ПОРОЖНЯК (политика и литература)

0b16-jpeg ПОРОЖНЯК (политика и литература) БАШКИРИЯ

ПОРОЖНЯК (политика и литература)

Прочитал об отставке правительства Республики Башкортостан и объединении двух аппаратов, президентского и премьерского. Объясняют слияние оптимизацией, необходимостью усилить ответственность и др.

Но у меня на это немного другой взгляд. Поясню.

Некоторое время тому назад узнал, что меня разыскивает один известный политик. Некоторые называли его «мастером дипломатических игр» в старом правительстве или даже «начальником личной разведки Рахимова». На телеэкране его видел, но никогда не общался.

Телефонный разговор начался оптимистично: «Не поверите, но уже несколько месяцев, как только вечереет, сразу думаю: надо бы отыскать Сергея Синенко. Честное слово! Нужно выпустить книгу про республику, причем такую, чтоб она была лучше всех, что уже изданы. Основной тираж – в недорогом исполнении, а штук сто – эксклюзивные книги для руководства России и стран СНГ. Печатать – в любой типографии Европы, стоимость значения не имеет, а финансирование …», – тут собеседник назвал известный благотворительный фонд, местный, однако нобелевский по масштабам.

 

Портрет Ивана Грозного

Должен сказать, что к однозначно-негативным, так же как к лучезарно-оптимистическим публикациям о деятельности этого фонда я относился скептически (привык доверять собственным впечатлениям), хотя сам факт учреждения такого фонда мне всегда представлялся достаточно спорным. О том, что этот фонд занимается издательскими проектами, уже слышал, а в сегодняшней ситуации, когда книгоиздание «зависло», щедрое финансирование показалось спасительной рукой, так заботливо протянутой утопающему.

…Итак, сооружение в самом центре Уфы. Охрана, уточнение личности, дальше – пара зигзагов по лестнице, полутемный коридор, мелькают какие-то тени, светлый кабинет, доброжелательная улыбка. Садимся за стол и собеседник достает большой альбом с портретом Петра I.

«Книгу нужно сделать уникальную, как коллекционное ружье, – берешь в руки, рассматриваешь, гладишь его, а можешь и не стрелять! Начнем с древности, потом, непременно, портрет Ивана Грозного. Представьте, Путин откроет книгу, скажет: «Ничего себе, Иван Грозный…» Перевернет несколько страниц: «Ничего себе, Петр Первый!» Они же ничего этого про нас не знают…»

Должен признаться: собеседник мне показался человеком широких взглядов и весьма просвещенным. Он много говорил о русской  поэзии, наизусть и в большом объеме цитировал Вознесенского. Общаться с ним было интересно, казалось, он искренне пытается найти точки соприкосновения национальных традиций и русской культуры.

Так ведь это именно то, что надо, думал я. В 2009 году, понимая, что национальные противоречия нарастают, я пытался (правда, робко) найти возможность организовать, в ряду многочисленных обществ дружбы, общество русско-башкирской дружбы. Но «Башкортостан – Франция», «Башкортостан – Турция» оказались, конечно, привлекательней. Да и мой голос, возможно, не был слишком убедителен, к тому же, другие веяли ветра. Сейчас время упущено, но идеи интернационализма и патриотизма остаются так же сильны. Почему бы на них не сделать акцент? Истосковался, к тому же, народ по этим идеям. Лично я в идею Братства Людей, в идею Родины верю (хотя ничего нового в этом, конечно, нет).

Неужели «старые волки» пересматривают позиции? Ну да, это ж нормально, когда здравомыслящие люди пытаются приспособиться к новой жизненной реальности, тем более, что фаза романтизма сменяется фазой классицизма. Что ж, отлично, по возможности нужно идти навстречу! – вот такие мысли возникали.

Только одна черта собеседника меня насторожила – обо всех без исключения он рассказывал «историйки», герои которых выглядели смешно или глупо. Ни об одном человеке хорошего слова не сказал, но все это, конечно, по-доброму, с улыбкой… Получили по заслугам и «национальные интеллигенты», и заслуженный художник России, и президент Татарстана, а уж нынешнему республиканскому руководству досталось… «Нет, – я подумал, – нужно побольше молчать, а то и про меня придумает какой-нибудь «историйку», ведь у него это отлично получается».

Читайте также:  Радикалы требуют ввести гражданство Башкортостана

 

Трудный проект

Издание намечалось глобальное, нужно было подыскать дизайнера, который смог бы все это осилить. И сразу же непредвиденная трудность – художники, к которым я обращался, от работы отказывались. Это в нынешней-то ситуации, когда все «сидят на мели»! Нет, поначалу, конечно же, соглашались, и первый художник, к которому я обратился, поначалу пришел в радостное возбуждение, но потом как-то затух. Меня это не испугало – у художников свои заморочки, отказ от работы я воспринял как неуверенность в своих силах, но и второй дизайнер, сперва обрадовавшись, затем тихо ушел в сторону – оказывается, был у него опыт общения с заказчиком – «кровь из людей пьет». Но и это не испугало, высокие требования – нормально, а «кровь пьет»… может, при решении сложных задач, некоторых художников и батогами надо бить, чтоб не халтурили?!

Нужно сказать: бывают проекты, которые идут, ну… очень трудно. Видимо и этот такого рода. Я сосредоточился на содержательной стороне, тем более, в графе «целевая аудитория» указал: «Руководство Российской Федерации – первые лица и руководители высшего звена (их референты). Аудитория с высоким порогом критичности».

Ну что ж, раз книга ориентирована на самые верхи, это не только усложняет задачу, но многое упрощает, – думал я. – Например, можно отказаться от некоторых местных, вызывающих споры, трактовок истории.

Поэтому в «концепцию издания» с удовольствием включил: «Взгляд на историю региона с позиций современной российской исторической науки. Отказ от популяризации конфликтных фигур и деятелей антироссийской направленности, акцент – на «объединяющих» фактах, сюжетах и лицах. Никаких лобовых пропагандистских ходов (воспринимаются негативно). В центре внимания – деятели культуры, религии, науки и промышленности общероссийской известности, связанные с Башкирией (родились или работали здесь), а также знаменитые башкиры, формировавшие российскую государственность («люди империи»). Основная задача – вписать историю Башкирии в историю России художественными методами. События «большой» российской истории постоянно соотносятся с «малой» историей региона (это лейтмотив книги)».

…Удивительно, но раздражение вызвали и «люди империи» и «с позиций современной российской исторической науки». Видимо, другие предполагались герои, другие трактовки истории. А уже через неделю в интернет появилась статья на тему «имперскости», разбивающая мои идеи в пух и прах. Даже удивился, как всё хорошо отлажено, но, может, все это было лишь совпадением? Тоже не исключено…

Вообще же, у меня возникло впечатление, что, как многие руководители старого типа, мой собеседник с компьютером не дружит, тем не менее, о свежих публикациях и общей ситуации в интернет хорошо осведомлен. Было ясно, на него работает какая-то специальная команда – ведет мониторинг, готовит аналитические записки, возможно, проводит свои информационные вбросы…

 

Точки соприкосновения

Уточнение концепции издания растянулось по времени. Оно и понятно – столь масштабный проект! Я занялся анализом эксклюзивных столичных изданий, связался с Москвой, стал консультироваться со специалистами, уточнять варианты издания…

Читайте также:  Бизнесмены в Башкирии спонсировали ИГИЛ и Талибан

Но был еще один момент, даже более важный, – поиск точек соприкосновения с самим заказчиком, ведь работа над книгой всегда предполагает некий компромисс между автором и издателем. В процессе уточнения стороны проясняют позиции, находят общие решения (по-другому – никак), однако, шло время, а никакого сближения не происходило. Ни малейшего, ни по одной из позиций, хотя я готов был идти навстречу. Во всем я винил себя и старался теперь понять, возможно ли сотрудничество в принципе, хотя бы по каким-то нейтральным направлениям?!

Несмотря на это, общаться с заказчиком было по-прежнему интересно, даже полезно. К примеру, я узнавал новые слова – впервые услышал, что занимаюсь, оказывается, «музеефикацией», то есть придаю историческим персонажам черты нетленности. Меня это и удивило, и обрадовало, сам бы не догадался. Неприемлемы для меня были только фигуры, которых нужно было «музеефицировать», например, муллу Габдуллу Галиева, призывавшего башкир к восстанию. От этого я категорически отказался.

Очень спорными показались и некоторые особенности дизайна будущей книги.

«Надо, чтоб художник написал по старославянски грамоту от Ивана Грозного башкирским племенам, поместим ее в книге прямо за его портретом. Чтоб она была на бумаге, похожей на старинную, и написана чернилами, а не напечатана. Путин возьмет в руки, скажет: «Ничего себе!»

Я немедленно обратился к специалисту по башкирской культуре, сотруднику издательства, башкирке. Она всплеснула руками: «Это же та самая грамота, которую все ищут, но не могут найти! Ну, это будет «сенсация»… – только такая «сенсация» никому не нужна!».

Здесь нужно пояснить: есть понятие «заказчик чудит» и это нормально, потому что временами и «художник чудит», и «автор чудит». Услышав в первый раз про грамоту, я попросту «не услышал», но требование это настойчиво повторялось при каждой встрече, пока, наконец, я не спросил: «Это обязательное условие?» «Да, обязательное!».

Ладно, думаю, на другом этапе постараюсь переубедить. Но, продолжая заниматься проектом, все больше убеждался – не смогу никого переубедить, потому что к литературе, к культуре это не имеет никакого отношения. Поддержка книгоиздания? Да нет, чистой воды политика… Новые идеи? Не увидел я ни одной — пусто. В Сибири в таких случаях говорят «порожняк»…

Когда уже с третьим художником я вошел в светлый кабинет, нас приветствовали: «Все решено, нынешнее руководство региона (он выражался, конечно, более конкретно) уходит!» Мы с художником переглянулись, ожидая продолжения, но услышали только, что «кто-то с кем-то там, на самом верху, – друзья». Оказалось: наш собеседник только что вернулся из поездки по дальним районам, где, видимо, такой аргументацией и пользовался. Мы, если не тупые, сами должны были догадаться, кто, возможно, станет следующим руководителем региона и какие тут открываются блестящие перспективы. Но мы только удивились…

В общем, накрылся проект березовым листом… Весь он, с самого начала, был, как я теперь понимаю, подготовкой к новому политическому сезону.

Надо было сбить блок, а для реалистичности оказались нужны и русские. Но что-то не клеилось с самого начала у моего собеседника. Может быть потому, что он совершенно не понимает людей?! Когда я окончательно расставался с ним и забирал бумаги, то напомнил ему одну из его характеристик – «начальник личной разведки». «Хорошо, что хоть не контрразведки», – отмахнулся он устало. За окно моросило, летели желтые листья…

Читайте также:  «БАШКОРТОСТАН», газета

Что я теперь должен был думать об именитом фонде? (А ведь я, повторяю, людей и события стараюсь оценивать непредвзято — такая внутренняя позиция). Хотелось бы, конечно, надеяться, что он к сомнительным проектам не причастен. Даже косвенно… Но, повторяю, что я теперь должен обо всем этом думать?!

Поэтому, когда в августе произошло совмещение премьерской и президентской должности, усиление власти, подумал: «хорошо, что ситуация оценивается адекватно». И вчерашние новости – роспуск правительства и формирование единой властной структуры – воспринял таким же образом: у власти должны стоять государственники, сильные, ответственные, опирающиеся на нравственные принципы. Всем нам сегодня нужна сильная и ответственная власть не только «для оптимизации», но и потому, что высок уровень скрытых угроз.

P.S. В ближайшее время, возможно, размещу на блоге издательскую разработки книги. Чтоб материал не пропал.

Комментарии

Reply
ligima0723-10 2012 at 11:27
Книга

Очень жаль — узнала о книге в октябре 2012,в связи с юбилеем М.В.Нестерова.В Озоне нет в наличии, подскажите пожалуйста может еще есть где-нибудь,хочется почитать. полистать. Спасибо за книгу, Вашу работу, фотографии моей любимой Уфы.

Reply
Сергей Синенко23-10 2012 at 17:20
Книга

Если Вы про «Неторопливые прогулки…», то немного осталось в магазине изд-ва КИТАП, пр. Октября, 2, стоит 200 р. (только что позвонил 246-09-55). Спасибо за добрые слова.

Reply
postbox425-10 2012 at 02:54
Добрый вечер, Сергей!

Случайно, ночью, нашел Ваш сайт. Несколько часов читал не отрываясь. Большое спасибо за проделанную Вами работу по его наполнению.

Нашел Ваш сайт в процессе поиска фотографий старой Уфы. Они нужны мне для оформления моей квартиры.Считаю, что картинки Венеции и Санторини — красивы, но бессмыслены… Еще раз в этом убедился прочитав материалы Вашего сайта. Оказывается у нашего города есть история…

Я — коренной уфимец, мне стыдно, что я об этом не знал…

Прошу Вашей помощи в подборе фото.

Заранее спасибо за возможную помощь…

и просто спасибо за полезную информацию.

С уважением,

Мохов Андрей

Reply
Сергей Синенко25-10 2012 at 13:57
Добрый день, Андрей!

Мысль очень хорошая, ведь среда формирует самоощущение. Алгоритм может быть такой:

1) отобрать фото в интернет, которые хотелось бы повесить на стену (10-15 шт.), только не «заезженные» снимки;

2) направляетесь в Национальный музей, где почти наверняка есть сканы этих фото (tiff 300-400 dpi стоят не дороже 400 руб.), отбираете не больше 3-х (чуть что — вернетесь);

3) привязываете к пространству, выбираете формат, рамку, тональность дуплекса, делаете распечатку и т.п.

Но можно и покруче.

Раньше на Р. Зорге работала фирма РИЦ «Старая Уфа», в офисе —  мансарда, поднимаешься по лестнице и «а-а-ах!..» — в полстены черно-белая панорама Старой Уфы приблизительно 40 х 200 см. Где-то есть и этот файл, и распечатка, но это… уже к художникам Олегу Халимова или Айрату Галяутдинову, с ними договариваться (они — одни из тех, кто весь этот зрительный ряд и поднимал, старое «мыло» фирмы — old-ufa@ufacom.ru).

Думаю, много фото дома не нужно. М.б. начать с одной картинки, например с этой 1867 г. (хорошо держит дизайн, долго не надоест), в музее она д.б. с необходимым разрешением. Искренне желаю успехов.

Ufa_1867 ПОРОЖНЯК (политика и литература) БАШКИРИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − одиннадцать =

Next Post

Парк им. И. Якутова - Уфа от А до Я

Ср Окт 24 , 2012
Парк им. И. Якутова - Уфа от А до Я Детская железная дорога в парке имени И. Якутова. Уфа. Фото Сергея Синенко Парк им. И. Якутова, на ул. Ленина, был организован по инициативе уфимского полицмейстера Г.Г. Бухартовского (см. Бухартовского дом) в 1903 г. как Парк народной трезвости – место народных гуляний. По первоначальным планам предполагалось, что жители Северной слободы и Вокзальной части Уфы, вместо того чтобы пьянствовать и хулиганить, будут в этом парке кататься на каруселях и играть в шахматы.