиловская) улица - Уфа от А до Я

В вышеприведённой выписи читаем:

«а того ради им Уфимским стрельцам сотнику Семёну Буданову, да стрельцам Вавиле Кондратьеву, Гавриле Артюкову, да пушкарю Петрушке Волошину отвести под дворы около церкви св. Сергия пустые места и на то дать выписи».

Из челобитья Уфимских стрельцов 27 Марта 1787 г., хранящегося в том же архиве Гражданской Палаты (по описи № 1112), значит:

«а мы Уфимские стрельцы (следует сорок имён и фамилий) того ради что деды и отцы наши строили во граде Уфе церкву древяну честнаго и славнаго рождества Божия Матери, и в приделе Сергии святый чудотворец радонежскии, а ныне та церква ветха и мы пожертвовали на строение деньги, что нам из великаго Государя казны велено отпустить за нашу Государю и Царю и Великому Князю службу и радение в польском походе. Сего ради мы (опять следует пересчисление имён и фамилий просителей) бьём челом Великому Государю Царю и Великому Князю в Уфе в приказной Палате пред воеводою окольничим Васильем Яковлевичем Леонтьевым оныя деньги на место нас вручить тая церкви попу Фёдору на ту церковную потребу».

Далее следует на том же столбце на склейке резолюция воеводы:

«деньги 18 рублёв, 8 алтын и 2 деньги, которыя пожалованы Государем Царём и Великим Князем Алексеем Михайловичем всея великия и малыя и белыя россии самодержцем, Уфимским стрельцам сорока человекам (имена и фамилии); кои были на Государевой службе в польском походе, сверх добавочнаго их поместнаго оклада, выдать на церковное строение Рождественской церкви попу. Воевода Окольничии Василии Леонтьев, дьяк Семён Дмитриев. А сии деньги рублёв 8 алтын и 2 деньги получил из Уфимской приказной Палаты поп Фёдор Иоаннов».

И так первая церковь была построена стрельцами в честь Рождества Богородицы с приделом св. Сергия, но называлась всё таки Сергиевскою и самая улица тоже получила название Сергиевской, а не Рождественской.

Это и теперь ещё сохранилось в Москве, где многие церкви называются по придельным, а не по главным Престолам; так например церковь Преображения Господня на ордынке, по приделу во имя Скорбящей Богородицы, зовётся церковью Скорбящей Богородицы, а не Преображения Господня; итак по приделам зовутся многие Московские церкви.

Не забудем, что между первыми Уфимскими жителями было много Москвичей.

Нигде так не популярно имя св. Сергия, как среди Москвы и в окрестностях Москвы, где находится свято-троицкая Сергиева Лавра, куда стремятся десятки тысяч поклонников; св. Сергий издревле считался покровителем Российского войска, а первые жители Уфы, Московские переселенцы, были люди военные – стрельцы, пушкари и дети боярские, носившие воинскую службы.

Самая храмовая икона св. Сергия старинного письма, как свидетельствуют те лица, которые бывали в Сергиевской Лавре – точная копия с там находящейся при мощах св. Сергия: Св. Сергий изображён в рост, в одежде схимонашеской, но с открытой головой, около этого изображения, в полуквадратцах – события из жизни святого.

Икона св. Сергия уважается с Уфе, носится вместе с иконами кафедрального собора во время крестных ходов на р. Белую, 6 Января, в день Преполовения и 1 Августа.

Точно также чтут в Уфе икону Рождества Богородицы, сохранившуюся от бывшей церкви, и в день праздника Рождества Богородицы, 8 Сентября, в Сергиевской церкви бывает много богомольцев.

Читайте также:  Заки Валиди не фашист, а национальный герой - утверждает «Кук буре»

Церковь Рождества Богородицы, по приделу же и по Московскому древнему обычаю называемая Сергиевскою, была почти на месте нынешней вновь сооружённой, по упразднении же её и по случаю постройки в 1775 году рядом с нею деревянной церкви во имя св. Сергия, а не Рождества Богородицы, место бывшей Рождественской церкви оставалось пустым и незастроенным.

Таким образом теперешняя церковь будет уже третья и на третьем месте, и на незначительном разстоянии от первых двух церквей. Первая же церковь, судя по челобитью Уфимских стрельцов, основана едвали не в начале XVII столетия.

Нынешняя церковь – деревянная на каменном фундаменте, построена хорошо и удобно; фасад её напоминает старинные церкви и несколько походит на прежний.

Сергиевская церковь одноглавая, с колокольнею над входом с западной стороны, верх колокольни пирамидальный, или по старинному выражению «шатровый».

Внутри церковь поместительна, иконостас, белый с резьбою и позолотой по полименту, отличается особенным вкусом. Постройка Сергиевской церкви, как говорят, стала всего будто б 2000 с чем то рублей, и она совершилась исключительно усердием священника о. Феодора Михайловича Троицкого и помощью доброхотных приношений прихожан и разных сторонних лиц.

Но не тем одним заявило себя усердие почтенного настоятеля Сергиевского храма – нет, всеми уважаемый О. Феодор сам на ряду с мастерами работал при постройке церкви, начиная от рубки стен и до устройства иконостаса, где все иконы, кроме местных, перенесённых из бывшей церкви, – его собственной работы, позолота и частию резьба тоже принадлежат О. Феодору; самый план церкви проэктирован им же.

Каменная и плотничья работы исполнены подрядчиком крестьянином Иваном Кириловым, а иконостас сделан Уфимским мастером Майковым.

Но кому из Уфимских жителей не известно и можем ли умолчать, что это не первый храм, обязанный попечению О. Феодора. Приняв от предместника своего бедную ветхую деревянную церковь св. Сергия, он по возможности, покуда не позволяли средства выстроить новую, старался о благолепии старой церкви, собственными трудами украсил иконами, вызолотил убогий иконостас.

Потом им же, лучше прежнего, устроено принадлежащее церкви загородное кладбище; сюда О. Феодор перенёс купленную у женского монастыря старинную деревянную церковь Богоявления, которая освящена потом в честь Преображения Господня. Здесь иконостас украшен трудом О. Феодора и здесь он много и собственноручно потрудился. Но нам бы много нужно здесь перичислять всего того, что сделал для храмов – Сергиевского и Преображенского, их усердный настоятель.

Освящение новой церкви св. Сергия совершилось при большом стечении народа.

Излишним бы было описывать в подробности обряд освящения вокруг храма с св. мощами и проч. Всё это хорошо известно и несколько раз описано, начиная с писем о богослужении А.Н. Муравьёва и т. д.

Освящение окончилось совершением литургии и молебствия с возглашением многолетия Государю Императору, Царствующему дому, святейшему синоду, Преосвященному, создателям и украсителям храма, – и мы все, тут бывшие, конечно от души пожелали также многия лета создателю и украсителю храма – О. Феодору.

Сутолкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + 5 =

Next Post

«Гидравлика», производственное объединение - Уфа от А до Я

Ср Мар 6 , 2013
«Гидравлика», производственное объединение - Уфа от А до Я Один из цехов агрегатного предприятия «Гидравлика» на ул. Володарского. Фото Сергея Синенко «Гидравлика», Уфимское агрегатное предприятие, крупное градообразующее предприятие в квартале, ограниченном улицами Володарского, Левченко, Большая Гражданская, Бабушкина. Дирекция на ул. Володарского, 2.